Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении дополнений и изменений в федеральные законы "об обороне", "о воинской обязанности и военной службе" и "о статусе военнослужащих"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ
И ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ЗАКОНЫ "ОБ ОБОРОНЕ",
"О ВОИНСКОЙ
ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
И "О
СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Необходимость
разработки данного законопроекта
определяется отсутствием достаточной
регламентации на законодательном уровне
вопросов организации и несения боевого
дежурства (боевой службы) и оперативного
дежурства (службы оперативных дежурных).
При этом в Вооруженных Силах Российской
Федерации система несения боевого
дежурства (боевой службы) сложилась и
постоянно действует уже длительное
время.
Боевое дежурство - это особый вид
дежурства специально выделенных дежурных
сил и средств, предназначенных для решения
запланированных и внезапно возникающих
задач или ведения боевых действий. В состав
этих дежурных сил и средств входят боевые
расчеты, экипажи кораблей и летальных
аппаратов, дежурные смены пунктов
управления, сил и средств боевого
обеспечения.
В настоящее время боевое
дежурство осуществляется и в других
войсках и воинских формированиях,
привлекаемых к обороне и подчиненных
различным федеральным органам
исполнительной власти. При этом вопросы
организации и несения боевого дежурства
регламентируются лишь Уставом внутренней
службы Вооруженных Сил Российской
Федерации на уровне воинской части, а также
множеством частных ведомственных
инструкций.
Вместе с тем интересы
централизации управления дежурными силами
и средствами, сокращение требуемых
временных показателей оценки обстановки в
целях обеспечения обороны и безопасности
страны, отмечаемое увеличение масштабов
террористических угроз в значительной
степени повышают важность единства
подходов к организации и несению боевого
дежурства. Это, в свою очередь, требует
регламентации указанных вопросов на
законодательном уровне.
Наряду с боевым
дежурством в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, воинских
формированиях и органах, привлекаемых к
обороне, организуется и осуществляется
оперативное дежурство (службы оперативных
дежурных).
Главной задачей несения
оперативного дежурства (службы оперативных
дежурных) является своевременный прием и
доведение до войск (сил) приказов (сигналов)
централизованного боевого управления,
управление переводом Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов на
организацию и состав военного времени, а
также органов государственной власти,
местного самоуправления и организаций на
работу в условиях военного времени.
Военнослужащие, привлекаемые к несению
оперативного дежурства (службы оперативных
дежурных), должны отвечать особым
требованиям как по уровню профессиональной
подготовки, так и по состоянию здоровья.
В то же время деятельность военнослужащих,
осуществляющих оперативное дежурство
(службу оперативных дежурных), в перечень
случаев исполнения обязанностей военной
службы (статья 37 Федерального закона "О
воинской обязанности и военной службе") не
включена, а выполняемые ими обязанности
специальными (статья 27 Федерального закона
"О статусе военнослужащих") не считаются,
при этом в соответствии с требованиями
статьи 37 Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе" отдание
приказов и распоряжений, не имеющих
отношения к исполнению обязанностей
военной службы, запрещено, что влечет за
собой определенные сложности при
организации оперативного дежурства.
В
настоящее время несение оперативного
дежурства (службы оперативного дежурства)
осуществляется на основе лишь
ведомственных нормативных актов. Учитывая
это, существует настоятельная
необходимость регламентации вопросов
организации и несения оперативного
дежурства (службы оперативных дежурных) на
законодательном уровне.
Предлагаемый
законопроект закрепляет законодательно
существующие в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках,
воинских формированиях и органах,
привлекаемых к обороне, боевое дежурство
(боевую службу) и оперативное дежурство
(службу оперативных дежурных). Он
делегирует также Президенту Российской
Федерации право определять их задачи,
ответственность должностных лиц за
выполнение этих задач, порядок применения и
взаимодействия дежурных сил и средств.
Вносимые данным законопроектом изменения и
дополнения в ряд законодательных актов
Российской Федерации позволят отнести
деятельность военнослужащих по несению
оперативного дежурства (службы оперативных
дежурных) к исполнению обязанностей
военной службы, а исполняемые ими
обязанности считать
специальными.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ЗАКОНЫ "ОБ ОБОРОНЕ", "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ
И ВОЕННОЙ
СЛУЖБЕ" И "О СТАТУСЕ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Принятие указанного
Федерального закона приостановления,
изменения, дополнения или принятия
законодательных актов Российской
Федерации не потребует.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К
ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ
И ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ЗАКОНЫ "ОБ ОБОРОНЕ",
"О ВОИНСКОЙ
ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
И "О
СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Принятие
указанного Федерального закона
дополнительных расходов за счет средств
федерального бюджета не потребует, а
вызовет лишь необходимость упорядочения и
перераспределения средств, выделяемых
ежегодно Министерству обороны Российской
Федерации (иным органам исполнительной
власти, в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба) на
организацию боевого дежурства (боевой
службы) и оперативного дежурства (службы
оперативных дежурных).