Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменений в жилищный кодекс российской федерации"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ
В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
Внесенный проект направлен на
устранение противоречий в Жилищном кодексе
Российской Федерации (далее - Жилищный
кодекс) и исключение неопределенностей в
правовых основах деятельности управляющих
организаций.
В официальном тексте
документа, видимо, допущена опечатка:
имеется ввиду подпункт 6 пункта 1 статьи 4
Жилищного кодекса, а не пункт 6 статьи 4.
Жилищный кодекс разделяет многоквартирный
жилой дом на следующие непересекающиеся
элементы: жилые (нежилые) помещения и общее
имущество. Порядок принятия решений по
содержанию и ремонту этих элементов
принципиально отличается: по жилым
(нежилым) помещениям решение принимает
физическое лицо, по общему имуществу - общее
собрание собственников. В связи с этим в
пункт 6 статьи 4, определяющей регулируемые
Жилищным кодексом отношения, необходимо
внести понятие содержания и ремонта общего
имущества жилого дома.
Пункт 2 статьи 44
вводит понятие ремонта общего имущества
многоквартирного дома. В пункте 3 статьи 65 и
в пункте 3 статьи 67 Жилищного кодекса
вводятся (и далее по тексту используются)
детализирующие понятия "капитальный
ремонт" и "текущий ремонт". Поскольку
Жилищный кодекс не дает определений этих
понятий, понятие "ремонт" по тексту
Жилищного кодекса можно трактовать как
объединение понятий "капитальный ремонт" и
"текущий ремонт". Такая трактовка неизбежно
приведет к противоречиям, которые вызовут
конфликты в отношениях собственников и
управляющих организаций.
Текущий
ремонт общего имущества жилого дома -
ремонт, выполняемый в плановом порядке с
целью восстановления исправности или
работоспособности жилого дома, частичного
восстановления его ресурса с заменой или
восстановлением его составных частей
ограниченной номенклатуры, установленной
нормативной и технической документацией.
Необходимость проведения капитальных
ремонтов возникает, как правило, по
завершении нормативного срока
эксплуатации соответствующих систем либо
после крупных аварий. Порядок проведения и
финансирования этих видов ремонтов
принципиально отличается. Текущие ремонты -
одна из основных и обязательных функций
управляющих организаций, источником
финансирования которых является текущая
квартплата ("плата за жилое помещение" по
определению статьи 154 Жилищного кодекса).
Капитальные ремонты производятся
достаточно редко и могут финансироваться
либо за счет накопительных текущих
платежей, либо за счет оплаты работ по факту
выполнения. В первом случае платежи нельзя
включать в текущую плату за жилое
помещение, так как период накопления
средств порядка десяти и более лет
противоречит временному (порядка года)
характеру договорных отношений с
управляющей организацией. Во втором случае
плату за капитальные ремонты нельзя
включать в плату за жилое помещение, так как
порядок проведения и финансирования
капитальных ремонтов определяет общее
собрание собственников лишь "с учетом
предложений управляющей организации"
(пункт 2 статьи 158 Жилищного кодекса), но не
обязательно с ее помощью. Соответственно,
управляющая организация не обязательно
является получателем данных средств.
Включение платы за капитальные ремонты в
состав платы за жилое помещение приводит к
противоречию пунктов 4, 7 статьи 155 и пункта 2
статьи 158 Жилищного кодекса. Кроме того, это
приводит к безусловным обязательствам
управляющей организации по проведению
капитальных ремонтов даже при принятии
общим собранием собственников независимых
от управляющей организации способов
финансирования.
Таким образом, у
определения понятия платы за жилое
помещение (подпункт 1 пункта 2 статьи 154
Жилищного кодекса) необходимо исключить
плату за капитальные ремонты.
Финансирование капитальных ремонтов
должно осуществляться в порядке,
определяемом общим собранием
собственников в соответствии с пунктом 2
статьи 158 Жилищного кодекса либо органом
местного самоуправления в соответствии с
пунктом 4 статьи 158 Жилищного
кодекса.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЖИЛИЩНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие
проекта Федерального закона "О внесении
изменений в Жилищный кодекс Российской
Федерации" не потребует дополнительного
бюджетного
финансирования.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие проекта Федерального
закона "О внесении изменений в Жилищный
кодекс Российской Федерации" не потребует
признания утратившими силу,
приостановления, изменения, дополнения или
принятия других актов федерального
законодательства.