Статья 2. Основные принципы водного законодательства. 1. Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах:
учета значения водных объектов как основы
жизни и деятельности человека. При этом
регулирование отношений по использованию и
охране водных объектов осуществляется
исходя из представлений о водном объекте
как о природном объекте, охраняемом в
качестве важнейшей составной части
природы, природном ресурсе, используемом
человеком для потребления, в хозяйственной
и иной деятельности, и одновременно как об
объекте права собственности и иных прав;
приоритета охраны водных объектов как
важнейшего компонента окружающей среды
перед использованием водных объектов. При
этом использование водных объектов не
должно причинять вред окружающей среде;
приоритета сохранения особо охраняемых
водных объектов. При этом использование
особо охраняемых водных объектов
ограничивается или запрещается в порядке,
установленном федеральными законами;
целевого использования водных объектов.
При этом водные объекты предоставляются в
пользование для определенных целей;
приоритета использования водных объектов
для питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения перед иными целями
использования водных объектов. При этом
предоставление водного объекта, пригодного
для питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, в пользование для иных целей
допускается лишь при наличии достаточных
запасов водных ресурсов;
участия
граждан и общественных организаций
(объединений) в решении вопросов,
касающихся их прав на водные объекты, а
также их обязанностей по охране водных
объектов. При этом граждане, общественные
организации (объединения) имеют право
принимать участие в подготовке решений,
реализация которых может оказать
воздействие на водные объекты при их
использовании и охране, а органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, субъекты хозяйственной и
иной деятельности обязаны обеспечить
возможность такого участия в порядке и в
формах, которые установлены
законодательством Российской Федерации;
равного доступа граждан и юридических лиц
к приобретению прав пользования водными
объектами. При этом граждане и юридические
лица имеют равные права на приобретение
права пользования водными объектами, за
исключением случаев, предусмотренных
водным законодательством;
бассейнового
подхода к регулированию отношений по
использованию и охране водных объектов. При
этом регулирование отношений по
использованию и охране водных объектов
осуществляется исходя из особенностей
водного режима водных объектов, входящих в
бассейн водного объекта;
гласности
водопользования. При этом все решения
органов государственной власти или органов
местного самоуправления о предоставлении
водных объектов в пользование, а также
договоры водопользования общедоступны
любому лицу, за исключением информации,
которая составляет государственную
тайну;
комплексности использования
водных объектов. При этом водные объекты
могут предоставляться в пользование для
удовлетворения одной или нескольких целей
одному или нескольким
водопользователям;
платности
использования водных объектов. При этом
любое использование водных объектов
осуществляется за плату, за исключением
случаев, установленных федеральными
законами;
стимулирования охраны водных
объектов. При этом размер платы за
пользование водными объектами должен
обеспечивать выполнение мероприятий по
охране водных объектов.
2. Использование
и охрана водных объектов, а также
эксплуатация расположенных на них
гидротехнических сооружений, находящихся в
федеральной собственности, осуществляются
на основе принципа единства следующих
функций хозяйственного управления водными
объектами:
управление водными
объектами, находящимися в федеральной
собственности;
осуществление функций
единого балансодержателя гидротехнических
сооружений, находящихся в федеральной
собственности;
организация выполнения
работ по содержанию и охране водных
объектов;
оперативное установление
режима наполнения и сработки водохранилищ
в соответствии с правилами использования
водных ресурсов водохранилищ;
предоставление в пользование находящихся в
федеральной собственности водных объектов
в соответствии с настоящим Кодексом;
организация выполнения работ по подготовке
и осуществлению противопаводковых
мероприятий, предотвращение и ликвидация
последствий вредного воздействия вод;
организация выполнения работ по
обеспечению строительства, а также
эксплуатации, ремонта, реконструкции
гидротехнических и иных водохозяйственных
систем и сооружений, находящихся в
федеральной собственности.