Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам социальной защиты детей-инвалидов"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ"
В
настоящее время установлены правовые
основы государственной политики в
отношении детей-инвалидов в сфере
образования и социальной защиты.
Однако
проведенный анализ современной
нормативной правовой базы, статистических
данных и регионального опыта показал, что
вопросы по обеспечению социальной
поддержки детей-инвалидов требуют
дополнительного законодательного
регулирования.
По данным
Государственного доклада о положении детей
в Российской Федерации, в настоящее время в
России проживает 642 тысячи детей-инвалидов,
которые имеют ограничения
жизнедеятельности, и их право на
образование регулируется Федеральным
законом "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" и нормативными
документами Министерства образования и
науки Российской Федерации. К этой
категории не относятся дети с легкой
степенью умственной отсталости, дети с
задержкой психического развития, дети с
речевой патологией и дети с нарушением
слуха и зрения, которые также нуждаются в
создании условий для получения ими
образования на основе специальных
педагогических подходов.
В
официальном тексте документа, видимо,
допущена опечатка: письмо Министерства
образования Российской Федерации N 29/1524-6 "О
Концепции интегрированного обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья (со
специальными образовательными
потребностями)" имеет дату 16.04.2001, а не 26.04.2001.
К таким детям, а также к детям-инвалидам и
инвалидам в Законе Российской Федерации "Об
образовании" применяются термины "граждане,
обучающиеся, воспитанники с отклонениями в
развитии". Вместе с тем такая терминология
некорректна и не соответствует современным
международным требованиям. Так, в
документах Всемирной Организации
Здравоохранения (ВОЗ) для обозначения
данной категории граждан используется
термин "граждане с ограниченными
возможностями здоровья". Министерства уже
широко используют термин "дети с
ограниченными возможностями здоровья" в
своих документах (решение Коллегии
Минобразования от 09.02.1999; письмо
Минобразования от 26.04.2001 N 29/1524-6; ежегодный
Государственный доклад о положении детей в
Российской Федерации).
Законопроектом
предлагается заменить термин "граждане,
обучающиеся, воспитанники с отклонениями в
развитии" на термин "граждане, обучающиеся,
воспитанники с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе
инвалиды и дети-инвалиды", поскольку он
наиболее полно соответствует
международной терминологии и сложившейся
практике в применении этого термина в
нормативных документах органов
исполнительной власти.
Число детей "с
отклонениями в развитии" в Российской
Федерации составляет 4,5% от детского
населения страны (1,5 млн. детей). Однако, по
данным статистической отчетности
Министерства образования и науки России,
образование в системе общего и
специального образования (в том числе в
форме надомного обучения) получают лишь
немногим более 230 тысяч детей-инвалидов.
Несмотря на то что количество
детей-инвалидов и детей "с отклонениями в
развитии" школьного возраста (7 - 18 лет) не
учитывается статистической отчетностью, из
сравнения данных по количеству
функционирующих на территории России
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений, школ надомного
обучения и численности в них воспитанников
очевидно, что большинство этих детей
школьного возраста не обучается.
Одной
из причин сложившейся ситуации является то,
что в Законе Российской Федерации "Об
образовании" отсутствует дифференциация
типов и форм образования для обучения такой
категории детей.
Законопроектом
предлагается привести в соответствие
положения Закона Российской Федерации "Об
образовании" с Федеральным законом "О
социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" в части образования
детей-инвалидов в форме надомного обучения
(ст. 10, 12, 17).
В соответствии с Федеральным
законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" к полномочиям
органов государственной власти субъекта
Российской Федерации по предметам
совместного ведения, осуществляемых
данными органами самостоятельно за счет
своих средств, относится решение вопросов
социальной поддержки и социального
обслуживания граждан пожилого возраста и
инвалидов (пункт 2 статьи 26.3).
Однако
положение статьи 1 Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" устанавливает, что
ребенок-инвалид - это отдельная категория. В
связи с чем предлагается уточнить подпункт
24 пункта 2 статьи 26.3 указанного Закона,
дополнить его категорией "дети-инвалиды".
В действующей редакции Федерального
закона "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" Федеральным законом N
122-ФЗ исключена норма, которая
предоставляла возможность субъектам
Российской Федерации принимать законы и
иные нормативные правовые акты о
социальной защите инвалидов, в том числе
детей-инвалидов. В то же время, когда от
субъектов Российской Федерации требуется
активная работа по сохранению и возможному
повышению ранее достигнутого уровня
социальной поддержки, законопроектом
предлагается восстановить в базовом Законе
об инвалидах указанную
норму.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В
ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Принятие проекта
Федерального закона "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам социальной защиты
детей-инвалидов" не потребует
дополнительных затрат из федерального
бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ
ИЛИ
ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ"
Принятие проекта
Федерального закона "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам социальной защиты
детей-инвалидов" не потребует признания
утратившими силу, приостановления,
изменения или принятия актов федерального
законодательства.