Решение комитета по природным ресурсам и природопользованию от 11.04.2005"о проекте федерального закона n 136492-4 "водный кодекс российской федерации"


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ
РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2005 года
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 136492-4
"ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Рассмотрев проект Федерального закона N 136492-4 "Водный кодекс Российской Федерации", Комитет решил:
1. Рекомендовать Государственной Думе принять проект Федерального закона N 136492-4 "Водный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
2. Утвердить заключение на указанный законопроект.
3. Назначить содокладчиком по указанному законопроекту депутата Государственной Думы Комарову Наталью Владимировну.
4. Направить настоящее решение, текст законопроекта и сопроводительные документы в Совет Государственной Думы для включения указанного законопроекта в проект порядка работы Государственной Думы на 22 апреля 2005 года для рассмотрения в первом чтении.
5. Ответственные от аппарата Комитета - Кайгородов И.Г., Кривондасова О.Л.
Председатель Комитета
Н.В.КОМАРОВА


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 136492-4
"ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию совместно с Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, Комитетом Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитетом Государственной Думы по собственности, Комитетом Государственной Думы по экологии, Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект Федерального закона N 136492-4 "Водный кодекс Российской Федерации" и отмечает.
Необходимость разработки новой редакции Водного кодекса Российской Федерации вызвана изменением в стране экономической ситуации и необходимостью создания правовой базы, обеспечивающей в условиях развития рыночных отношений эффективное использование водных объектов и их водных ресурсов.
Новое водное законодательство должно обеспечивать как сохранение водных объектов и их водных ресурсов, так и развитие экономики страны путем доступа к водным ресурсам наиболее рациональным способом и на равных условиях водопользователей всех форм собственности с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Защиту интересов государства и водопользователей в равной мере должно обеспечить предоставление права пользования водными объектами на основе гражданско-правовых норм, гарантирующих ответственность обеих сторон за рациональное использование водных объектов и сохранение их ресурсов.
Действующий Водный кодекс Российской Федерации построен исключительно на нормах административного права, что в условиях развития рыночных отношений не может обеспечить эффективного использования водных объектов и сохранения их водных ресурсов.
Применение в водном законодательстве норм гражданского права требует учитывать, что на водные объекты, являющиеся природными объектами, водные ресурсы которых находятся в динамичном состоянии, имущественные отношения, регламентируемые Гражданским кодексом Российской Федерации, не могут применяться в полном объеме, имеющиеся особенности водных отношений в соответствии со статьями 129, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации должны регулироваться Водным кодексом Российской Федерации.
Концепция предлагаемого законопроекта отвечает современным требованиям и решает вопросы обеспечения рационального пользования водными объектами и их водными ресурсами.
В то же время следует отметить, что текст законопроекта не в полной мере реализует предлагаемую концепцию регулирования водных отношений, содержит несоответствие действующим федеральным законам.
Требуют доработки следующие положения законопроекта.
1. В законопроекте статьей 2 определены основные принципы водного законодательства, которые должны обеспечить эффективное использование водных объектов, учитывая их значение как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране водных объектов осуществляется исходя из представлений о водном объекте как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления в хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
Основные принципы, декларированные в этой статье, не в полной мере раскрыты в тексте законопроекта, кроме того, одним из основных принципов должен быть принцип сохранения водных объектов как среды обитания водных биологических ресурсов.
2. Большое значение имеет корректное юридическое определение основных понятий, используемых в проекте Водного кодекса.
Водный объект состоит из воды и земель, на которых он сосредоточен. В законопроекте не отражено указанное единство воды и земель. Этот недостаток может повлечь серьезные правовые последствия. Проектом Водного кодекса Российской Федерации водные объекты объявляются федеральной собственностью. Принадлежность земель к федеральной собственности определяется в зависимости от того, являются ли они землями водного фонда, которые федеральными законами отнесены к собственности Российской Федерации. Особенно остро этот вопрос будет стоять при формировании ложа водохранилищ, при изменении русел или площади акваторий водных объектов.
В законопроекте необходимо уточнить связь водного объекта и его водных ресурсов. Этот вопрос важен для определения вида водопользования и правового режима соответствующего водного объекта.
Необходимо уточнить понятие обособленного водного объекта.
3. Доработать главу "Право собственности и иные права на водные объекты". Определить обособленные водные объекты, относимые к собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности по принципу следования судьбе земельного участка, на котором они расположены.
4. Статья 6 не в полной мере характеризует виды водных объектов и требует уточнения и дополнения.
Необходимо предусмотреть характеристики водных объектов (водоемы, водотоки, болота, водохранилища и т.д.), а также особенности их использования.
5. Определяя в статье 7 субъекты Российской Федерации как субъекты водных отношений, одновременно не предусматривается участие их в управлении водными объектами и водными ресурсами, находящимися в федеральной собственности.
В законопроекте должно быть предусмотрено участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в управлении водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
Уточнить полномочия органов местного самоуправления в части регулирования общего водопользования, а также при предупреждении и ликвидации последствий вредного воздействия вод.
Определить полномочия субъектов водных отношений при осуществлении мониторинга водных объектов.
6. Необходимо усилить участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на пользование водными объектами. Граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) должны иметь право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране.
7. В законопроекте необходимо предусмотреть гласность водопользования. При этом все решения органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении водных объектов в пользование, а также договоры водопользования, за исключением информации, которая составляет государственную тайну, должны быть общедоступны.
8. Значительной доработки требует механизм договорных отношений в области водопользования в следующих направлениях:
определить конкретно все виды пользования водными объектами и основания, в соответствии с которыми они осуществляются, - на основании договоров, решений и других правовых основаниях, предусмотренных законом;
определить виды водных объектов в соответствии с осуществляемыми на них конкретными видами пользования;
дополнить соответствующие статьи нормами, обеспечивающими открытость заключения договоров;
предусмотреть при заключении договоров учет интересов всех пользователей соответствующим водным объектом;
усовершенствовать механизм передачи права пользования водными объектами третьим лицам, предусмотрев конкретные случаи возможности передачи права пользования;
необходимо установить конкретные обязательства контрагента водопользователя в течение срока действия договора водопользования.
9. Доработать нормы, обеспечивающие эффективность экономического механизма управления водными объектами. Определить вид платежей, которые взимаются с водопользователя в случае пользования им водным объектом по решению о предоставлении водного объекта в пользование. Определить критерии определения платы за пользование водными объектами в зависимости от видов водопользования, предусмотреть случаи безвозмездного пользования водными объектами.
10. Доработать нормирование допустимого воздействия на водные объекты, нормативы вредного воздействия вод с учетом положений законодательства о технических регламентах, законодательства об охране окружающей природной среды, норм международного права, а также предусмотреть порядок перехода на эти нормы.
11. Предусмотреть нормы, обеспечивающие предупреждение и ликвидацию последствий негативного влияния воздействия вод, в том числе критерии отнесения территорий к паводкоопасным, а также нормы пользования паводкоопасными территориями.
12. Предусмотреть нормы, регулирующие пользование водными объектами общего пользования, обеспечивающие их доступность для населения.
13. Предусмотреть в законопроекте нормы, обеспечивающие интересы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока при осуществлении ими традиционного природопользования на водных объектах.
14. Усилить гарантии имущественных прав водопользователей (независимо от форм собственности организаций), определить перечень оснований, по которым могут быть ограничены права водопользователей.
15. Подробно регламентировать отношения, связанные с рациональным использованием и охраной водных объектов. Необходимо определить особенности использования водных объектов для осуществления различных видов деятельности, включая вопросы охраны (рыболовство, рыбоводство, гидроэнергетика, теплоэнергетика и др.), предусмотрев гармонизацию отношений между пользователями, использующими водный объект для различных целей.
16. Конкретизировать нормы законопроекта, касающиеся определения границ и правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Предусмотреть разрешительный режим использования водоохранных зон, прибрежной полосы суши и бечевника, определив условия пользования ими.
17. Привести нормы законопроекта в соответствие с действующим гражданским, земельным, градостроительным и иным федеральным законодательством, а также предусмотреть возможность принятия по наиболее важным вопросам, не урегулированным или недостаточно урегулированным данным законопроектом, других нормативно-правовых актов общефедерального значения, в том числе с применением программно-целевого подхода к восстановлению и охране водных объектов.
18. Подробнее регламентировать деятельность бассейновых советов.
Для работы над законопроектом Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию была создана рабочая группа, которая на своих заседаниях выработала конкретные рекомендации по доработке проекта Водного кодекса Российской Федерации и проекта Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (приложение N 1 <*> - "Итоговый протокол заседания рабочей группы по проекту Федерального закона N 136492-4 "Водный кодекс Российской Федерации" и проекту Федерального закона N 136504-4 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" от 11 апреля 2005 года).
--------------------------------
<*> Не приводится.
Правительство Российской Федерации признает обоснованность изложенных в настоящем заключении с учетом итогового протокола замечаний и предложений и считает целесообразным их учет во втором чтении.
На законопроект из субъектов Российской Федерации поступило пятьдесят одно заключение: из них один субъект Российской Федерации поддержал законопроект, два субъекта Российской Федерации дали отрицательные заключения.
От названных выше комитетов-соисполнителей Государственной Думы поступили заключения, в которых предлагается принять указанный законопроект в первом чтении.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рекомендует Государственной Думе принять проект Водного кодекса Российской Федерации в первом чтении.
Председатель Комитета
Н.В.КОМАРОВА

Законопроекты »
Читайте также