Заключение комитета по собственности от 07.04.2005 n 3.9-34/2.2"по проекту федерального закона n 136524-4 "о введении в действие лесного кодекса российской федерации"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО СОБСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 7
апреля 2005 г. N 3.9-34/2.2
ПО ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 136524-4 "О ВВЕДЕНИИ
В
ДЕЙСТВИЕ ЛЕСНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
Комитет Государственной Думы
по собственности рассмотрел проект
Федерального закона N 136524-4 "О введении в
действие Лесного кодекса Российской
Федерации" и отмечает следующее.
Законопроект носит технический характер и
устанавливает порядок перехода к
отношениям лесопользования, вводимым новой
редакцией Лесного кодекса Российской
Федерации. В частности, законопроектом
определяется порядок перехода от
отменяемых Лесным кодексом Российской
Федерации прав пользования лесными
участками и документов, являющихся
основаниями для пользования лесными
участками, к новым правовым основаниям -
договорам аренды земельных участков.
Вместе с тем Комитет по собственности имеет
ряд замечаний по тексту законопроекта.
В соответствии со статьей 7 законопроекта
федеральная собственность на земли лесного
фонда сохраняется до принятия федеральных
законов, устанавливающих порядок передачи
лесных участков из состава земель лесного
фонда в собственность субъектов Российской
Федерации или муниципальных образований,
граждан и юридических лиц. По мнению
Комитета по собственности, указанное
положение не согласуется со статьей 42 новой
редакции Лесного кодекса Российской
Федерации, согласно которой земли лесного
фонда находятся в федеральной
собственности. Объектами же гражданского
оборота являются лесные участки, которые
могут переходить в собственность иных лиц
не с момента принятия федеральных законов,
а с момента принятия в порядке,
установленном Лесным кодексом Российской
Федерации или специальным федеральным
законом, соответствующего решения
Правительства Российской Федерации о
передаче конкретного лесного участка в
собственность определенных лиц. При этом
отчуждение такого участка в
государственную собственность субъекта
Российской Федерации или муниципальную
собственность будет носить, видимо,
безвозмездный характер и регулироваться
бюджетным законодательством, а передача в
собственность граждан и юридических лиц -
возмездный характер и по сути будет
являться приватизацией лесных участков.
Следует отметить, что статья 4
законопроекта не несет правовой нагрузки и
является излишней, так как содержащееся в
ней положение о передаче исполнительным
органам государственной власти субъектов
Российской Федерации полномочий
Правительства Российской Федерации по
переводу земельных участков, на которых
расположены леса второй и третьей групп,
полностью дублирует аналогичное положение
Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации".
Проектом Лесного
кодекса Российской Федерации предусмотрен
отказ от лесорубочных билетов. В этой связи
Комитет по собственности считает
целесообразным в рассматриваемом
законопроекте продлить до 1 января 2009 года
необходимость получения
лесопользователями таких билетов,
являющихся, по сути, документационной
основой, на которой строятся существующие в
Российской Федерации системы отслеживания
законности происхождения древесины, ее
одномоментная ликвидация может привести к
значительному увеличению объема
незаконного оборота древесины. Комитету
представляется целесообразным рассмотреть
вопрос о возможности сохранения
обязанности лесопользователей получать
лесорубочные билеты, по крайней мере, на
период до практического введения иных мер
государственного контроля за оборотом
древесины.
Оценивая законопроект в
целом, следует отметить, что последний
является завершенным правовым актом, его
положения согласуются с нормами
федерального законодательства, в тексте
законопроекта отсутствуют внутренние
логические противоречия, а форма изложения
проекта соответствует правилам
юридической техники.
На основании
изложенного Комитет по собственности
поддерживает концепцию проекта
Федерального закона N 136524-4 "О введении в
действие Лесного кодекса Российской
Федерации" и рекомендует Государственной
Думе принять законопроект в первом чтении с
учетом необходимости его доработки ко
второму чтению в аспекте изложенных в
настоящем заключении
замечаний.
Председатель Комитета
В.С.ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ