Заключение комитета по обороне от 20.01.2005 n 48/2.4"по проекту федерального закона n 69528-4 "о внесении изменений и дополнений в кодекс российской федерации об административных правонарушениях"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО ОБОРОНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 20 января 2005
г. N 48/2.4
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N
69528-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Рассмотрев проект
Федерального закона N 69528-4 "О внесении
изменений и дополнений в Кодекс Российской
Федерации об административных
правонарушениях", внесенный Курской
областной Думой, Комитет Государственной
Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предлагается установить
административную ответственность
соответствующих должностных лиц за
создание условий, препятствующих гражданам
исполнять воинскую обязанность при призыве
и прохождении военных сборов, а для граждан
- за уклонение от призыва и прохождения
военных сборов.
Практика применения
Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе" в части
организации и проведения военных сборов
показывает, что уклонение граждан,
пребывающих в запасе, от прохождения
военных сборов принимает все более
значительные масштабы. Это связано, в том
числе, и с тем, что руководители и другие
ответственные за военно-учетную работу
должностные лица работодателей не всегда
выполняют возложенные на них обязанности
по обеспечению исполнения гражданами
обязанностей в области призыва и
прохождения военных сборов.
Учитывая
это, попытка решить изложенную проблему
путем установления административной
ответственности за соответствующие
правонарушения заслуживает поддержки.
Однако в предложенной редакции
законопроект не может быть поддержан по
следующим основаниям.
Ответственность
за совершение правонарушения всегда
обуславливается необходимостью исполнения
субъектом правоотношений соответствующих
обязанностей. Причем такие обязанности
должны быть возложены на гражданина или
должностное лицо непосредственно в
нормативном правовом акте.
Так,
например, пункт 1 статьи 4 Федерального
закона "О воинской обязанности и военной
службе" возлагает на руководителей, других
ответственных за военно-учетную работу
должностных лиц организаций обязанность
оповещать граждан о вызовах (повестках)
военных комиссариатов и обязанность
обеспечивать гражданам возможность
своевременной явки по таким вызовам
(повесткам).
В свою очередь, статья 21.2
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях
устанавливает ответственность названных
должностных лиц за неоповещение граждан о
вызовах (повестках) военных комиссариатов и
за необеспечение гражданам возможности
своевременно явиться по таким вызовам
(повесткам).
Федеральный закон "О
воинской обязанности и военной службе"
содержит исчерпывающий перечень
обязанностей руководителей, других
ответственных за военно-учетную работу
должностных лиц организаций, и в этом
перечне нет обязанности "не создавать
условия, препятствующие гражданам
исполнять воинскую обязанность при призыве
и прохождении ими военных сборов".
Таким
образом, возложение на них ответственности
за неисполнение этой обязанности
фактически лишено правовых оснований.
Кроме того, неясно, какие именно деяния
вышеназванных должностных лиц, помимо
необеспечения гражданам возможности
своевременной явки по вызову (повестке)
военного комиссариата, субъектом права
законодательной инициативы предлагается
квалифицировать как "создание условий,
препятствующих гражданам исполнять
воинскую обязанность при призыве и
прохождении ими военных сборов...".
Ответственность за неявку гражданина по
вызову (повестке) военного комиссариата
предусмотрена статьей 21.5 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях и вытекает из
соответствующей обязанности гражданина
явиться по такой повестке (пункт 1 статьи 10
Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе").
Как и в
предыдущем случае, исполнение каких-либо
других обязанностей в области призыва и
прохождения военных сборов на граждан
Федеральным законом "О воинской
обязанности и военной службе", по существу,
не возложено (чего нельзя сказать, например,
о гражданах, подлежащих призыву, которые в
соответствии с пунктом 1 статьи 31
названного Закона, помимо обязанности
являться по повесткам военных
комиссариатов, обязаны "также находиться в
военном комиссариате до отправки к месту
прохождения военной службы").
Учитывая
это, возложение на граждан ответственности
за уклонение от призыва и прохождения
военных сборов также не обеспечено
необходимостью исполнения ими
соответствующих этой ответственности
обязанностей.
Таким образом, проблема,
на решение которой направлен
рассматриваемый законопроект, без внесения
соответствующих изменений в Федеральный
закон "О воинской обязанности и военной
службе" устранена быть не может.
На
законопроект поступил отрицательный отзыв
Правительства Российской Федерации.
Заключение Правового управления Аппарата
Государственной Думы содержит ряд
замечаний правового и юридико-технического
замечания.
Учитывая изложенное, Комитет
Государственной Думы по обороне считает
целесообразным рекомендовать
Государственной Думе отклонить указанный
законопроект при рассмотрении его в первом
чтении.
Председатель Комитета
В.М.ЗАВАРЗИН