Заключение пу аппарата гд фс рф от 07.10.2004 n 2.2-1/3233"по проекту федерального закона n 278970-3 "о внесении изменений и дополнений в федеральный закон "о государственных пособиях гражданам, имеющим детей"(i чтение, повторно)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 7
октября 2004 г. N 2.2-1/3233
ПО ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 278970-3
"О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ
ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ"
(I чтение,
повторно)
Изучив по поручению Комитета
проект Федерального закона, Правовое
управление сообщает.
Законопроектом
(пункты 1 - 3 статьи 1) предлагается в
Федеральный закон "О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей" внести
изменения, дополнив его положениями,
предусматривающими для неработающих
(неучащихся) матерей, отцов, других
неработающих (неучащихся) родственников и
опекунов право на получение нового вида
государственного пособия - ежемесячного
пособия по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет.
Однако
предоставление такого права необходимо
согласовать с абзацами шестым и седьмым
части первой статьи 13 данного Федерального
закона. В противном случае матери,
прекратившие трудовые отношения с
соблюдением условий, изложенных в этих
абзацах, приобретут право на выплату
одновременно двух пособий по уходу за одним
ребенком, что из пояснительной записки не
следует.
Предлагаемые изменения в
статью 17 Федерального закона "О
государственных пособиях гражданам,
имеющим детей" (пункт 4 статьи 1
законопроекта) предусматривают увеличение
размера ежемесячного пособия на ребенка с 70
рублей до 500 рублей с увеличением размера
пособия на каждого последующего рожденного
(усыновленного) ребенка на 20 процентов, но
не более 80 процентов от размера
ежемесячного пособия на первого ребенка.
Здесь следует иметь в виду, что в
соответствии с новой частью третьей статьи
3 и новой редакцией статьи 16 Федерального
закона "О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей", вступающими в
силу с 1 января 2005 года, размер, порядок
назначения и выплаты ежемесячного пособия
на ребенка устанавливаются законами и
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации. В связи с этим статья
17, которой установлен размер указанного
пособия, с 1 января 2005 года признается
утратившей силу (см. статью 53 Федерального
закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений
в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием
Федеральных законов "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации").
Реализация
законопроекта в связи с увеличением с 1
января 2004 года размера ежемесячного
пособия на ребенка, а также в связи
установлением с указанной даты нового вида
государственного пособия гражданам,
имеющим детей, финансирование выплаты
которого предлагается осуществлять из
федерального бюджета, приведет к
дополнительным расходам из федерального
бюджета, что требует, согласно пункту 1
статьи 83 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, наличия в законопроекте
положений, определяющих источники и
порядок финансирования новых видов
расходов. Однако данные положения в
законопроекте отсутствуют. Отмечаем также,
что в проекте Федерального закона N 86859-4 "О
федеральном бюджете на 2005 год" средства на
реализацию положений рассматриваемого
законопроекта не предусмотрены.
Кроме
того, статью 2 законопроекта необходимо
согласовать с пунктом 3 статьи 83 Бюджетного
кодекса Российской Федерации,
определяющим, что финансирование новых
видов расходов может осуществляться только
с начала очередного финансового года при
условии их включения в закон о бюджете либо
в текущем году после внесения
соответствующих изменений в закон о
бюджете при наличии соответствующих
источников поступлений в бюджет и (или) при
сокращении расходов по отдельным статьям
бюджета.
Замечания юридико-технического
характера
В законопроекте содержится
большое количество нарушений правил
законодательной техники, изложенных в
Методических рекомендациях по
юридико-техническому оформлению
законопроектов, рекомендованных Советом
Государственной Думы для использования при
осуществлении законодательной
деятельности (выписка из протокола N 187
заседания Совета Государственной Думы (от 20
ноября 2004 года)).
1. В соответствии со
статьей 104 Регламента Государственной Думы,
а также пунктами 49 и 55 вышеуказанных
Рекомендаций независимо от того, имеются ли
в тексте законопроекта замена слов, цифр,
исключение слов или предложений, новая
редакция структурной единицы
законодательного акта, дополнение
структурной единицы статьи
законодательного акта новыми словами либо
дополнение структурных единиц в
законодательный акт, наименование
законопроекта всегда должно содержать
только слово "изменение" в соответствующем
числе.
Поэтому в наименовании
законопроекта и в абзаце первом статьи 1
слова "и дополнения" в соответствующем
падеже необходимо исключить.
2. В
законопроекте неполно указаны источники
официального опубликования.
3. Если
статья не имеет наименования, то точка
после номера статьи не ставится. Если
статья подразделяется на пункты, то они
обозначаются арабской цифрой с закрывающей
круглой скобкой.
4. В законопроекте
нарушена структура некоторых статей
(пункты 1 и 2 статьи 1 законопроекта). С целью
сохранения структуры дополнение абзацами
может производиться только в конец
соответствующей структурной единицы. При
необходимости между уже имеющимися
абзацами включить новый абзац дается новая
редакция той структурной единицы статьи
законодательного акта, к которой относится
абзац.
5. Дополнение законопроекта
статьями 13.1, 14.1, 15.1 невозможно объединить в
один пункт, так как статья 13.1 должна
следовать за статьей 13, статья 14.1 - за
статьей 14 и т.д. В связи с этим считаем
необходимым оформить каждое дополнение
статьей отдельным пунктом.
6. Просим
уточнить дату вступления в силу
рассматриваемого проекта Федерального
закона.
Заместитель
Начальника
Управления
М.В.ДЕМЕНКОВ