Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 19.05.2005 n 2.2-1/1594 "По проекту Федерального закона n 98106964-2 "О налично-валютном обращении на территории Российской Федерации" (к первому чтению)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 19 мая 2005 г. N 2.2-1/1594
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 98106964-2
"О НАЛИЧНО-ВАЛЮТНОМ ОБРАЩЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(к первому чтению)
По указанному законопроекту Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
1. Представленным законопроектом предлагается урегулировать порядок обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации, установить правовой режим внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Так, рассматриваемый законопроект определяет правила использования резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации и открытия валютных счетов резидентами как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Следует отметить, что правоотношения, рассматриваемые данным законопроектом, относятся к отношениям в сфере валютного законодательства. Согласно статьям 140 (пункт 2), 141 Гражданского кодекса Российской Федерации случаи и порядок использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются федеральным законом или в установленном им порядке. Так, установление правовых основ и принципов валютного регулирования, определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями являются предметом регулирования Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), обеспечивающего реализацию единой государственной валютной политики, направленной на проведение последовательной либерализации валютно-правового режима, а также на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Указанным Законом определена сфера обращения в Российской Федерации иностранной валюты, случаи, порядок и условия ее использования на территории Российской Федерации. Вместе с тем, согласно статье 3 указанного Закона, федеральные законы, регулирующие отношения в сфере валютного законодательства, должны соответствовать Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле". В этой связи следует отметить, что рассматриваемый законопроект не имеет самостоятельного предмета правового регулирования и противоречит требованиям Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Так, например, статьей 3 проекта устанавливается запрет на использование наличных валютных средств физическими лицами на территории Российской Федерации, допуская открытие российскими физическими лицами расчетного валютного счета исключительно в Сбербанке России. Данное положение не соответствует части 3 статьи 9 Закона, согласно которой валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности, осуществляются без ограничений, а также не согласуется с положениями статьи 14 указанного Закона, в соответствии с которыми резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено указанным Законом. При этом определение порядка открытия и ведения банковских счетов для осуществления валютных операций, открываемых в уполномоченных банках, отнесено к полномочиям Центрального банка Российской Федерации, за исключением валютных операций, перечисленных в части 3 статьи 14 указанного Закона, осуществляемых в соответствии с указанным Законом.
Статьей 5 проекта российским юридическим лицам и гражданам запрещается иметь валютные счета за границей, что противоречит части 1 статьи 12 указанного Федерального закона, согласно которому резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В остальных случаях согласно части 3 статьи 12 данного Закона резиденты открывают счета в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета.
2. По указанному законопроекту имеются также замечания юридико-технического характера.
Наименование законопроекта печатается с прописной буквы по центру страницы полужирным шрифтом.
Наименование законопроекта оформить следующим образом:
"О НАЛИЧНО-ВАЛЮТНОМ ОБРАЩЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
В тексте нормативного правового акта не должны присутствовать структурные единицы, не содержащие нормативных предписаний или дефиниций, поэтому статью 1 необходимо исключить. Статьи 2 и 3 считать соответственно статьями 1 и 2.
Наименования статей печатаются с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка:
"Статья 1. Налично-валютное обращение".
Аналогичным образом оформить обозначения и наименования статей 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
По структуре статей законопроекта.
Абзацы, начинающиеся с прописной буквы, следует либо нумеровать арабскими цифрами с точкой и считать частями статьи, либо "подтягивать" к первому абзацу (чтобы часть статьи имела только один абзац, начинающийся с прописной буквы). Иными словами, часть статьи должна строиться таким образом, чтобы она состояла из одного абзаца, начинающегося с прописной буквы. Это требование вытекает из необходимости не употреблять такие структурные единицы статьи законодательного акта, как абзацы. Абзацы не имеют обозначений, поэтому дополнение новыми абзацами или признание каких-то из них утратившими силу связано со значительными затруднениями юридико-технического характера, а также с затруднениями при составлении текущих редакций законодательного акта и при его применении.
Абзацы, начинающиеся со строчной буквы после двоеточия, следует нумеровать арабскими цифрами со скобкой и считать пунктами.
Корректировки требуют статьи 2, 3, 4, 5 и 6.
Заместитель
Начальника Управления
М.Н.ЛАСТОЧКИНА

Решение Комитета по бюджету и налогам от 19.05.2005 'По проекту Федерального закона n 169517-4 'О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации'  »
Читайте также