Письмо Комитета по бюджету и налогам от 19.05.2005 n 3.7-22/864 <Заключение на проект Федерального закона n 167003-4 "Об особых экономических зонах">

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО БЮДЖЕТУ И НАЛОГАМ
ПИСЬМО
от 19 мая 2005 г. N 3.7-22/864

Направляю заключение Комитета по бюджету и налогам на проект Федерального закона N 167003-4 "Об особых экономических зонах".
Председатель Комитета
Ю.В.ВАСИЛЬЕВ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 167003-4
"ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ"
(первое чтение)
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Предлагаемые нововведения в части норм, касающихся налогообложения, нуждаются в доработке и согласовании с положениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Применение отдельных терминов, не определенных законодательно либо не в полной мере соответствующих установленным определениям, может привести к возможности двоякого толкования и нарушению прав резидентов особых экономических зон (ОЭЗ).
Реализация отдельных положений законопроекта может потребовать внесения изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Однако такие изменения не предложены ни в рассматриваемом законопроекте, ни в законопроекте о внесении изменений в законодательные акты в связи с принятием рассматриваемого законопроекта (проект N 167016-4).
Подпунктом 4 пункта 4 статьи 6 законопроекта предусмотрена фиксация в соглашении о создании ОЭЗ "обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны". В соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы в описанном случае могут быть предоставлены исключительно законом субъекта Российской Федерации. При этом следует учитывать, что положения соглашения о создании ОЭЗ в данной части не только не могут иметь каких-либо юридических последствий (поскольку, как следует из текста законопроекта, законодательный (представительный) орган субъекта РФ не принимает участия в разработке и подписании договора), но и могут содержать потенциальные возможности для возникновения спорных ситуаций, поскольку нормы регионального законодательного акта могут не в полной мере соответствовать тем "обязательствам", которые будут зафиксированы соглашением.
Положения пунктов 3, 4 и 7 статьи 9 законопроекта должны коррелировать с обязанностями лиц в части регистрации, установленными статьями 84 и 85 части первой НК РФ, а также с полномочиями налоговых органов, установленными Кодексом и Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации", в связи с чем необходимо провести внимательный анализ на предмет внесения соответствующих изменений в указанные законодательные акты.
Пунктом 8 статьи 11 законопроекта в качестве одного из возможных оснований лишения статуса резидента ОЭЗ установлены систематические нарушения налогового и (или) таможенного законодательства, носящие существенный характер. Следует учитывать, что часть первая Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает такого понятия, как "существенное нарушение налогового законодательства". В связи с этим таковым может быть признано любое налоговое правонарушение. Исходя из этого, а также с целью защиты прав резидентов ОЭЗ представляется необходимым законодательно определить критерии "существенности" правонарушений либо исключить данную норму из текста законопроекта, предоставив судам право самостоятельно принимать решения об удовлетворении либо отказе в удовлетворении соответствующих заявлений территориального органа исходя из обстоятельств дела.
Статьей 5 части первой Налогового кодекса РФ установлен особый порядок вступления в силу и действия во времени актов законодательства о налогах и сборах. Нормы статьи 41 рассматриваемого законопроекта не учитывают этого обстоятельства и устанавливают дополнительные ограничения. При этом указанная статья сформулирована без учета интересов резидентов ОЭЗ. В частности, не принимается во внимание, что изменения элементов налогообложения могут приводить к снижению налоговой нагрузки. Указанная статья лишает резидентов ОЭЗ возможности воспользоваться такими нормами. В любом случае, необходимо вести речь о внесении соответствующих изменений в часть первую Налогового кодекса РФ, поскольку в противном случае возникающие правовые коллизии могут приводить к крайне негативным последствиям.
В части норм законопроекта, затрагивающих вопросы таможенного регулирования, следует также учитывать следующее:
статьей 2 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрены отдельные положения, касающиеся создания и функционирования ОЭЗ. В связи с этим пункт 1 статьи 1 законопроекта необходимо дополнить словами "таможенного законодательства";
статьей 40 законопроекта определен перечень товаров, которые могут быть помещены под таможенный режим свободной зоны. Целесообразно предусмотреть возможность помещения под данный таможенный режим также товаров, находящихся на территории ОЭЗ;
необходимо также предусмотреть норму о случаях ввоза иностранных товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ, которые не могут быть помещены под таможенный режим свободной экономической зоны в соответствии с положениями пункта 1 статьи 40 законопроекта.
Законопроект содержит норму о перемещении российских товаров в другую особую экономическую зону в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, при этом вопрос уплаты налогов для таких случаев не урегулирован. При доработке законопроекта этот пробел необходимо устранить.
Особо следует отметить, что реализация предлагаемых норм неизбежно повлечет уменьшение налоговых поступлений, в связи чем принятие взвешенных решений по рассматриваемому законопроекту невозможно без подробной оценки их финансовых последствий. В этой связи обращает на себя внимание отсутствие в сопроводительных документах каких-либо оценок выпадающих доходов бюджетной системы.
Комитет считает возможным принятие в первом чтении проекта Федерального закона N 167003-4 "Об особых экономических зонах" при условии его существенной доработки ко второму чтению с учетом замечаний, содержащихся в настоящем заключении.
Председатель Комитета
Ю.В.ВАСИЛЬЕВ

Пояснительная записка 'К проекту Федерального закона 'О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации'  »
Читайте также