Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
С введением в действие с 1 марта 1996 года Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Семейный кодекс) был сделан качественный скачок в правовом регулировании многих ключевых семейных отношений, в том числе и родителей, не состоящих в браке между собой.
Регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния, т.е. порождающая правовые последствия, должна рассматриваться не единственным свидетельством доказательства бракосочетания, так как определенные юридические последствия должны наступать и в случае гражданского брака, а также совершения бракосочетания по церковному обряду.
В Российской Федерации неуклонно растет число гражданских браков и, как итог этого процесса, увеличивается количество детей, рожденных в подобных семьях, а потому нуждающихся в правовой защите не только обоих родителей, но и детей.
По сравнению с 1990 годом количество зарегистрированных браков к 2005 году снизилось более чем на 30%. Молодые пары по разным причинам отказываются от официальной регистрации брака, предпочитая гражданский брак или церковный обряд. Распространенность юридически неоформленных браков привела в тому, что каждый четвертый ребенок рождается вне брака, сопровождающихся, как правило, иском в суд. Данный процесс тем более тревожен в социальном плане, если учесть, что внебрачные дети рождаются у матерей, которым нет еще 16 лет, и вся тяжесть по воспитанию и содержанию детей ложится на родителей таких матерей или вообще отказу от детей и помещению их в один из детских домов.
В 1989 году в стране было 900 детских домов, а к 2005 году количество таких домов резко увеличилось и превысило 2100, т.е. превзойден уровень сиротства 20-х годов. Это произошло потому, что возросло количество внебрачных детей, которым отцы не гарантируют алименты или заключение брака после родов. К 2005 году количество внебрачных детей превысило 4 миллиона человек, из всех нынешних несовершеннолетних детей половина живет в разведенных, неполных семьях или рождены вне брака.
Значительный рост числа фактически внебрачных союзов требует особого внимания со стороны государства с целью защиты прав как матери, так и отца, а также детей, рожденных вне брака.
Основная масса алиментных взысканий производится по решению суда, в порядке искового заявления матери в суд. В подавляющих своих решениях суд решает об алиментных взысканиях в пользу матери, вне зависимости от того, хотел ли отец рождения ребенка и давал ли он согласие на его рождение. С этим положением мириться нельзя, так как в конечном итоге отец такого ребенка, которому суд присуждает выплаты, ищет все способы, чтобы уклониться от реальной выплаты алиментов или уменьшить их до минимального уровня, чем обрекает своего ребенка на голодное существование или отдачу ребенка в детский дом. Всякий раз, когда условия жизни граждан значительно ухудшаются, резко падает их материальный достаток, или заработная плата не покрывает прожиточный минимум, или вообще длительный период не выплачивается заработная плата и т.д., количество судебных исков по выплате алиментов резко возрастает.
В отличие от мужчин женщины, как правило, не хотят внебрачных детей, и поэтому получить письменное соглашение от будущего отца ребенка не составляет трудностей. Поэтому статью 80 предлагается дополнить правовой нормой о том, что содержание несовершеннолетних детей должно осуществляться на основании нотариально удостоверенного соглашения в письменной форме о выплате алиментов, оформленного до рождения ребенка, или добровольного согласия родителя на выплату алиментов после рождения ребенка. Иск в суде должен рассматриваться только в том случае, если есть нотариально заверенное письменное соглашение об уплате алиментов. Эта правовая норма позволит будущей матери более внимательно относиться к рождению ребенка, так как отсутствие алиментов может привести к нежелательным последствиям, в том числе к содержанию ребенка в детском доме.
Решение одинокой матери, берущей на себя полноту ответственности за воспитание ребенка, - следствие полной безответственности или низкого культурного и социального уровня. От такого положения страдает не только мать ребенка, но и сам ребенок.
К 2005 году на 40% увеличилось число лиц, которые никогда не состояли в браке, и такими же темпами возросло число распавшихся браков. В последние годы в стране ежегодно расторгается примерно 800 тысяч браков (в 1989 году было расторгнуто 583 тысячи браков), в результате чего около 400 тысяч несовершеннолетних детей остаются без одного из родителей.
Из поколения в поколение женщины избавлялись от нежелательной беременности по различным мотивам. В основном причиной служили страх родить "внебрачного ребенка" и стать изгоем в обществе или невозможность прокормить еще одного ребенка. В настоящее время все изменилось, от голода семьи не вымирают, да и мать-одиночка - явление не редкое и никем не осуждаемое.
Нередко мать будущего ребенка находит пути к состоятельному гражданину (значительно старшему), и в соответствии с законодательством Российской Федерации доказывает отцовство, и после родов подает иск в суд на выплату алиментов. Суд решает иск в пользу матери, присуждая алименты, в сотни раз превышающие прожиточный минимум.
Поэтому статью 81 предлагается дополнить правовой нормой о том, что размер алиментов с родителей, не состоящих в браке между собой, при наличии нотариально удостоверенного соглашения в письменной форме об уплате алиментов может устанавливаться, но не более ста минимальных размеров оплаты труда.
Один из вопросов, который решается в судебном порядке в соответствии со статьей 24 Семейного кодекса Российской Федерации, - это вопрос, где должны проживать несовершеннолетние дети после расторжения брака. Статью 24 предлагается дополнить правовой нормой о том, что размер дохода родителей, где будут проживать несовершеннолетние дети, должен составлять не менее трех минимальных размеров оплаты труда, который составляет 900 рублей и может возрастать в дальнейшем. Этой нормой защищается прежде всего ребенок, так как мать, нередко добиваясь права для получения будущих алиментов, может быть не обеспечена ни работой, ни сбережениями, и в конечном итоге ребенок может оказаться в детском доме.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов средств из федерального бюджета, увеличения численного состава федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие проекта Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.


ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗРАБОТКЕ
И ВВЕДЕНИЮ В ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ОТМЕНЕ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.

Проект Федерального закона n 175012-4 'О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации' (ред., внесенная в ГД ФС РФ)  »
Читайте также