Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 19.05.2005 n 2.2-1/1598 "По проекту Федерального закона n 161724-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" (повторно к первому чтению)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 19 мая 2005 г. N 2.2-1/1598
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 161724-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ И ИНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(повторно к первому чтению)
Согласно новой редакции части третьей статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" полномочия депутата Государственной Думы прекращаются в случае вхождения или перехода депутата во фракцию иную, чем была образована политической партией, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран депутатом Государственной Думы (подпункт "а" пункта 1 статьи 2 законопроекта). При этом ни указанный Федеральный закон, ни представленный законопроект не определяют, что такое "фракция", а также не устанавливают обязанности депутата Государственной Думы войти во "фракцию", запрета депутату Государственной Думы вхождения или перехода в "иную фракцию", а также не определяют порядок вхождения и перехода депутата во "фракцию". В целях единообразного понимания и толкования предлагаемой правовой нормы всеми правоприменителями полагаем, что указанные положения должны быть отражены в законопроекте.
Пунктом 1 статьи 7 законопроекта предусматривается изменение основных целей политической партии, изложенных в пункте 4 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях", согласно которому из основных целей политической партии исключается выдвижение кандидатов на выборах в депутаты Государственной Думы, а также работа в Государственной Думе.
Согласно предлагаемой редакции статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" (пункт 6 статьи 7 законопроекта) рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации региональных отделений политической партии осуществляется на съезде политической партии. Данное положение противоречит пункту 1 статьи 42 указанного Федерального закона о том, что региональное отделение политической партии может быть ликвидировано по решению органа политической партии, уполномоченного ее уставом, а также пункту 2 статьи 44 указанного Федерального закона, согласно которому региональное отделение может быть реорганизовано как по решению съезда политической партии, так и по решению органа политической партии, уполномоченного ее уставом.
Правонарушения, изложенные в предлагаемых диспозициях ряда статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (статья 8 проекта), нуждаются в согласовании с новой редакцией пункта 2 статьи 79 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 72 статьи 9 проекта), специально посвященной вопросам ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и содержащей исчерпывающий перечень нарушений в этой области.
Считаем, что данный проект относительно новых статей 5.56 и 5.57 КоАП РФ (пункт 21 статьи 8 проекта) вряд ли может быть реализован, поскольку в нем не определено, кто будет рассматривать данную категорию дел, так как соответствующие изменения не вносятся в главу 23 КоАП РФ, посвященную подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в представленной редакции (подпункт "б" пункта 21 статьи 9 проекта), а также новой частью 2 статьи 39 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (подпункт "б" пункта 7 статьи 12 проекта) установлено, что избирательная комиссия является муниципальным органом, при этом в федеральном законодательстве не раскрываются понятие и статус "муниципального органа".
В предложении пятом предлагаемой редакции пункта 14 статьи 38 указанного Федерального закона требуется определить, на какой счет будет перечислять кредитная организация средства в виде избирательного залога, полученные от кандидатов или избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов.
В новой редакции пункта 19 этой же статьи Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные, нежели сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, основания регистрации кандидатов. Данное положение противоречит пункту 1 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Данной норме указанного Федерального закона противоречит и новый пункт 15 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (подпункт "д" пункта 57 статьи 9 проекта), устанавливающий, что порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума и установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Новая редакция пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российский Федерации" (пункт 34 статьи 9 проекта) устанавливает полномочие Конституционного Суда Российской Федерации по разрешению спора о компетенции в связи с назначением референдума субъекта Российской Федерации. Обращаем внимание на то, что полномочия Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.
Представляется неудачным в новой редакции пункта 2 статьи 79 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 72 статьи 9 проекта) предусматривать перечень правонарушений, общий для всех видов ответственности (уголовной, административной либо иной), поскольку это не способствует их разграничению.
Пунктами 1 - 3 новой статьи 81.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривается изменение срока полномочий действующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что противоречит пункту 2 статьи 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому изменение срока полномочий действующих органов или депутатов не допускается.
Пункт 7 статьи 10 проекта предусматривает внесение изменения в статью 446 ГПК РФ, согласно которому взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на избирательный залог. Между тем в статье 446 ГПК РФ содержится перечень имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. При этом пунктом 34 статьи 9 проекта определяется, что избирательный залог не является собственностью кандидата (пункты 11, 16 и 17 новой редакции статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), в связи с чем указанное дополнение является излишним.
Пунктом 3 статьи 12 законопроекта предусматривается внесение изменения в часть 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому законом субъекта Российской Федерации устанавливаются избирательные системы, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов. Поскольку установление "избирательной системы" относится к регулированию избирательных прав, то есть предмету ведения Российской Федерации (пункт "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации), предлагаемое изменение противоречит статье 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, установившей, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Более того, законодательство Российской Федерации о выборах не раскрывает содержание понятия "избирательная система".
Подпунктом "б" пункта 4 статьи 12 законопроекта уточняются абзацы второй и третий пункта 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при этом новая редакция указанных абзацев не содержит положения о том, кто осуществляет полномочия местной администрации по организационному и материально-техническому обеспечению проведения схода граждан, а также кто вправе созвать соответствующий сход граждан.
Следует уточнить условные наименования федеральных органов исполнительной власти, употребляемые в проекте Федерального закона.
По статье 15 законопроекта, определяющей порядок вступления в силу рассматриваемого Федерального закона, обращаем внимание, что поскольку статья 6 законопроекта предусматривает внесение изменения в пункт 30 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, установление общего порядка вступления в силу для указанной статьи противоречит статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Принятие законопроекта в представленной редакции потребует внесения изменений и в другие положения указанных в законопроекте законов, а также в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Иные замечания, в том числе юридико-технического характера, переданы в рабочем порядке.
Заместитель
Начальника Управления
М.В.ДЕМЕНКОВ

Паспорт проекта Федерального закона n 175315-4 'О внесении изменений в Федеральный закон 'О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции' и Федеральный закон 'Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовляемых на его основе' (в части установления исключительной компетенции органов местного самоуправления в определении прилегающих территорий) (внесен Законодательным Собранием Кировской области) (снят с рассмотрения)  »
Читайте также