Пояснительная записка <к проекту федерального закона "основы правового статуса малочисленных коренных (аборигенных) народов россии">

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА МАЛОЧИСЛЕННЫХ КОРЕННЫХ
(АБОРИГЕННЫХ) НАРОДОВ РОССИИ"
Принимаемый Закон впервые устанавливает основы правового положения малочисленных народов Российской Федерации, юридические гарантии возрождения, сохранения и развития 65 малочисленных коренных (аборигенных) народов России общей численностью немногим более 500 тысяч человек, 13 из которых насчитывают от 100 человек до одной тысячи. Малочисленные народы расселены: 6 - на территории Европейской части России, 23 - на Северном Кавказе, 36 - в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке.
Промышленное освоение территорий традиционного расселения этих народов осуществлялось без учета экологических, экономических и социальных последствий такой деятельности, без учета мнения, прав и законных интересов этих народов и обернулось настоящим бедствием для них. Нарушена природная среда обитания многих малочисленных народов, значительно сократились площади, пригодные для ведения традиционных отраслей хозяйства.
В течение последних десятилетий государство уделяло крайне недостаточное внимание малочисленным народам. В результате культура, самобытный уклад жизни этих народов подвергались существенной деформации.
Юридических же гарантий, обеспечивающих свободное волеизъявление при решении вопросов, касающихся их прав и интересов, до сих пор нет. Они не имеют и необходимого представительства в органах государственной власти и в органах местного самоуправления.
Все это требует прежде всего создания системы законодательства о правовом статусе этих народов, включающей законы Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации. Центральное место в данной системе в соответствии со статьей 69 Конституции Российской Федерации должно принадлежать Закону Российской Федерации "Основы правового статуса малочисленных коренных (аборигенных) народов России". Он создает необходимый фундамент для последующего федерального законодательства России и законодательства субъектов Российской Федерации об этих народах.
Проект состоит из 7 разделов и 40 статей.
В первом разделе "Общие положения" дается понятие "малочисленные коренные (аборигенные) народы", их перечень.
Малочисленными народами Российской Федерации признаются народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Количественный критерий в 50 тыс. человек представляется наиболее целесообразным.
Во-первых, указанный рубеж является относительно стабильным: народы, насчитывающие менее 50 тыс. человек, не смогут преодолеть его в результате естественного воспроизводства в течение длительного времени. Самые крупные из этих народов в настоящее время не достигли и 35 тыс. человек.
Во-вторых, в группе народов численностью от 50 до 100 тыс. человек 100-тысячный рубеж будет преодолен несколькими народами уже в ближайшие годы.
В-третьих, почти все проживающие в России народы численностью от 50 до 100 тыс. человек имеют в составе Российской Федерации свои республики.
В настоящее время Институтом этнологии и антропологии Российской академии наук составлен уточненный список малочисленных народов Российской Федерации, в который включены и не учтенные при переписи 1989 года народы.
Для правильного отнесения этнических общностей к малочисленным народам важно представлять и различия между понятиями "малочисленные народы" и "национальные меньшинства". Малочисленные народы относятся к этническим общностям, проживающим, как правило, в местах своего традиционного расселения в инонациональной среде, но сохраняющие культуру, традиции.
Правовые статусы малочисленных народов и национальных меньшинств тождественными не являются. Настоящий законопроект посвящен малочисленным народам. Правовой статус национальных меньшинств определяется другим Законом.
Проект Закона закрепляет коллективные права этих народов. При его составлении учитывалось, что национальное возрождение, сохранение и развитие малочисленных народов является прежде всего делом самих этих народов. Вместе с тем, в связи с кризисной ситуацией, в которой находятся малочисленные народы, они нуждаются в весьма существенной помощи и поддержке со стороны федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
В проекте отмечается обязанность государственных органов разрабатывать и реализовывать специальные федеральные и региональные государственные программы возрождения, сохранения и развития малочисленных народов, оказывать этим народам необходимую финансовую и иную помощь.
В разделе 2 "Права малочисленных народов" определяются источники прав этих народов указывается, что малочисленные народы России в соответствии с Конституцией пользуются равными со всеми народами Российской Федерации правами, правами, установленными для них международно-правовыми актами, ратифицированными Российской Федерацией, и настоящими "Основами". Дается перечень социально-политических, социально-экономических прав этих народов, прав в области культуры и судебной защиты.
В то же время предусматривается, что реализация прав малочисленных народов и предоставляемые им льготы не должны ущемлять права и законные интересы других этнических общностей и граждан, а лица, злоупотребляющие закрепленными в настоящем Законе правами и льготами, несут ответственность в порядке, установленном законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В разделе 3 "Самоуправление малочисленных народов, их участие в деятельности органов государственной власти" устанавливается система местного самоуправления на территории расселения малочисленных народов, призванная самостоятельно, в пределах своих полномочий, решать вопросы местного значения с учетом образа жизни, языка, обычаев, традиций этих народов, перечисляются формы реализации прав местного самоуправления (референдумы, выборы, собрания, общины, общественные объединения - ассоциации и т.д.).
В проекте закрепляются меры, обеспечивающие обязательный учет мнения малочисленных народов (их объединений) при решении органами государственной власти и органами местного самоуправления вопросов, затрагивающих права и законные интересы этих народов, в частности, вынесение вопросов на референдумы, создание советов представителей при правительстве республики, администрации края, области, округа, а также при администрации района, города, района в городе, при сельской администрации.
В целях координации и объединения усилий по защите прав и законных интересов они образуют ассоциации, землячества и другие общественные объединения, а также депутатские ассамблеи (объединения).
В разделе 4 "Основы экономического развития малочисленных народов" говорится о механизме осуществления права этих народов на владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, а также предусматривается возможность передачи земли из государственной, муниципальной собственности в общинное землевладение. В этом же разделе устанавливается обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать необходимые условия для развития отраслей традиционного хозяйства, предусматриваются определенные льготы лицам, занятым в этих хозяйствах, а также порядок их реализации, право субъектов Российской Федерации устанавливать другие льготы.
Для сохранения окружающей природной среды, развития традиционных отраслей хозяйства на территории расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов предусматривается образование территорий традиционного природопользования с особым режимом землепользования, которые без согласия малочисленных народов не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение.
Предприятия и организации на территории расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов могут функционировать только в соответствии с государственными программами освоения природных ресурсов, охраны окружающей природной среды с учетом интересов этих народов при обязательной предварительной экологической и этнологической экспертизе.
В проекте также имеется норма ответственности организаций, предприятий и граждан, причинивших ущерб природной среде.
В разделе 5 "Основы социально-культурного развития малочисленных народов" решаются вопросы трудоустройства лиц, принадлежащих к этим народам, в традиционных отраслях хозяйства, совершенствования системы образования на территории расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов, профессиональной подготовки национальных кадров с учетом условий проживания этих народов, характера и особенностей их традиционной и хозяйственной деятельности, определяются основные условия сохранения, развития национальных языков, культуры малочисленных народов, особенности медико-санитарной помощи лицам, принадлежащим к этим народам.
В разделе 6 "Юридические гарантии обеспечения прав малочисленных народов" устанавливается право членов представительных органов государственной власти Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, избранных от малочисленных народов, знакомиться с материалами об экономической и социально-культурной деятельности государственных и других органов и организаций, расположенных на территории расселения и хозяйственной деятельности этих народов, независимо от их ведомственной подчиненности.
В законопроекте устанавливается также положение, при котором интересы малочисленных народов в суде могут представлять органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения малочисленных народов, являющиеся юридическими лицами.
Специальная статья посвящена нормам, согласно которым при рассмотрении в судах гражданских и уголовных дел принимаются во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие законам Российской Федерации.
В разделе 7 "Заключительные положения" в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации устанавливается приоритет норм международных договоров, участником которых является Российская Федерация, в отношении малочисленных народов перед нормами настоящего Закона.
Статья 40 определяет сроки вступления Закона в силу и срок внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации, в течение которого вносятся предложения о приведении законов Российской Федерации в соответствие с настоящим Законом.
Законопроект прошел экспертную оценку независимых экспертов.
В законопроекте учтены замечания и предложения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Комитетов и депутатских фракций и групп Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Правового Управления Государственной Думы, отдельных граждан России.
Принятие Федерального закона не связано в 1995 году с дополнительными финансовыми затратами из федерального бюджета. Согласно статье 5 проекта Закона государственные органы разрабатывают и реализуют после принятия Закона специальные федеральные и региональные государственные программы возрождения, сохранения и развития этих народов. Конкретные финансовые средства на расходы, предусмотренные отдельными статьями, могут быть определены при рассмотрении соответствующих программ или конкретных мероприятий, разработанных уполномоченными на то государственными органами и представленных в Правительство Российской Федерации в установленном порядке, а соответствующие ассигнования могут быть предусмотрены лишь в проекте бюджета на очередной финансовый год после принятия и опубликования данного Закона.


СПРАВКА О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ О МАЛОЧИСЛЕННЫХ КОРЕННЫХ
НАРОДАХ РОССИИ
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, ст. 69.
Указ Президента Российской Федерации "Об Ассоциации автономных округов Российской Федерации" от 5 февраля 1992 г. N 118.
Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера" от 22 апреля 1992 г. N 397.


ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
КОТОРЫХ ПОТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОСНОВЫ
ПРАВОВОГО СТАТУСА МАЛОЧИСЛЕННЫХ КОРЕННЫХ
(АБОРИГЕННЫХ) НАРОДОВ РОССИИ"
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Закон Российской Федерации "О недрах".
4. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
5. Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
6. Закон Российской Федерации "Об образовании".
7. Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".
8. Закон Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
9. "Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ПРИНЯТИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА МАЛОЧИСЛЕННЫХ
КОРЕННЫХ (АБОРИГЕННЫХ) НАРОДОВ РОССИИ"
В связи с принятием Закона Российской Федерации "Основы правового статуса малочисленных коренных (аборигенных) народов России" необходимо принятие новых Законов:
"О территориях традиционного природопользования",
"Об общинах",
"О национально-культурной автономии",
"О национальных меньшинствах",
"О местном национально-территориальном самоуправлении" (о национальных районах, поселках, сельских и других поселениях), расширяющих правовую базу возрождения, сохранения и развития малочисленных коренных (аборигенных) народов России.

Паспорт проекта федерального закона n 94700302-1 'основы правового статуса коренных малочисленных народов россии' (внесен депутатами государственной думы фс рф б.б. жамсуевым, е.д. айпиным, м.и. поповым, в.и. гаюльским) (снят с рассмотрения)  »
Читайте также