СТАТЬЯ. "ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА - МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ФИЛОСОФИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ xxi ВЕКА"(П.В.Лопатин)("Московские аптеки" n 6, 2004)


"Московские аптеки" N 6, 2004
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА - МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА
ФИЛОСОФИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ XXI ВЕКА
В последние годы внимание широких кругов специалистов, общественных, профессиональных и др. организаций все более привлекают проблемы защиты человека, его физического и психического здоровья, достоинства и неприкосновенности личности от возможных негативных воздействий агентов и технологий, открытых современной биологией, медициной и фармацией; обеспечения доступности этих достижений для поддержания здоровья каждого индивида и общества.
Это обусловлено многочисленными фактами, которые известны фармацевтической и медицинской общественности. Например, из-за погони фармацевтических фирм за прибылью на рынок продвигались недоизученные лекарства, отпуск их осуществлялся без рецептов, что привело в конце 70-х годов ХХ века в США к резкому росту лекарственных болезней, и каждая четвертая смерть американца была результатом побочного действия лекарств. По требованию страховых фирм были приняты меры, которые выправили ситуацию. Но и теперь при обороте по безрецептурному отпуску в 1,3 млрд. долларов на лечение побочных эффектов от приема лекарств затрачивается от 54 до 90 млрд. долларов в год!
В ответ на возникшую ситуацию сформировалось новое направление в науке - биоэтика. Биоэтика изучает противоречия, возникающие между интересами людей, а также их сообществ в области здоровья, и достижения биологии, медицины и фармации, которые прямо или опосредованно могут нанести ущерб здоровью и качеству жизни, с целью выработки морально-нравственных норм, требований, принципов и иных механизмов, обеспечивающих использование таких достижений только во благо человека и природы. С 90-х годов ученые стали уделять внимание как медицинским, так и этическим проблемам, связанным с обращением лекарств. Были приняты документы, адресованные не только врачам, но и фармацевтам и властным структурам - например, Копенгагенская декларация Европейского форума фармацевтической ассоциации и ВОЗ (май 1994 г.) относительно принципов снабжения и распределения ЛС.
В 1996 году была проведена первая международная конференция "Фармацевтическая биоэтика", в этот год, можно считать, родилось новое научно-практическое направление в фармации.
Фармацевтическая биоэтика - это область биоэтики, изучающая моральные, правовые, социальные, экологические и юридические проблемы, возникающие при создании, клинических испытаниях, регистрации, производстве, доведении до потребителя и использовании фармацевтических, парафармацевтических и других аптечных товаров, а также при оказании фармацевтических научно-консультативных услуг с целью защиты здоровья населения и отдельных людей, качества их жизни, физической и психической неприкосновенности личности, защиты человеческого достоинства и обеспечения доступности фармацевтической помощи для широких слоев населения. Ныне дифференциация биоэтики еще более углубилась. Следует выделить такие ее направления, как медицинская биоэтика, биоэтика создания и клинических испытаний лекарств, раздел биоэтики, объединяющий интересы широкого круга специалистов различного профиля, в том числе фармацевтических и медицинских работников, фармацевтическая биоэтика и теоретико-философское направление биоэтики.
В наших исследованиях рассмотрены разделы этих направлений и показано, что для формирования биоэтической концепции специалиста по фармации необходимо знание фармацевтической биоэтики и представление об этических проблемах, относящихся к другим областям биоэтики. Это было использовано при составлении программы вузовской подготовки провизоров по фармацевтической биоэтике. Определены и факторы, формирующие биоэтику, фармацевтическую биоэтику и другие разделы.
Целесообразно отметить важную роль философии в формировании новых идеалов и норм; влияние философии на общественное сознание (мораль, религию, право, политическое сознание), на общественное бытие (материальное отношение людей друг к другу и природе), общественные отношения, многообразные связи между людьми и их группами в процессе экономической, социальной, политической и культурной деятельности; общественное мнение, представляющее состояние массового сознания и определяющее отношение к событиям, отдельным лицам, группам, которые регулируют поведение отдельных лиц и групп, насаждают нормы общественных отношений; современные приемы воздействия на общественное мнение.
Наряду с факторами, формирующими био- и фармацевтическую этику, большое значение имеют состояния, тенденции развития и достижения экономики, социологии, биологии, конкретные биоэтические, этические и деонтологические ситуации, возникающие в процессе обращения фармацевтических и других аптечных товаров; фармацевтической, санитарно-эпидемиологической и медицинской деятельности; проведения НИР в области биологии и использования полученных результатов.
Разработанные модели влияния различных факторов на биоэтику и ее отдельные области, в том числе фармацевтическую биоэтику, а также блок-схема, раскрывающая соотношение биологии, этики, деонтологии и биоэтики в современном мире знаний, - все это позволяет системно решать проблемы, связанные с формированием этических кодексов фармацевтических работников и других специалистов, участвующих в процессе обращения лекарств и прочих аптечных товаров, а также кодексов для отдельных групп, представляющих интересы игроков в сфере розничной и оптовой торговли, производства и др.
В настоящее время большинство специалистов считает, что без определения четких и принятых норм и правил этичного поведения на рынке достойная деятельность в сфере фармацевтических и других аптечных товаров просто невозможна. Поэтому в ВОЗ в России, в США и др. странах сделаны попытки сформулировать такие кодексы. Наиболее удачным и получившим широкую поддержку оказался Кодекс фармацевтического работника России, разработанный кафедрой Организации и экономики фармации ММА им. И.М.Сеченова в 1996 году, обсужденный и принятый на нескольких состоявшихся конференциях и опубликованный в ряде профессиональных изданий, в т.ч. в газете "Московские аптеки". Этические кодексы для отдельных групп участников фармацевтического рынка еще предстоит создать. При этом важно определиться, что будет лежать в основе философии фармацевтической деятельности: принципы классического маркетинга, целью которого является максимальная прибыль, которая может быть использована как угодно; социальный маркетинг, концепция которого разрабатывается зарубежными учеными, понимающими негативные аспекты использования классического маркетинга в медицине и фармации или предложенная кафедрой Организации и экономики фармации ММА им. И.М.Сеченова доктрина Фармацевтической помощи, имеющая двуединую цель - обеспечение пациентов квалифицированной, своевременной и доступной фармацевтической помощью и получение разумной прибыли, реинвестируемой в развитие системы фармацевтической помощи, как одной из важнейших подсистем общественного здравоохранения.
Известно что, вся система фармацевтического маркетинга опирается на подсистему формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) (см. рис. 1).
-------------------------------------------------------------------------¬
¦Рис. 1 ¦
¦ ¦
¦АБСТРАКТНАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ОТКРЫТАЯ ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ СИНТЕТИЧЕСКАЯ ¦
¦МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА (ФОССТИС) ¦
¦АПТЕЧНЫХ ТОВАРОВ ¦
¦ ¦
¦Вход в систему Подсистема и элементы Выход ¦
+---------------> "ФОССТИС" -----------> ¦
¦ - блок управления; ¦
¦Сигналы: - блок изучения Удовлетворенные ¦
¦Запросы производителей особенностей клиентуры запросы клиентов ¦
¦оптовых и розничных (восприятия, сознания, по "ФОССТИС", ¦
¦организаций по "ФОССТИС" психики потребительского обеспечивающие ¦
¦с целью получения поведения); получение ¦
¦максимальной прибыли. - блок разработки или максимальной ¦
¦Ресурсы: отбора технологий, прибыли, прибыль.¦
¦--информационные в т.ч. формирования ¦
¦- результаты НИР по потребительского поведения ¦
¦управлению восприятием, для "ФОССТИС" с ориетацией ¦
¦сознанием, психикой и на конкретные группы ¦
¦потребительским потребителей, группы ¦
¦поведением; товаров и услуг; ¦
¦- нормативно-правовые, - блоки осуществления ¦
¦регулирующие деятельность оценки и коррекции ¦
¦по "ФОССТИС" (рекламе и мероприятий по "ФОССТИС" - ¦
¦др.); на безрецептурные ¦
¦- морально-нравственные препараты, ИМН - на ¦
¦нормы и правила рецептурные препараты. ¦
¦деятельности субъектов ¦
¦рынка; ¦
¦-- финансовые; ¦
¦-- возможности средств ¦
¦коммуникаций (радио, TV, ¦
¦Интернет, СМИ и др.). ¦
¦ ¦
¦Внешняя среда: генераторы нормативно-правового поля и результаты их ¦
¦нормо- и законотворчества; экономическая, политическая, демографическая ¦
¦и др. ситуации. ¦
L-------------------------------------------------------------------------
Подсистема (система) ФОССТИС строится на изучении особенностей восприятия, осознания, сознания потребительского поведения и манипулирования этими особенностями для искусственного формирования спроса и стимулирования сбыта и с их помощью получения прибыли, при этом истинной заботы о потребителе нет и в помине.
Использование системы маркетинга в области российской и мировой фармации привело к массовому нарушению морально-нравственных норм и обусловило появление серьезных негативных тенденций (см. табл. 1).
-------------------------------------------------------------------¬
¦Табл. 1 ¦
¦ ¦
¦НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОЯВИВШИЕСЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ В ¦
¦РЕЗУЛЬТАТЕ НАРУШЕНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ НОРМ И ПРАВИЛ ¦
¦ ¦
¦- появление контрафактной (фальсифицированной) продукции; ¦
¦- недостоверная характеристика эффективности и безопасности ¦
¦ внедряемых аптечных товаров (АТ); ¦
¦- снижение уровня контроля за безопасностью АТ; ¦
¦- утаивание информации о возможных побочных эффектах и частоте ¦
¦ их проявления; ¦
¦- нарастающее давление на институциональных, промежуточных и ¦
¦ конечных потребителей, манипулирование их психикой, восприятием ¦
¦ и потребительским поведением; ¦
¦- использованием опион-лидеров среди врачей, тенденциозно ¦
¦ продвигающих по заданию фирм ЛС и др. АТ, при отсутствиии ¦
¦ медицинских обществ, способных влиять на опион-лидеров и четких ¦
¦ положений в соответствующих этических кодексах, в том числе и в ¦
¦ области наказания за неэтическое поведение; ¦
¦- завышение расходов на создание ЛС, завышение оптовых и розничных¦
¦ цен; ¦
¦- уменьшение ценовой доступности фармацевтических товаров для ¦
¦ потребителей; ¦
¦- лишение розничных аптечных организаций статуса организаций ¦
¦ здравоохранения. ¦
L-------------------------------------------------------------------
Серьезную опасность представляет для России угроза неконтролируемого самолечения. Основные ее тенденции приводятся в табл. 2.
-------------------------------------------------------------------¬
¦ Табл. 2 ¦
¦ ¦
¦УГРОЗА НЕКОНТРОЛИРУЕМОГО САМОЛЕЧЕНИЯ ¦
¦ ¦
¦Беспрецедентно агрессивная и неэтичная реклама ЛС, возрастающее ¦
¦давление на клиницистов со стороны производителей фармпродукции - ¦
¦приводят к дезорганизации лечебного процесса и увеличению ¦
¦стоимости лечения (проф. и чиж.). ¦
¦Официальный перечень ЛС, отпускаемых без рецепта, расширяется, но ¦
¦необходимой подготовки пациентов по их эффективному и безопасному ¦
¦применению не проводится. ¦
¦Фактически до 80 % всех ЛС в аптеках можно купить без рецепта. ¦
¦Неконтролируемое самолечение может привести к ситуации, ¦
¦наблюдавшейся в США: ¦
¦- в 70-х - начале 80-х годов каждая смерть американца была связана¦
¦ с побочными эффектами лекарств; ¦
¦- ныне при обороте безрецептурных ЛС в 1,3 млрд. долларов на ¦
¦ лечение нежелательных эффектов затрачивается от 54 до 90 млрд. ¦
¦ долларов. ¦
L-------------------------------------------------------------------
Предвидя проявление негативных явлений при использовании в фармацевтической практике классического маркетинга, в 1988 году кафедрой

<ПИСЬМО> ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г.МОСКВЫ ОТ 28.06.2004 n 33-18-844<О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ СПРАВОК НА ДЕТЕЙ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ОТДЫХ В РОСТОВСКУЮ ОБЛАСТЬ>(ВМЕСТЕ С ПИСЬМОМ ЦГСЭН В Г.МОСКВЕ ОТ 07.06.2004 n 5-35/179, ПИСЬМОМ ЦГСЭН В Г.ТАГАНРОГЕ, НЕКЛИНОВСКОМ, МАТВЕЕВО-КУРГАНСКОМ И КУЙБЫШЕВСКОЙ РАЙОНАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.04.2004 n 03-4/1030)  »
Медицинское законодательство »
Читайте также