<ПИСЬМО> МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ n 27/2632-6, МИНЗДРАВА РФ n 2510/1943-03-32 ОТ 26.02.2003"О ПРОВЕДЕНИИ 7 АПРЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЕЖЕГОДНОГО "ВСЕРОССИЙСКОГО УРОКА ЗДОРОВЬЯ"(ВМЕСТЕ С "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЕЖЕГОДНОГО "ВСЕМИРНОГО УРОКА ЗДОРОВЬЯ")


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 27/2632-6
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 2510/1943-03-32
ПИСЬМО
26 февраля 2003 г.
О ПРОВЕДЕНИИ 7 АПРЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЕЖЕГОДНОГО "ВСЕРОССИЙСКОГО УРОКА ЗДОРОВЬЯ"
В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей, подростков и молодежи должна рассматриваться как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке.
Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовывать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни.
Принимая во внимание, что многие составляющие образа жизни человека закладываются в детстве, рекомендуем ежегодно 7 апреля во Всероссийский день здоровья детей во всех образовательных учреждениях проводить "Всероссийский урок здоровья". Его цель - обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействие воспитанию у них ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Приложение 1: Методические рекомендации.
Приложение 2: Примерные сценарные планы уроков здоровья.
Министр образования
Российской Федерации
В.М.ФИЛИППОВ
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО


Приложение N 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ <*>
ПО ПРОВЕДЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЕЖЕГОДНОГО
"ВСЕРОССИЙСКОГО УРОКА ЗДОРОВЬЯ"
--------------------------------
<*> Подготовлены специалистами Минобразования России (В.А.Родионов, Т.В.Волосовец), Минздрава России (С.Р.Конова), РАМН (В.Р.Кучма, Э.В.Селиванова).
В состоянии здоровья детей и подростков, являющихся интеллектуальным, кадровым, оборонным потенциалом общества и государства, сформировались устойчивые негативные тенденции. Среди этой возрастной группы населения растет заболеваемость, ухудшается физическое развитие, прогрессивно увеличивается распространенность факторов риска формирования здоровья и развития.
Формирование здоровья на этапе 7-18 лет в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка.
Негативная динамика состояния здоровья особенно выражена при обучении детей в учреждениях с повышенным уровнем образования и углубленным изучением определенных групп предметов (гимназии, лицеи и др.). За период обучения в этих учреждениях заболеваемость увеличивается практически в 2 раза. В настоящее время число здоровых детей школьного возраста в целом по стране не превышает 10%.
Сегодня к основным классам болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относятся заболевания глаз, костно - мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения.
Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией репродуктивной системы, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи. Характерной особенностью последнего десятилетия является рост числа социально обусловленных заболеваний среди подростков (токсикомания, табакокурение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, ИППП, туберкулез).
Кроме того, значительной медико - социальной проблемой сегодняшнего дня является высокий травматизм детей как в быту, так и в условиях школы, в том числе, при занятиях физической культурой.
Вышеуказанные тенденции диктуют необходимость усиления влияния на состояние здоровья детского населения не только государства и его институтов, ведомств, но и семьи, педагогов, медиков при активном участии самого ребенка, подростка.
В рамках модернизации системы образования задачи формирования культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни гармонично сочетаются с задачами образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе.
Здоровый образ жизни - поведение, стиль способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья конкретной популяции. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье на 50% зависит от социальных факторов. Таким образом, здоровый образ жизни - это не только медицинская, но и социально - экономическая категория, которая зависит от уровня развития общества. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.
К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных свойств организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное экологическое поведение.
Ребенок должен руководствоваться не только элементарными правилами индивидуальной гигиены, но также обладать необходимыми навыками в области психогигиены и усвоить определенные нормы поведения. Интересно в этом отношении высказывание М.В.Ломоносова: "Чистоту соблюдать должно при столе, содержании книг, постели, платья. Кто внешним видом ведет себя гадко, тот показывает не только ленность, но и подлые нравы".
В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни могут быть органично включены в учебно - воспитательный процесс. Необходима преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков (семья, школа, профессиональные образовательные учреждения, трудовые коллективы, неформальные объединения).
Гигиеническое обучение и воспитание детей в образовательных учреждениях складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой преподавателями всех предметов, медицинским персоналом учреждений, руководителями кружков, клубов, объединений. Классная работа ведется в соответствии с образовательными стандартами, учебными программами, методическими рекомендациями.
Всемирный день здоровья - ежегодное событие Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Этот день отмечается с момента принятия Устава Всемирной организации здравоохранения 7 апреля 1948 года.
Для проведения Всемирного дня здоровья каждый год выбирается новая тема, чтобы подчеркнуть волнующие вопросы здоровья.
Основная цель Всемирного дня здоровья - влияние на общественное мнение и активизация дискуссий о значении здоровья в жизни современного человека, формировании здорового образа жизни.
Ежегодное проведение 7 апреля во всех образовательных учреждениях в рамках комплекса мероприятий, посвященных Всероссийскому дню здоровья детей, "Всероссийского урока здоровья" внесет заметный вклад в становление здорового образа жизни детей, подростков и молодежи.
Формы проведения Всероссийского урока здоровья могут быть разнообразны:
- проведение бесед, лекций медицинским персоналом, индивидуальных консультаций, просмотр кино- и видеофильмов;
- организация игровых и состязательных форм обучения и воспитания: викторин, олимпиад, театрализованных представлений, шоу, конкурсов с обязательным участием старшеклассников в программах для младших школьников, выпуске медико - профилактических бюллетеней, листовок;
- для старшеклассников организация конференций, диспутов, круглых столов, культурных мероприятий (КВНов, театральных постановок, капустников и т.п.).
Целесообразно посредством урока здоровья в общеобразовательном учреждении создать мотивацию и дать ребенку элементарные навыки здорового образа жизни.
Вся информация к Всероссийскому уроку здоровья должна быть специально подготовлена с участием психологов, медиков и адаптирована к восприятию детской и подростковой аудитории. К Всероссийскому уроку здоровья необходимо готовить специальные листовки, буклеты, которые могут остаться у детей после урока, с которыми могут дома ознакомиться родители и родственники детей.
Высокоэффективна психологическая составляющая гигиенического обучения и воспитания детей: проведение обучающих и профилактических тренингов.
Целью урока здоровья является осознание учащимися уникальности, неповторимости своего Я, формирование и развитие представлений о здоровье как важнейшей составляющей этого Я, создание мотивации на здоровый образ жизни.
В приведенных ниже примерных сценарных планах рассматриваются вопросы личной гигиены как средства профилактики инфекционных заболеваний (1-4 классы), здорового питания (5-7 классы), опасности самолечения (8-9 классы) и профилактики употребления психоактивных веществ (10-11 классы). Последний урок рекомендуется готовить и проводить совместно с психологом.
При проведении уроков здоровья следует учесть возрастные особенности учащихся, а также интересы, присущие каждой возрастной группе. В рамках Всероссийского дня здоровья представляется достаточным проведение уроков, ориентированных на четыре основные возрастные группы: учащихся 1-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классов. Вместе с тем, учитывая возрастные различия между учащимися, например, 1 и 3 (или 5 и 7) классов, при подготовке занятий по сценарным планам следует дифференцированно подходить к разработке непосредственно сценария. Для этой цели, помимо примерных сценарных планов (приложение 2) ниже дается перечень рекомендуемой литературы.
При подготовке урока здоровья рекомендуется учесть проблемы, актуальные для региона.


Приложение N 2
ПРИМЕРНЫЕ СЦЕНАРНЫЕ ПЛАНЫ УРОКОВ ЗДОРОВЬЯ <*>
--------------------------------
<*> Разработаны В.А.Родионовым.
Уроки рекомендуется начинать с создания положительного эмоционального настроя. Это может быть достигнуто при помощи несложных коммуникативных упражнений, описываемых в приведенных сценарных планах ("Встаньте те, кто...", "Мое настроение ...цвета"). В вводной части желательно актуализировать имеющиеся у учащихся знания о предмете разговора с помощью упражнений типа "аукцион идей", "мозговой штурм". В основной части формируется отношение к проблеме и отрабатываются стратегии поведения, а в заключительной - осуществляется осмысление полученного опыта, рефлексия ("закончи предложение..." и т.д.). Урок заканчивается домашним заданием. Оно не будет проверяться, однако его выполнение предполагает совместную деятельность со значимыми взрослыми (родителями, близкими).
"КАК НЕ ЗАБОЛЕТЬ, КОГДА ДРУГИЕ БОЛЕЮТ"
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ)
Цель. Формирование понимания опасности инфекционных заболеваний и необходимости защищаться от них, в т.ч. соблюдая правила личной гигиены; навыков здорового образа жизни, как способа повышения иммунитета.
Задачи. Сформировать убеждение в необходимости укрепления иммунитета; представления об иммунитете, как средстве профилактики инфекционных заболеваний; представления о причинах инфекционных заболеваний, способах защиты от них. Формировать привычку к закаливанию и соблюдению правил личной гигиены.
Оборудование. Карта к сказке о Стране Болезней; видеомагнитофон, видеозапись мультфильма "Айболит"; плакат "Правила здорового образа жизни" ("Занимайтесь физической культурой 3-5 раз в неделю. Помните, что особенно полезны занятия на свежем воздухе. Старайтесь не переедать и не голодать, лучше питаться часто и понемногу. Соблюдайте режим дня. Ежедневно закаливайтесь"); изображение щита, бумага, цветные карандаши, марлевая повязка, мыло, упаковки от лекарств, одноразовый шприц без иглы, предметы из игрушечной больницы, а также их изображения; "лишние" предметы (молоток, карандаш, фотоаппарат и т.п.); различные изображения больных и здоровых людей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть. После приветствия учащиеся выполняют упражнение "Встаньте те, у кого..." (...есть дома кошка, ...собака, ...кто занимается в спортивной секции, ...любит играть, и др.). Затем предлагается беседа "Что помогает человеку защищаться от врагов?" (оружие, щит); "Что может помочь организму защищаться от невидимых врагов - болезней?" (лекарства, соблюдение гигиенических правил). Учитель подчеркивает аналогию между щитом и доспехами рыцаря и средствами защиты от заболеваний.
Основная часть. Учащимся предлагается упражнение на внимание, развитие памяти и сообразительность. Демонстрируется видеофрагмент из фильма (мультфильма) "Айболит" (или зачитывается отрывок из книги):
"Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?"
"Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!"
...
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
Задаются вопросы: "О каких детях идет речь?" "Какие болезни перечислялись?" Последним вопросом задается "От чего люди заболевают?". В ответах подчеркиваются высказывания о заболеваниях, вызванных неопрятностью, общением с больными людьми, бродячими животными.
Затем учитель рассказывает сказку "О Стране Болезней и Волшебном Щите": далеко - далеко за горами и пустынями лежит страна, где живут болезни: Простуда, Коклюш, Скарлатина, Дизентерия и другие (учитель показывает нарисованную заранее карту страны и задает вопросы: Какие еще болезни вы знаете? На какие человеческие органы они влияют?). Болезни были вот такие (показываются изображения болезней в виде Клякс с булавками, прикрепляющихся к карте).
Вся страна была окружена неприступными горами и только в одном месте болезни могли выходить из нее и нападать на людей. И в этом месте люди решили установить Щит - Против - Болезней (схематическое изображение щита). Долго думали люди, из чего сделать этот щит, чтобы смог защитить он не от зверя, не от врага - богатыря, а от болезней - невидимых и неслышимых.
А теперь давайте все вместе подумаем, что может быть щитом от болезней? (Дети называют: "лекарства", "мыло", "марлевая повязка" и т.п. Учитель прикрепляет изображения названных средств на щит). Теперь мы знаем, как

УКАЗАНИЕ МИНЗДРАВА РФ ОТ 26.02.2003 n 170-У"О ПРОВЕДЕНИИ vi СЪЕЗДА ВРАЧЕЙ - ИНФЕКЦИОНИСТОВ"  »
Медицинское законодательство »
Читайте также