Статья. "комплексная оценка уровня юридических знаний медицинских работников и населения"(л.в.канунникова)("медицинское право" n 1, 2003)
"Медицинское право" N 1, 2003
КОМПЛЕКСНАЯ
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И НАСЕЛЕНИЯ
С
целью установления исходного уровня
правовой информированности проведено
сравнительное социологическое
исследование среди медицинского персонала
и пациентов ЛПУ, а также экспертная оценка
правовой грамотности медицинских
работников сотрудниками
правоохранительных органов. Результаты
применены для совершенствования уровня
информированности и правового обеспечения
в лечебных учреждениях в 3 субъектах
Российской Федерации.
В условиях
развития медицинского страхования
обозначился резкий рост случаев обращения
пациентов в правоохранительные органы и
территориальные общества защиты прав
потребителей с претензиями к качеству
оказания медицинской помощи. Стало
очевидным, что медицина доступна для
правовой регламентации, а медицинские
учреждения быстро оказались в сфере
правовой ответственности. Многие
руководители их ощутили, что знание закона
стало экономически выгодно, а правильное и
своевременное применение законодательства
позволяет медикам эффективно пользоваться
своими правами при выполнении своего
профессионального долга, не затрагивая и не
нарушая при этом прав и свобод других
граждан.
Оценка медицинской и
юридической литературы привела нас к
убеждению, что исследований, касающихся
правовой обеспеченности учреждений
здравоохранения, позволяющих разработать
методику правового обучения медицинского
персонала и внедрения правовой информации
в медицинскую документацию, практически не
существует.
В качестве начального этапа
работы по организации правового
обеспечения в нашем госпитале ветеранов
войн мы поставили задачу: оценить в
комплексе уровень юридических знаний
медицинского персонала и населения.
Для
углубленного изучения правовой
информированности медицинских работников
и пациентов была разработана программа и
комплексная методика
социально-гигиенического исследования,
которое опиралось на методы экспертных
оценок и организационного моделирования.
На данном этапе работы проводился опрос
пациентов, находящихся в учреждении
здравоохранения (291 респондент).
Анализировались такие факторы, как знание
пациентами своих прав, источники этой
информации, представления об обязанностях
медицинского персонала по информированию
больных, о мере ответственности медиков, об
органах, контролирующих медицинскую
деятельность и облеченных правом применять
санкции за ненадлежащую медицинскую
помощь.
В исследовании также
участвовали 3 группы респондентов из числа
медицинского персонала: руководители ЛПУ -
52, их заместители по службам и врачебный
персонал - 309.
В состав экспертов вошли
представители правоохранительных органов
(60), которые, работая по специальным анкетам,
высказали мнение о правовой подготовке
медицинских работников, об их умении
пользоваться законодательством в
практической деятельности, о внедрении
правовой информации в медицинскую
документацию и ряду других ключевых
моментов. Статистический анализ
результатов проводился в
информационно-аналитическом центре
Новосибирского областного бюро
судебно-медицинской экспертизы с помощью
оригинальной программы "Анкета" и
использованием лицензионных пакетов
программ SAS, Statgraf, Excel 6.0.
В анкетном
опросе населения приняли участие 291
пациент, находившиеся в данный момент на
лечении в ряде учреждений здравоохранения,
при этом 84,7% составили жители г.
Новосибирска, 15,3% - население Новосибирской
области. Число мужчин и женщин,
участвовавших в исследовании, было
примерно равным, составляя соответственно
48,3% и 51,7%. Респонденты не распределялись по
возрасту, образованию, так как цель опроса
сводилась к получению обобщенного мнения в
ходе анкетирования от всех принимавших
участие.
Результаты оценки мнения
пациентов дают возможность сделать
следующие выводы:
1. Основным источником
правового информирования населения
являются средства массовой информации, а не
информирование пациентов при оказании
медицинской помощи в учреждениях
здравоохранения.
2. Отсутствует
наглядная правовая информация для
пациентов в учреждениях здравоохранения
(стенды, доступная литература и другое).
3. С правами пациента их должен знакомить
медицинский работник в лице лечащего
врача.
4. Правовая информация с подписью
пациента должна фиксироваться в
медицинской документации (история болезни,
амбулаторная карта).
5. Знания населения
о правах медицинских работников находятся
на крайне низком уровне.
6. При нарушении
прав пациенты с жалобами обращаются к
руководителю лечебного учреждения.
Резюмируя данные выводы, есть все основания
говорить о том, что даже при низкой правовой
культуре граждан процент гражданских исков
среди опрошенных может составить 10,9%, т.е.
каждый 9-й пациент потенциально может
обратиться в суд.
В число респондентов
вошли главные врачи 31 областного
учреждения, расположенного вне территории
г. Новосибирска, и 21 городского
лечебно-профилактического учреждения. Стаж
работы руководителей: 2% - до 5 лет, 56,5% - до 10
лет, 41,5% - свыше 10 лет. Из них 98% руководителей
имеют высшую категорию по социальной
гигиене и организации здравоохранения.
Медико-социологическая оценка проблем
правового обеспечения показала, что
руководители учреждений здравоохранения
уровень своей подготовки по правовым
вопросам оценивают: 66,6% - как средний, 31,5% -
как низкий, только 1,9% - как высокий.
По
оценке руководителей, уровень правовой
подготовки врачей в 79,2% является средним, в
18,9% - низким, в 1,9% - высоким.
Анализ оценки
руководителей подразделений медицинских
служб показал, что уровень их правовой
подготовки является высоким в 49,1% случаев,
средний уровень характерен для 45,6%, низкий -
для 5,3%.
Руководители учреждений
здравоохранения знакомы с документами,
регламентирующими право и ответственность
пациентов и медицинских работников в
области охраны здоровья граждан, 46,5% -
применяют на практике постановление "Об
утверждении правил предоставления платных
медицинских услуг населению медицинскими
учреждениями", 42,6% - знают и применяют в
работе "Основы законодательства РФ об
охране здоровья граждан", 10,9% - знакомы с
Законом "О защите прав потребителей".
Наиболее приемлемыми формами подготовки
большинство респондентов считают
специальный курс на кафедрах
усовершенствования врачей и средних
медицинских работников - 46,7%, специальный
курс в медицинских учебных заведениях - 40,2%,
другие формы - 13,1%.
При оценке
периодичности переподготовки по правовым
вопросам получены следующие данные: по 38,9%
респондентов считают, что врач должен
проходить обучение 1 раз в год и 1 раз в 5 лет,
22,2% - 1 раз в 3 года. Средние медработники
должны изучить правовые вопросы 1 раз в 5 лет
(48,1% респондентов), 1 раз в 3 года - 25%, 1 раз в
год - 26,9%.
Большинство руководителей
уверены, что они должны проходить обучение
не реже 1 раза в год - 65,5%, считают
достаточным 1 раз в 5 лет - 18,2%, 1 раз в 3 года -
16,3%.
Подавляющее число респондентов (94,3%)
считают, что при аттестации медицинских
работников на квалификационную категорию
необходимо учитывать знание правовых
вопросов в охране здоровья граждан, только
5,7% не видят в этом необходимости. За
включение правовых вопросов в тестовые
экзамены высказалось 78,8%, 21,2% - за
обязательное собеседование по правовым
вопросам во время аттестации.
Все
руководители считают необходимым правовое
обучение медицинских работников в области
охраны здоровья граждан, так как это
способствует снижению числа
профессиональных правонарушений - 20%,
уменьшению предъявляемых пациентами
материальных и моральных исков - 18,8%,
повышению имиджа учреждения - 16,7%, улучшению
организации помощи населению - 15,8%,
улучшению морально-психологического
климата в учреждении - 14,2%, повышению
качества лечебно-диагностической помощи
населению - 13,8%.
В результате
социологического опроса 94,3% респондентов
признают необходимость наличия в штатном
расписании учреждения юриста,
специализирующегося в области охраны
здоровья населения, 5,7% - не видят в этом
необходимости.
Почти все руководители -
98,1% испытывают недостаток в документах,
регламентирующих правовые вопросы.
Разрабатывать пакет документов по правовым
вопросам для всех учреждений региона
должны органы управления здравоохранением
(55,3%), 39,5% уверены, что это прерогатива
юридических организаций, 5,2% - готовы
разрабатывать самостоятельно с
утверждением в управлениях
здравоохранения.
Проведенный анализ
мнений руководителей позволил сделать ряд
выводов, подтверждающих необходимость
правовой подготовки медицинских
работников и актуальность правового
обеспечения учреждений здравоохранения.
1. Уровень подготовки по правовым вопросам
у руководителей - средний.
2. Состояние
системы правовой подготовки медицинских
работников в учреждениях здравоохранения
следует считать неудовлетворительным.
3. Наиболее приемлемая форма подготовки -
специальный курс на кафедрах
усовершенствования врачей и средних
медицинских работников.
4.
Периодичность переподготовки по правовым
вопросам: руководители и их заместители - 1
раз в год, врачи - 1 раз в 3 года, средний
медицинский персонал - 1 раз в 5 лет.
5. При
аттестации на квалификационную категорию
необходимо учитывать знания в области
медицинского права.
Представляется, что
разработку пакета документов по правовой
регламентации в здравоохранении
необходимо осуществлять юристу областного
управления здравоохранения совместно с
главными специалистами. Руководителям
учреждений здравоохранения обязательно
включить в штатное расписание должность
юриста.
Данные опроса заместителей
руководителей и врачей ЛПУ (377 респондентов)
в целом коррелировали с результатами
опроса главных врачей. Так, при оценке
своего уровня знакомства с
законодательством 68,6% оценивает его как
недостаточный, 23,1% как достаточный и 5,1% -
вообще не знакомы.
При этом всегда
применяют основные нормативные акты в
работе 49,4%, иногда - 35,9%, никогда - 2,6%.
Опрос этой группы позволил сделать
следующие выводы:
1. Уровень правовых
знаний по вопросам Основ законодательства -
недостаточный.
2. Уровень применения
правовых знаний в практической
деятельности - ниже среднего.
3.
Использование правовой информации в
медицинской документации - крайне редко.
4. Заключение договоров с пациентами на
оказание платной медицинской услуги -
ограниченно.
5. Не всегда соблюдается
"врачебная тайна".
6. Отмечается
неосведомленность об уголовной
ответственности за профессиональные
правонарушения.
Наконец, весьма важным
аналитическим моментом в оценке правовых
знаний медицинских работников явилось
мнение экспертов-сотрудников
правоохранительных органов. Среди них
преобладали судьи районных судов
Новосибирской области, имеющие по роду
своей деятельности контакты с медицинским
персоналом при рассмотрении гражданских
исков к ЛПУ.
По мнению экспертов,
медперсонал в основном не знаком (49,2%), либо
знаком не в достаточной степени (42,6%) с
законодательством об охране здоровья
граждан. Эксперты также указали, что при
рассмотрении ими гражданских дел в 60,7%
случаев в медицинской документации
отсутствовала необходимая правовая
информация в сочетании с подписью пациента;
29,5% отметили, что подобная информация при
наличии правильного оформления
встречается иногда; 9,8% затруднились с
ответом. Подавляющее число экспертов (95,1%)
считают, что знание "Основ" врачам
категорически необходимо, и только 4,9%
затруднились ответить.
Наиболее
актуальной признана информация о согласии
пациента на медицинское вмешательство и
отказ от него - 18,2%, об оказании медицинской
помощи без согласия пациента или его
родственников - 18,0%, информация о состоянии
здоровья пациента - 16,7%, о результатах
обследования и лечения пациента - 16,7%,
профессиональном риске и ответственности
медицинских работников - 18,2%, общих
юридических вопросах - 9,5%, других вопросах -
2,7%.
По мнению 29% респондентов, знания по
вопросам правового обеспечения при
оказании медицинской помощи населению
медицинские работники должны получать в
учебном заведении медицинского профиля, 29% -
указали на методические рекомендации, 10% -
из специальной литературы, 8,1% - из
нормативных документов органов управления
здравоохранением, 23,9% - из материалов
конференций, совещаний, семинаров.
Определяя лиц, ответственных за правовую
информированность персонала медицинских
учреждений, эксперты не были единодушны, и
мнения их разделились следующим образом:
23,1% - заместитель главного врача по правовым
вопросам, 17,8% - руководитель ЛПУ, 15,5 -
руководитель структурного подразделения,
12,1% - сам врач, 4,2% - юрист ЛПУ, 2,7% - орган
управления здравоохранением.
Анализ
оценок, данных экспертами, привел к
следующим выводам:
1. Уровень правовой
грамотности медперсонала, по мнению
юристов, ниже среднего.
2. В медицинской
документации практически отсутствует
необходимая по закону информация.
3.
Наиболее важными с точки зрения исполнения
закона являются сведения об
информированном добровольном согласии
пациента, об отказе от медицинского
вмешательства, о степени профессионального
риска при различных видах инвазивных
вмешательств.
4. Большинство юристов
считают, что правовые знания медперсонал
должен получать в учебных заведениях
медицинского профиля, а основным
источником при этом должны быть
методические рекомендации.
5.
Преимущественным основанием для
компенсации причиненного ущерба является
моральный вред (54,2%), и это основание
существенно превалирует над требованиями
по компенсации имущественного ущерба (18,3%);
другие (менее определенные) основания
выдвигались истцами в 27,5% случаев.
Изложенное демонстрирует, что назрела
необходимость вводить в штатное расписание
ЛПУ должности заместителей руководителя по
правовым вопросам и готовить юристов для
системы здравоохранения из числа
медицинских работников как высшего, так и
среднего звена. Медиков должно наконец
обеспокоить, что пациенты в гораздо большей
степени, чем медперсонал, знакомы со своими
правами (45,7% опрошенных). Основными
мероприятиями по улучшению правового
обеспечения учреждений здравоохранения
должны, по мнению сотрудников ЛПУ, стать:
- разработка пакета документов по правовой
регламентации медицинской деятельности;
- обучение медперсонала избранным
отраслям права;
- включение вопросов из
области права в тестовые экзамены при
переаттестации;
- обеспечение
медицинской услуги в строгом правовом
режиме.
Изучение исходного уровня
правовой информированности врачей и
пациентов в регионе позволило нам в
последующем разработать адекватную
организационно-функциональную модель
правового обеспечения для ЛПУ, которая
получила внедрение в учреждениях
Новосибирска, Барнаула, Омска.
Главный
врач Новосибирского областного
госпиталя N 2 ветеранов войн, к.м.н.
Л.В.КАНУННИКОВА