Статья. "комплексная оценка уровня юридических знаний медицинских работников и населения"(л.в.канунникова)("медицинское право" n 1, 2003)


"Медицинское право" N 1, 2003
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И НАСЕЛЕНИЯ
С целью установления исходного уровня правовой информированности проведено сравнительное социологическое исследование среди медицинского персонала и пациентов ЛПУ, а также экспертная оценка правовой грамотности медицинских работников сотрудниками правоохранительных органов. Результаты применены для совершенствования уровня информированности и правового обеспечения в лечебных учреждениях в 3 субъектах Российской Федерации.
В условиях развития медицинского страхования обозначился резкий рост случаев обращения пациентов в правоохранительные органы и территориальные общества защиты прав потребителей с претензиями к качеству оказания медицинской помощи. Стало очевидным, что медицина доступна для правовой регламентации, а медицинские учреждения быстро оказались в сфере правовой ответственности. Многие руководители их ощутили, что знание закона стало экономически выгодно, а правильное и своевременное применение законодательства позволяет медикам эффективно пользоваться своими правами при выполнении своего профессионального долга, не затрагивая и не нарушая при этом прав и свобод других граждан.
Оценка медицинской и юридической литературы привела нас к убеждению, что исследований, касающихся правовой обеспеченности учреждений здравоохранения, позволяющих разработать методику правового обучения медицинского персонала и внедрения правовой информации в медицинскую документацию, практически не существует.
В качестве начального этапа работы по организации правового обеспечения в нашем госпитале ветеранов войн мы поставили задачу: оценить в комплексе уровень юридических знаний медицинского персонала и населения.
Для углубленного изучения правовой информированности медицинских работников и пациентов была разработана программа и комплексная методика социально-гигиенического исследования, которое опиралось на методы экспертных оценок и организационного моделирования. На данном этапе работы проводился опрос пациентов, находящихся в учреждении здравоохранения (291 респондент). Анализировались такие факторы, как знание пациентами своих прав, источники этой информации, представления об обязанностях медицинского персонала по информированию больных, о мере ответственности медиков, об органах, контролирующих медицинскую деятельность и облеченных правом применять санкции за ненадлежащую медицинскую помощь.
В исследовании также участвовали 3 группы респондентов из числа медицинского персонала: руководители ЛПУ - 52, их заместители по службам и врачебный персонал - 309.
В состав экспертов вошли представители правоохранительных органов (60), которые, работая по специальным анкетам, высказали мнение о правовой подготовке медицинских работников, об их умении пользоваться законодательством в практической деятельности, о внедрении правовой информации в медицинскую документацию и ряду других ключевых моментов. Статистический анализ результатов проводился в информационно-аналитическом центре Новосибирского областного бюро судебно-медицинской экспертизы с помощью оригинальной программы "Анкета" и использованием лицензионных пакетов программ SAS, Statgraf, Excel 6.0.
В анкетном опросе населения приняли участие 291 пациент, находившиеся в данный момент на лечении в ряде учреждений здравоохранения, при этом 84,7% составили жители г. Новосибирска, 15,3% - население Новосибирской области. Число мужчин и женщин, участвовавших в исследовании, было примерно равным, составляя соответственно 48,3% и 51,7%. Респонденты не распределялись по возрасту, образованию, так как цель опроса сводилась к получению обобщенного мнения в ходе анкетирования от всех принимавших участие.
Результаты оценки мнения пациентов дают возможность сделать следующие выводы:
1. Основным источником правового информирования населения являются средства массовой информации, а не информирование пациентов при оказании медицинской помощи в учреждениях здравоохранения.
2. Отсутствует наглядная правовая информация для пациентов в учреждениях здравоохранения (стенды, доступная литература и другое).
3. С правами пациента их должен знакомить медицинский работник в лице лечащего врача.
4. Правовая информация с подписью пациента должна фиксироваться в медицинской документации (история болезни, амбулаторная карта).
5. Знания населения о правах медицинских работников находятся на крайне низком уровне.
6. При нарушении прав пациенты с жалобами обращаются к руководителю лечебного учреждения.
Резюмируя данные выводы, есть все основания говорить о том, что даже при низкой правовой культуре граждан процент гражданских исков среди опрошенных может составить 10,9%, т.е. каждый 9-й пациент потенциально может обратиться в суд.
В число респондентов вошли главные врачи 31 областного учреждения, расположенного вне территории г. Новосибирска, и 21 городского лечебно-профилактического учреждения. Стаж работы руководителей: 2% - до 5 лет, 56,5% - до 10 лет, 41,5% - свыше 10 лет. Из них 98% руководителей имеют высшую категорию по социальной гигиене и организации здравоохранения.
Медико-социологическая оценка проблем правового обеспечения показала, что руководители учреждений здравоохранения уровень своей подготовки по правовым вопросам оценивают: 66,6% - как средний, 31,5% - как низкий, только 1,9% - как высокий.
По оценке руководителей, уровень правовой подготовки врачей в 79,2% является средним, в 18,9% - низким, в 1,9% - высоким.
Анализ оценки руководителей подразделений медицинских служб показал, что уровень их правовой подготовки является высоким в 49,1% случаев, средний уровень характерен для 45,6%, низкий - для 5,3%.
Руководители учреждений здравоохранения знакомы с документами, регламентирующими право и ответственность пациентов и медицинских работников в области охраны здоровья граждан, 46,5% - применяют на практике постановление "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", 42,6% - знают и применяют в работе "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", 10,9% - знакомы с Законом "О защите прав потребителей".
Наиболее приемлемыми формами подготовки большинство респондентов считают специальный курс на кафедрах усовершенствования врачей и средних медицинских работников - 46,7%, специальный курс в медицинских учебных заведениях - 40,2%, другие формы - 13,1%.
При оценке периодичности переподготовки по правовым вопросам получены следующие данные: по 38,9% респондентов считают, что врач должен проходить обучение 1 раз в год и 1 раз в 5 лет, 22,2% - 1 раз в 3 года. Средние медработники должны изучить правовые вопросы 1 раз в 5 лет (48,1% респондентов), 1 раз в 3 года - 25%, 1 раз в год - 26,9%.
Большинство руководителей уверены, что они должны проходить обучение не реже 1 раза в год - 65,5%, считают достаточным 1 раз в 5 лет - 18,2%, 1 раз в 3 года - 16,3%.
Подавляющее число респондентов (94,3%) считают, что при аттестации медицинских работников на квалификационную категорию необходимо учитывать знание правовых вопросов в охране здоровья граждан, только 5,7% не видят в этом необходимости. За включение правовых вопросов в тестовые экзамены высказалось 78,8%, 21,2% - за обязательное собеседование по правовым вопросам во время аттестации.
Все руководители считают необходимым правовое обучение медицинских работников в области охраны здоровья граждан, так как это способствует снижению числа профессиональных правонарушений - 20%, уменьшению предъявляемых пациентами материальных и моральных исков - 18,8%, повышению имиджа учреждения - 16,7%, улучшению организации помощи населению - 15,8%, улучшению морально-психологического климата в учреждении - 14,2%, повышению качества лечебно-диагностической помощи населению - 13,8%.
В результате социологического опроса 94,3% респондентов признают необходимость наличия в штатном расписании учреждения юриста, специализирующегося в области охраны здоровья населения, 5,7% - не видят в этом необходимости.
Почти все руководители - 98,1% испытывают недостаток в документах, регламентирующих правовые вопросы. Разрабатывать пакет документов по правовым вопросам для всех учреждений региона должны органы управления здравоохранением (55,3%), 39,5% уверены, что это прерогатива юридических организаций, 5,2% - готовы разрабатывать самостоятельно с утверждением в управлениях здравоохранения.
Проведенный анализ мнений руководителей позволил сделать ряд выводов, подтверждающих необходимость правовой подготовки медицинских работников и актуальность правового обеспечения учреждений здравоохранения.
1. Уровень подготовки по правовым вопросам у руководителей - средний.
2. Состояние системы правовой подготовки медицинских работников в учреждениях здравоохранения следует считать неудовлетворительным.
3. Наиболее приемлемая форма подготовки - специальный курс на кафедрах усовершенствования врачей и средних медицинских работников.
4. Периодичность переподготовки по правовым вопросам: руководители и их заместители - 1 раз в год, врачи - 1 раз в 3 года, средний медицинский персонал - 1 раз в 5 лет.
5. При аттестации на квалификационную категорию необходимо учитывать знания в области медицинского права.
Представляется, что разработку пакета документов по правовой регламентации в здравоохранении необходимо осуществлять юристу областного управления здравоохранения совместно с главными специалистами. Руководителям учреждений здравоохранения обязательно включить в штатное расписание должность юриста.
Данные опроса заместителей руководителей и врачей ЛПУ (377 респондентов) в целом коррелировали с результатами опроса главных врачей. Так, при оценке своего уровня знакомства с законодательством 68,6% оценивает его как недостаточный, 23,1% как достаточный и 5,1% - вообще не знакомы.
При этом всегда применяют основные нормативные акты в работе 49,4%, иногда - 35,9%, никогда - 2,6%.
Опрос этой группы позволил сделать следующие выводы:
1. Уровень правовых знаний по вопросам Основ законодательства - недостаточный.
2. Уровень применения правовых знаний в практической деятельности - ниже среднего.
3. Использование правовой информации в медицинской документации - крайне редко.
4. Заключение договоров с пациентами на оказание платной медицинской услуги - ограниченно.
5. Не всегда соблюдается "врачебная тайна".
6. Отмечается неосведомленность об уголовной ответственности за профессиональные правонарушения.
Наконец, весьма важным аналитическим моментом в оценке правовых знаний медицинских работников явилось мнение экспертов-сотрудников правоохранительных органов. Среди них преобладали судьи районных судов Новосибирской области, имеющие по роду своей деятельности контакты с медицинским персоналом при рассмотрении гражданских исков к ЛПУ.
По мнению экспертов, медперсонал в основном не знаком (49,2%), либо знаком не в достаточной степени (42,6%) с законодательством об охране здоровья граждан. Эксперты также указали, что при рассмотрении ими гражданских дел в 60,7% случаев в медицинской документации отсутствовала необходимая правовая информация в сочетании с подписью пациента; 29,5% отметили, что подобная информация при наличии правильного оформления встречается иногда; 9,8% затруднились с ответом. Подавляющее число экспертов (95,1%) считают, что знание "Основ" врачам категорически необходимо, и только 4,9% затруднились ответить.
Наиболее актуальной признана информация о согласии пациента на медицинское вмешательство и отказ от него - 18,2%, об оказании медицинской помощи без согласия пациента или его родственников - 18,0%, информация о состоянии здоровья пациента - 16,7%, о результатах обследования и лечения пациента - 16,7%, профессиональном риске и ответственности медицинских работников - 18,2%, общих юридических вопросах - 9,5%, других вопросах - 2,7%.
По мнению 29% респондентов, знания по вопросам правового обеспечения при оказании медицинской помощи населению медицинские работники должны получать в учебном заведении медицинского профиля, 29% - указали на методические рекомендации, 10% - из специальной литературы, 8,1% - из нормативных документов органов управления здравоохранением, 23,9% - из материалов конференций, совещаний, семинаров.
Определяя лиц, ответственных за правовую информированность персонала медицинских учреждений, эксперты не были единодушны, и мнения их разделились следующим образом: 23,1% - заместитель главного врача по правовым вопросам, 17,8% - руководитель ЛПУ, 15,5 - руководитель структурного подразделения, 12,1% - сам врач, 4,2% - юрист ЛПУ, 2,7% - орган управления здравоохранением.
Анализ оценок, данных экспертами, привел к следующим выводам:
1. Уровень правовой грамотности медперсонала, по мнению юристов, ниже среднего.
2. В медицинской документации практически отсутствует необходимая по закону информация.
3. Наиболее важными с точки зрения исполнения закона являются сведения об информированном добровольном согласии пациента, об отказе от медицинского вмешательства, о степени профессионального риска при различных видах инвазивных вмешательств.
4. Большинство юристов считают, что правовые знания медперсонал должен получать в учебных заведениях медицинского профиля, а основным источником при этом должны быть методические рекомендации.
5. Преимущественным основанием для компенсации причиненного ущерба является моральный вред (54,2%), и это основание существенно превалирует над требованиями по компенсации имущественного ущерба (18,3%); другие (менее определенные) основания выдвигались истцами в 27,5% случаев.
Изложенное демонстрирует, что назрела необходимость вводить в штатное расписание ЛПУ должности заместителей руководителя по правовым вопросам и готовить юристов для системы здравоохранения из числа медицинских работников как высшего, так и среднего звена. Медиков должно наконец обеспокоить, что пациенты в гораздо большей степени, чем медперсонал, знакомы со своими правами (45,7% опрошенных). Основными мероприятиями по улучшению правового обеспечения учреждений здравоохранения должны, по мнению сотрудников ЛПУ, стать:
- разработка пакета документов по правовой регламентации медицинской деятельности;
- обучение медперсонала избранным отраслям права;
- включение вопросов из области права в тестовые экзамены при переаттестации;
- обеспечение медицинской услуги в строгом правовом режиме.
Изучение исходного уровня правовой информированности врачей и пациентов в регионе позволило нам в последующем разработать адекватную организационно-функциональную модель правового обеспечения для ЛПУ, которая получила внедрение в учреждениях Новосибирска, Барнаула, Омска.
Главный врач Новосибирского областного
госпиталя N 2 ветеранов войн, к.м.н.
Л.В.КАНУННИКОВА

Статья. "особенности правового статуса медицинских работников"(г.в.хныкин)("медицинское право" n 1, 2003)  »
Медицинское законодательство »
Читайте также