Статья. "Фармацевтическая помощь как новая форма обслуживания населения" (Н.Б.Дремова, А.И.Овод) ("Аптечный бизнес", 2007, n 1)

"Аптечный бизнес", 2007, N 1
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ КАК НОВАЯ ФОРМА
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Еще в начале 80-x годов XX столетия появились научные публикации, освещающие современный опыт работы зарубежных фармацевтов по обслуживанию населения. Суть этих нововведений заключалась в том, что потребитель мог получить в аптеке не только фармацевтические товары, но и консультативную помощь по выбору лекарственных средств.
В аптеке для пациента заводилась карта, куда заносились все сведения о лекарственной терапии потребителя. Осуществлялась такая услуга клиническим (больничным) провизором. К сожалению, в России это направление практической фармации не получило должного развития и осталось только на уровне отдельных публикаций. В то же время за рубежом фармацевтическая помощь (pharmaceutical care) развивалась и в настоящее время представляет собой направление практической фармации, базирующееся на взаимоотношениях сотрудничества врачей, провизоров и пациентов для достижения единой цели - выздоровления пациента.
Основные принципы современной фармацевтической помощи (ФП) были сформулированы в 1989 г. учеными Helper C.D. и Strand L.M. По их мнению, цель ФП заключается в "обеспечении надежности лекарственной терапии для достижения определенного результата, который бы улучшил качество жизни пациента".
Нужно отметить, что ВОЗ содействует развитию данного направления, так как в экономически развитых государствах есть все условия для расширения сферы деятельности специалистов с фармацевтическим образованием. По мнению экспертов ВОЗ, их приоритетными функциями должны стать консультирование пациентов и врачей по выбору и рациональному использованию ЛС, пропаганда здорового образа жизни, правил санитарии и гигиены. Подтверждением этого стратегического направления современной фармации являются стандарты качества аптечных услуг (GPP - Good pharmacy practice), сфокусированные на интересы пациентов (1998 г.). В ходе международных совещаний ВОЗ, FIP, Всемирной ассамблеи здравоохранения в 90-х годах XX века и в новом столетии требования к фармацевтической помощи постепенно конкретизировались. В частности, предполагались профессиональные взаимоотношения между провизором, врачом и пациентом; осуществление сбора и анализа медицинской информации в отношении конкретного пациента; совместное участие лечащего врача и провизора в разработке плана лекарственной терапии пациента с заполнением документации, назначенной пациенту.
Наши исследования показали, что пока в России понятию ФП обычно придается традиционный смысл, как обеспечение потребителей лекарственными средствами (ЛС), необходимыми для решения их проблем со здоровьем. Как мы видим, в настоящее время содержание этого понятия далеко неоднозначно - оно требует переосмысления.
С одной стороны, в стране выявлен высокий спрос населения на информационно-консультационные услуги в аптечных учреждениях, обусловленный интересом к ЛС, в силу повышения медицинской грамотности, с другой - отмечается снижение доверия к медицинскому персоналу, что приводит к росту случаев самолечения, нарушениям режима лекарственных назначений, неполноценности лечебного процесса. Можно сказать, что эти и другие изменения внешней среды способствуют появлению новых практических направлений в медицине и фармации, в т.ч. и фармацевтической помощи.
Украинские ученые в последние 10 лет определили это направление фармации как "фармацевтическая опека", в процессе которой оказывается фармацевтическая помощь пациентам с различными заболеваниями клиническими провизорами (Зупанец И.А., Черных В.П.). Нет сомнений в том, что это направление ФП вызывает осуждение со стороны медицинской общественности - как попытка вмешательства провизоров в лечебный процесс. Ведь фармацевт традиционно считается "продавцом лекарств". Однако, безусловно и то, что значительный ассортимент фармацевтического рынка России (начало 90-х годов XX века - 2 тыс. наименований, 2006 г. - около 18 тыс. наименований) затрудняет процесс выбора ЛС врачом в силу невозможности освоить такой объем информации и подобрать больному наиболее эффективную схему лечения, а также представить необходимые сведения о ЛС для обеспечения понимания лечебного процесса и соблюдения рекомендованного лечения (complians).
Наши исследования в области ФП осуществляются с конца 90-х годов XX века. На первом этапе на основе проведенного терминологического и логико-семантического анализа существующих определений ФП сформулировано понятие ФП в следующей трактовке: "Фармацевтическая помощь - это система лекарственного, информационного и организационно-методического обеспечения индивидуализированной фармакотерапии конкретных заболеваний".
Дальнейшие цели заключались в разработке положения о взаимоотношениях врача, провизора и пациента. Частично они были решены в формировании их системы взаимодействий и модели информационно-консультационной услуги. Однако действительность показала, что внедрение в практику ФП в зарубежной трактовке пока в России не реально, что явилось мотивацией разработки иной формы внедрения ФП в практику.
Следует сказать, что изучение дополнительных фармацевтических услуг, предоставляемых аптеками, выявило их готовность в жестких конкурентных условиях расширить сферу традиционного фармацевтического обслуживания. Например, обзор публикаций в современной фармацевтической печати показал, что оказание медицинских консультативных услуг уже становится повседневностью, особенно в городских солидных аптеках.
Исходя из этого, мы считаем возможным внедрение в деятельность аптеки дополнительной услуги "Фармацевтическая помощь", что позволит сформировать имидж консультационной аптеки (центра) и таким образом создать сегмент потребителей - постоянной клиентуры. Первоначально это может быть услуга для пациентов конкретной нозологии, но в дальнейшем сферу услуги можно расширить.
Учитывая необходимость стандартизации качества данной услуги, нами разработан проект стандарта предприятия "Фармацевтическая помощь. Основные положения (91500.05.0001-2005)", рекомендуемый к внедрению в практическую фармацию.
Основная цель СП ФП - это обеспечение единого методологического подхода к планированию, предоставлению и оценке качества дополнительной фармацевтической услуги "Фармацевтическая помощь".
При подготовке документа мы использовали следующие термины и определения, сформированные нами при участии доцента Э.А.Коржавых.
Фармацевтическая услуга - форма фармацевтической деятельности, в которой удовлетворяется конкретная потребность пациента или ЛПУ. В зависимости от содержания фармацевтические услуги подразделяются на основные и дополнительные. Основные - отпуск товаров аптечного ассортимента, в т.ч. особо контролируемых ЛС, по рецептам врачей и требованиям ЛПУ; безрецептурный отпуск товаров аптечного ассортимента; экстемпоральное изготовление ЛС и контроль их качества; хранение и транспортировка товаров аптечного ассортимента. Дополнительные - справочное, информационное, консультационное обслуживание населения и медицинских работников; заказ, в том числе предварительный, товаров аптечного ассортимента по телефону; доставка товаров аптечного ассортимента на дом; прокат предметов ухода за больными; услуги фитобара; самообслуживание и др.
Фармацевтическая помощь - дополнительная фармацевтическая услуга, представляющая собой систему лекарственного, информационного и организационно-методического обеспечения качества фармакотерапии конкретного больного с конкретным заболеванием. Фармацевтическая помощь подразделяется на виды с учетом конкретного заболевания - в случае фармакотерапии под контролем врача, с учетом симптома или недомогания - в случае лекарственной самопомощи и самопрофилактики.
Рациональное использование лекарств - это проведение фармакотерапии, адекватной клиническому состоянию пациента, в дозах, соответствующих его индивидуальным особенностям, в течение должного времени и по самой низкой стоимости.
В качестве объекта ФП выступает пациент (больной) с конкретным заболеванием, а врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту, и провизор, осуществляющий лекарственное, информационно-консультационное и организационно-методическое обеспечение ФП, являются субъектами ФП.
Основной целью ФП является обеспечение надлежащего качества фармакотерапии конкретного пациента с конкретным заболеванием.
К основным задачам ФП нами отнесены следующие виды деятельности:
- предоставление пациенту ЛС и ИМН требуемого качества;
- обучение пациента правильному применению ЛС и ИМН;
- контроль применения безрецептурных ЛС на основе постоянного сотрудничества с пациентом;
- ведение фармацевтического досье как базы данных о пациенте, его фармакотерапии;
- сотрудничество с врачом при составлении плана фармакотерапии рецептурными ЛС;
- информирование врача о ЛС, о течении и осложнениях фармакотерапии безрецептурными средствами у конкретного пациента;
Разработка задач была осуществлена нами на основе таких принципов, как: индивидуальный подход к пациенту; постоянное взаимодействие провизора с пациентом и его врачом в ходе фармакотерапии конкретного заболевания рецептурными и безрецептурными ЛС; систематическое повышение уровня знаний провизора в области фармакотерапии данного заболевания, информации о ЛС, психологии общения, развития рынка ЛС; соблюдение профессиональной этики и конфиденциальности; стандартизация и контроль. Соблюдение субъектами этих принципов способствует оказанию ФП на высоком уровне.
В зависимости от условий лечения пациент может получать ФП как при амбулаторном лечении, так и в стационарных учреждениях и в рамках лекарственной самопомощи и самопрофилактики, что носит название контролируемое самолечение.
Остановимся подробнее на содержании информационно-консультационного обеспечения фармакотерапии конкретного пациента как основного компонента ФП. Мы рассматриваем его как комплекс мероприятий, направленных на повышение качества и рациональности фармакотерапии за счет предоставления и пациенту и врачу актуальной, полной, адекватной научной информации об уже применяемых ЛС или ЛС, которые будут применяться. Поэтому основной целью информационно-консультационной услуги является повышение медицинской и фармацевтической осведомленности пациента о значимости фармакотерапии конкретного заболевания для его здоровья, о важности соблюдения лекарственного режима для терапии и дальнейшей профилактики рецидивов. В итоге у пациента должна быть сформирована приверженность к лечению, способствующая выздоровлению.
В ходе услуги пациенту должна быть представлена информация о фармакотерапии заболевания, которым страдает пациент. В ее содержании, по нашему мнению, должны присутствовать следующие блоки информации:
1). цели лекарственной терапии;
2). свойства и действия ЛС;
3). режим применения ЛС;
4). схема лечения;
5). дозировка ЛС;
6). положительные и побочные эффекты;
7). меры предосторожности;
8). взаимодействие с другими ЛС;
9). хранение ЛС в домашних условиях;
10). режим питания, совместимость с пищей.
Все сведения о лекарственной терапии заносятся в фармацевтическое досье (ФД), которое мы представляем себе как комплекс сведений о пациенте, его состоянии здоровья, назначенных и приобретаемых самостоятельно ЛС, побочных реакциях, консультациях врачей и провизоров по фармакотерапии.
Блоки фармацевтического досье:
1. Социально-демографические сведения о пациенте: ф.и.о. пациента, возраст, пол, домашний адрес и телефон, N страхового полиса, название и адрес СМО, льготы по лекарственному обеспечению, социальный статус (работающий, пенсионер, ребенок, учащийся, инвалид, безработный).
2. Основной диагноз болезни и сопутствующие заболевания: основные заболевания, хронические заболевания, частота посещений врача, госпитализации.
3. Фармакотерапия: основные ЛС, назначенные при основном заболевании и хронических болезнях, дополнительные ЛС, применяемые самостоятельно или по жизненным показаниям, сведения о ЛС: наименование, назначенные дозы, режим приема, особые рекомендации, проблемы фармакотерапии, контроль.
4. Аллергические и побочные реакции: аллергические и побочные реакции при приеме назначенных ЛС, мероприятия по нейтрализации побочных реакций, аллергические реакции на пищевые продукты.
5. Консультации: консультации пациента с врачом по разработке плана лекарственной терапии, консультации пациента с врачом по корректировке плана лекарственной терапии, консультации пациента с провизором по ЛС безрецептурного отпуска для самопомощи и самопрофилактики, консультации пациента с провизором по средствам народной медицины, в т.ч. фитосредствам, консультации пациента с провизором по ИМН или парафармацевтической продукции.
Самым важным для реализации такого проекта, т.е. внедрения услуги ФП в работу аптеки, на наш взгляд, является формирование терапевтических взаимоотношений (зарубежный термин) между пациентом, врачом и провизором, авторская схема которых представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Терапевтические взаимоотношения врача,
пациента и провизора при оказании ФП
--------------------------------------¬
----------------+ Терапевтические взаимоотношения +---------------------¬
¦ L------------------T------------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ----------------------¬ ¦ ---------------------¬ ¦
¦ ¦Воспитание у пациента¦ ¦ ¦ Обучение ¦ ¦
¦ --->¦ приверженности +--+--+ правильному ¦<-----¬ ¦
¦ ¦ ¦ к лечению ¦ ¦ ¦ применению ЛС ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L---------------------- ¦ L--------------------- ¦ ¦
\/ ¦ \/ ¦ \/
-------¬ ¦ -------------------¬ ¦ -------¬
¦Инфор-¦ ¦ ¦ ПАЦИЕНТ ¦ ¦ ¦Инфор-¦
¦маци- ¦ ¦ L--------T---------- ¦ ¦маци- ¦
¦онно- ¦ ¦ \/ ¦ ¦онно- ¦
¦кон- ¦ ¦ -----------¬ -------------------¬ -------------¬ ¦ ¦кон- ¦
¦суль- ¦ L--+ ВРАЧ ¦ ¦ Предупреждение ¦ ¦ ПРОВИЗОР +-- ¦суль- ¦
¦таци- ¦ --+ +---->¦проблем, связанных¦<----+ +------>¦таци- ¦
¦онное ¦ ¦ L----------- ¦ с применением ЛС¦ L------------+-¬ ¦онное ¦
¦обес- ¦ ¦ L--------T---------- ¦ ¦обес- ¦
¦пече- ¦ \/ ¦
Статья. 'Обратная связь как способ аудита аптечной организации' (Н.А.Наумова) ('Аптечный бизнес', 2007, n 1)  »
Читайте также