Постановление фас московского округа от 10.08.2004 n ка-а40/6720-04 дело о признании недействительным ненормативного акта налогового органа об отказе в подтверждении обоснованности освобождения от уплаты акциза передано на новое рассмотрение, т.к. заявителю необходимо представить доказательства, подтверждающие факт отгрузки в указанном количестве на экспорт товаров в спорном периоде.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности и
обоснованности решений (определений,
постановлений)
арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 10 августа
2004 г. Дело N КА-А40/6720-04
(извлечение)
Закрытое акционерное
общество "Рязанская нефтеперерабатывающая
компания" обратилось в Арбитражный суд
города Москвы с заявлением о признании
незаконным решения Межрегиональной
инспекции Министерства по налогам и сборам
Российской Федерации N 1 по крупнейшим
налогоплательщикам N 1 от 25.11.2003 N 47/358 "Об
отказе (полностью или частично) в
подтверждении обоснованности освобождения
от уплаты акциза, решения от 25.11.2003 N 47/358-1 о
привлечении налогоплательщика к налоговой
ответственности за совершение налогового
правонарушения" и требования от 03.12.2003 N 58-1
об уплате налоговой санкции.
Решением
от 15.01.2004, оставленным без изменения
постановлением апелляционной инстанции от
27.04.2004, Арбитражный суд города Москвы
удовлетворил требования Общества,
подтвердившего документально право
освобождения от уплаты акциза в
соответствии с п. 7 ст. 198 Налогового кодекса
Российской Федерации.
Законность и
обоснованность судебных актов проверяются
в порядке ст. 284 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации в связи с кассационной жалобой
Инспекции, в которой налоговый орган просит
судебные акты отменить, в удовлетворении
требований Общества отказать, ссылаясь на
отсутствие: отметок Центральной
Энергетической таможни "Товар вывезен
полностью" на представленных копиях ГТД N
10006002/300603/0000659, N 1000600/250703/0000759, подтверждающих
вывоз товаров через территорию Республики
Беларусь; отметок таможенного органа,
подтверждающего вывоз нефтепродуктов за
пределы таможенной территории Российской
Федерации, на копиях железнодорожных
накладных к ГТД N 10006002/190603/0000618, N
10006002/260603/0000647, N 10006002/030703/0000677, N 10006002/030703/0000678;
необходимых и предусмотренных договором
субкомиссии от 18.06.2002 N ТД-62/2002/ТНК-1005/02
приложений к настоящему договору. Также
налоговый орган считает, что ссылка суда на
ст. 93 НК РФ необоснованна, поскольку право
налогового органа на истребование в ходе
проведения налоговых проверок у
налогоплательщиков необходимых документов
не является его обязанностью.
Общество
в отзыве на кассационную жалобу и в
судебном заседании кассационной инстанции
возражало против удовлетворения
требований Инспекции по мотивам,
изложенным в судебных актах.
В
соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 198 Налогового
кодекса Российской Федерации при вывозе
подакцизных товаров в таможенном режиме
экспорта за пределы территории Российской
Федерации для подтверждения
обоснованности освобождения от уплаты
акциза и налоговых вычетов в налоговый
орган по месту регистрации
налогоплательщика в обязательном порядке в
течение 180 дней со дня реализации указанных
товаров, в случае, если поставка на экспорт
подакцизного товара осуществляется по
договору комиссии, налогоплательщик
представляет в налоговые органы договор
комиссии (копию указанного договора) и
контракт (копию) лица, осуществляющего
поставку подакцизных товаров на экспорт по
поручению налогоплательщика (в
соответствии с договором комиссии), с
контрагентом.
Как следует из материалов
дела, в рамках договора комиссии от 18.06.2002 N
ТД-63/2002, заключенного Обществом с ОАО
"Торговый дом "ТНК" по маркетингу и продажам"
(далее - комиссионер), осуществил экспорт
товаров - автомобильного бензина и
дизельного топлива, которые согласно подп.
8, 9 п. 1 ст. 181 НК РФ признаются подакцизными
товарами (т. 1, л. д. 29 - 39). Во исполнение
названного контракта комиссионером с ОАО
"Тюменская нефтяная компания" заключен
договор субкомиссии от 18.06.2002 N
ТД-62/2002/ТНК-1005/02.
Налогоплательщиком
представлены копии договора комиссии от
18.06.2002 N ТД-63/2002 с приложениями от 28.02.2003 N 10, N
10/1, а также копии договора субкомиссии от
18.06.2002 N ТД-62/2002/ТНК-1005/02 с изменением от 30.07.2002
N 1 (т. 1, л. д. 29 - 39).
Однако Общество не
представило приложения к договору
субкомиссии, согласно которому условия
реализации каждой партии товара
оговариваются в отдельных приложениях к
настоящему договору, которые являются его
неотъемлемой частью, а также
приемо-сдаточные акты, оформление которых
предусмотрено договором субкомиссии.
При этом налоговый орган ссылается на
нарушение последовательной цепочки
движения нефтепродуктов на экспорт от
комитента к комиссионеру и от комиссионера
к субкомиссионеру и из представленных
документов не видна. Инспекция ссылается на
недобросовестность налогоплательщика,
поскольку он ни в налоговый орган, ни в
первую, ни в апелляционную, ни в
кассационную инстанции не представил
приложения к договору субкомиссии, а также
приемо-сдаточные акты, которые
подтверждают количество отгруженных на
экспорт товаров в спорном периоде. При этом
в ГТД отсутствуют ссылки на договоры
комиссии и субкомиссии, которые могли бы
подтвердить отгрузку нефтепродуктов в счет
данных договоров. Ссылка представителя
Общества в суде кассационной инстанции на
сопроводительное письмо, согласно которому
названные документы представлялись в
налоговый орган, не подтверждена
документально.
При таких
обстоятельствах решение и постановление
суда апелляционной инстанции следует
отменить, дело передать на новое
рассмотрение в связи с необходимостью
истребовать у налогоплательщика
приложения к договору субкомиссии (копий) и
приемо-сдаточных актов.
Вместе с тем суд
кассационной инстанции считает
обоснованными следующие выводы суда первой
и апелляционной инстанций.
Согласно
подп. 3 п. 7 ст. 198 НК РФ при вывозе
нефтепродуктов в таможенном режиме
экспорта за пределы таможенной территории
Российской Федерации трубопроводным
транспортом представляется полная
грузовая таможенная декларация с отметками
российского таможенного органа,
производившего таможенное оформление
указанного вывоза нефтепродуктов. При
вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме
экспорта через границу Российской
Федерации с государством-участником
Таможенного союза, на которой таможенный
контроль отменен, в третьи страны
представляется грузовая таможенная
декларация с отметками российского
таможенного органа, производившего
таможенное оформление указанного вывоза
нефтепродуктов.
В данном случае товары
вывозились через границу с Белоруссией -
государством-участником Таможенного
союза.
Из материалов дела и
представленных ГТД N ...0000659, N ...0000759 с
проставленными отметками российского
таможенного органа, производившего
таможенное оформление товара - Центральной
Энергетической таможни, "Выпуск разрешен", а
также с указанием даты ее проставления,
подписью сотрудника таможенного органа,
производившего таможенное оформление
товара, его личной номерной печатью,
следует, что нефтепродукты вывозились в
таможенном режиме экспорта трубопроводным
транспортом.
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: имеется в виду подпункт 3 пункта 7
статьи 198 Налогового кодекса РФ, а не
подпункт 3 пункта 6.
------------------------------------------------------------------
Отсутствие на представленных ГТД N ...0000659, N
...0000759 отметок Центральной Энергетической
таможни "Товар вывезен полностью"
налогоплательщик объясняет тем, что
согласно требованиям подп. 3 п. 6 ст. 198 НК РФ в
спорных ГТД имеется отметка таможенного
органа "Вывоз разрешен".
Суд
кассационной инстанции согласен с выводом
суда первой и апелляционной инстанций об
оформлении представленных копий ГТД и
железнодорожных накладных с соблюдением
требований налогового законодательства,
поскольку на этих ГТД N ...0000659, N ...0000759
имеются все необходимые отметки
таможенного органа, производившего
таможенное оформление, наличие которых
предусмотрено подп. 3 п. 7 ст. 198 НК РФ.
Ссылка налогового органа на нарушение
Приказа ГТК России от 26.06.2001 N 598 "О
подтверждении таможенными органами
фактического вывоза (ввоза) товаров" не
принимается судом кассационной инстанции,
поскольку подп. 3 п. 7 ст. 198 НК РФ не требует
проставления таких отметок.
Согласно
подп. 4 п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ при
вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме
экспорта в железнодорожных цистернах для
подтверждения вывоза товаров за пределы
таможенной территории Российской
Федерации налогоплательщиком в налоговые
органы представляются копии транспортных
товаросопроводительных и (или) иных
документов, подтверждающих вывоз
нефтепродуктов за пределы таможенной
территории Российской Федерации, с
отметками российского пограничного
таможенного органа.
На представленных
налогоплательщиком копиях железнодорожных
накладных к ГТД N ...0000618, N ...0000647, N ...0000677, N
...0000678 имеются отметки таможенного органа,
производившего оформление вывоза
нефтепродуктов за пределы таможенной
территории Российской Федерации, что
подтверждает факт экспорта товара по
ним.
Суд кассационной инстанции
согласен также с выводом суда первой и
апелляционной инстанций о том, что в силу
ст. 88 НК РФ при проведении камеральной
проверки налоговый орган не только вправе,
но и обязан истребовать у
налогоплательщика дополнительные
сведения, получить объяснения и документы,
подтверждающие правильность исчисления и
своевременность уплаты налогов. Однако
доказательств того, что Инспекция
воспользовалась данным ей правомочием, не
представлено.
Руководствуясь ст. ст. 176,
284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Московского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.01.2004 и
постановление апелляционной инстанции от
27.04.2004 по делу N А40-54439/03-75-616 Арбитражного
суда г. Москвы отменить, дело передать на
новое рассмотрение в первую инстанцию
Арбитражного суда г. Москвы.