Определение пензенского областного суда от 05.04.2005 по делу n 33-861 отказывая истцу в назначении доплаты к государственной пенсии, ответчик нарушил его конституционное право на получение данной доплаты, что недопустимо.суд первой инстанции зареченский городской суд

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 апреля 2005 г. по делу N 33-861
Судья: Жигалова М.А.
5 апреля 2005 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе
Председательствующего Мамоновой Т.И.
Судей: Рыжова В.М., Кузнецовой Т.А.
Заслушали в открытом судебном заседании по докладу Мамоновой Т.И. дело по кассационной жалобе Администрации г. Заречного на решение Зареченского городского суда от 1 февраля 2004 г., которым постановлено:
Признать Постановление Главы администрации г. Заречного Пензенской области N 927 от 30 июля 2004 года недействительным.
Обязать Администрацию г. Заречного Пензенской области включить Х. в стаж муниципальной службы для назначения доплаты к государственной пенсии период ее работы с 15 августа 1991 года по 1 июня 1999 года и обязать Администрацию г. Заречного назначить Х. доплату к государственной пенсии с 30 июля 2004 года, которую выплачивать по 8 декабря 2004 года.
Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Мамоновой Т.И., судебная коллегия
установила:
Х. обратилась в городской суд с иском к Администрации г. Заречного о признании постановления Главы администрации об отказе ей в доплате к государственной пенсии незаконным и признании за ней права на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии.

В обоснование исковых требований сослалась на то, что она, с 15 августа 1991 г. по 21 мая 2004 г. работала бухгалтером отдела культуры г. Заречного (реорганизованного в дальнейшем в Департамент культуры и работы с молодежью Администрации г. Заречного). В марте 2005 г. ей назначена трудовая пенсия по старости. В соответствии с Законом Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области" от 22 июля 1998 г. N 85-ЗПО и Решения Собрания представителей г. Заречного от 2 декабря 19909 г. N 366 "О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим органов местного самоуправления г. Заречного" ей положена ежемесячная доплата к пенсии, однако Постановлением Главы администрации г. Заречного N 927 от 30 июля 2004 г. в установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии ей отказано из-за отсутствия достаточного стажа по муниципальной службе.
С отказом в назначении ей ежемесячной доплаты к государственной пенсии не согласна, поскольку проработала более двенадцати лет, а ей засчитали лишь 4 г. 11 м. 20 дней (период работы с 01.06.1999 по 21.05.2004). Просила учесть, что с 15 августа 1991 года он была принята на работу бухгалтером в отдел культуры г. Заречного. 31 декабря 1992 года отдел культуры реорганизован в Департамент культуры и работы с молодежью Администрации г. Заречного. С момента принятия на работу и до дня увольнения она продолжала работать на той же должности, выполняя обязанности муниципального служащего, получая льготы, предусмотренные для муниципальных служащих, а также процентные надбавки к заработной плате за выслугу лет, имела продолжительность отпуска как у муниципального служащего. Все выплаты, включая заработную плату, производились ей из бюджета г. Заречного. 23 сентября 1999 года с учетом имеющегося у нее муниципального стажа, ей присваивался квалификационный разряд по номенклатуре должностей муниципальных служащих.
В судебном заседании истица на исковых требованиях настаивала. Постановление Главы администрации города N 927 от 30 июля 2004 г. просила признать недействительным. Обязать Администрацию включить в стаж муниципальной службы для назначения доплаты к пенсии период ее работы с 15 августа 1991 года по 1 июня 1999 года, и обязать ответчика назначить ей доплату к пенсии со дня первоначального обращения за ней.
Представители ответчика П. и Д., с исковыми требованиями не согласились. В своих возражениях сослались на то, что Х. работником горисполкома не являлась, поскольку ее должность в штатном расписании не указана, полагали, должность истицы была выведена за штатное расписание. Одновременно просили учесть, что 17 ноября 1991 года горисполком прекратил свою деятельность, и Х. должна была быть уволена или переведена в другую организацию горисполкома, однако записи о ее переводе отсутствуют. Стаж муниципальной службы у истицы менее 10 лет (с 1 июня 1999 года по 21.05.2004).
Представитель Департамента культуры и молодежной политики г. Заречного Теречева С.Ю., привлеченный в дело в качестве третьего лица, с исковыми требованиями истицы согласился, указав, что истица с 1991 г. работает в Департаменте культуры и молодежной политики, и на нее распространялись все льготы как на муниципального служащего.
Городской суд исковые требования удовлетворил, постановив вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с решением суда, Администрацией г. Заречного подана на него кассационная жалоба, в которой решение суда просит отменить как незаконное, постановленное в нарушение требований материального права. Полагают, что при постановлении судебного решения судом не были учтены требования ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ", согласно ст. 1, 2 которого Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности.
Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственность за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, у установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Согласно п. 1 Решения городского совета народных депутатов от 28 ноября 1986 г. N 360 была организована с 01.01.1987 централизованная бухгалтерия при отделе культуры горисполкома, которая согласно п. 2 указанного постановления была организована для ведения бухгалтерского учета и осуществления контроля только для детской музыкальной школы, городской библиотеки, детской библиотеки, парка культуры и отдыха, музея и радиовещания и муниципальных должностей в ней не было, следовательно, Х. на муниципальной должности не работала и не являлась муниципальным служащим. Только с 1 июня 1999 года работники централизованной бухгалтерии были переведены в отдел экономики и бухгалтерского учета Департамента культуры и молодежной политики, что соответствует Реестру муниципальных должностей муниципальных служащих города Заречного, утвержденного Решением Собрания представителей г. Заречного от 29 сентября 1998 года N 233 "Об утверждении Реестра муниципальных должностей муниципальных служащих города Заречного" и с указанного времени необходимо исчислять трудовой стаж истицы как муниципального служащего.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Администрации города Заречного Сигаеву С.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Х. и представителя Департамента культуры и молодежной политики г. Заречного Теречева С.Ю., возражавших против отмены судебного решения, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, постановленном в соответствии с требованиями действующего законодательства и добытыми по делу доказательствами и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда.
Городской суд, удовлетворяя исковые требования истицы, обоснованно исходил из требований ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ", Закона Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области") в соответствии с которыми муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за неисполнение этих обязанностей.
Согласно ст. 28 Устава города Заречного, муниципальная служба -профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Муниципальная должность - штатная должность в органах местного самоуправления (муниципальных органах) с установленным кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за выполнение этих обязанностей.
Материалами дела установлено, что истица более десяти лет занималась муниципальной службой и в соответствии с Решением Собрания представителей г. Заречного от 23 сентября 1999 г., установившего муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности в городе Заречном доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, приобрела право на получение данной доплаты.
Так с 15 августа 1991 года она стала работать бухгалтером отдела культуры, который 31 декабря 1992 г. реорганизован в Департамент культуры и работы с молодежью Администрации г. Заречного, а с 6 марта 2003 г. в Департамент культуры и молодежной политики Администрации г. Заречного.
1 января 1994 г. должность бухгалтер переименована на должность специалиста-бухгалтера 1 категории. 1 декабря 1997 г. Х. присвоена квалификационная категория ведущего специалиста - бухгалтера.
23 сентября 1999 года Х. присвоен квалификационный разряд "Советник муниципальной службы" 3 класса.
Законом Пензенской области от 20 июля 1998 г. N 87-ЗПО "О перечне муниципальных должностей категории "А" и Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Пензенской области" в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Пензенской области включены должность ведущего специалиста иного органа местного самоуправления и специалиста 1 категории иного органа местного самоуправления.
В Реестре муниципальных должностей муниципальной службы г. Заречного, утвержденного Решением Собрания представителей г. Заречного от 29 сентября 1998 года N 233, включены должности специалиста 1 категории аппарата Департамента и ведущего специалиста аппарата Департамента, комитета.
В ст. 12 Устава г. Заречного в структуру органов местного самоуправления включены, кроме Собрания представителей г. Заречного, Главы г. Заречного и Администрации, включены и иные органы местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как указано в акте ревизии финансово-хозяйственной деятельности Департамента культуры и работы с молодежью, Уставе Департамента Департамент культуры и работы с молодежью является органом управления культурой в городе, входит в структуру Администрации города, является структурным подразделением Администрации.
Основными задачами централизованной бухгалтерии являлись организация учета финансово-хозяйственной деятельности и подведомственных учреждений; проведение финансового анализа деятельности учреждений культуры; осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, целевым расходованием бюджетных ассигнований.
Аналогичные основные задачи в своей деятельности имел отдел экономики и бухгалтерского учета, что и отражено в положении о нем, исходя из чего суд обоснованно пришел к выводу о том, что у ответчика не имелось оснований ссылаться на указанные обстоятельства, поскольку существенных изменений в организации труда Х. с 1 июня 1999 года не произошло. Х. являлась работником Департамента культуры, состояла с ним в трудовых отношениях и на ее также должно распространяться действие Закона Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области", а также социальные гарантии для муниципальных служащих и ограничения, установленные для них. В период работы Х. такими гарантиями пользовалась, т.е. за ней они признавались и никем не оспаривались. Так с 1 января 1994 г. приказом начальника Департамента культуры г. Заречного N 25 л\с от 04.02.1994 Х. была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет как для работника органа местного самоуправления. Из обозренных в судебном заседании приказов, карточки формы Т-2 видно, что и очередной отпуск истице предоставлялся как муниципальному служащему (как работнику органа местного самоуправления) продолжительностью в 36 рабочих дней.
По состоянию на 19 февраля 1997 г. как правильно указал суд, работа истцы в должности "Бухгалтера" подтверждает ее работу как муниципального служащего, поскольку данная должность была включена в реестр муниципальных должностей, и стаж ее как муниципального служащего суд правильно исчислил с 15 августа 1991 г., т.е. с начала ее работы в органах местного самоуправления. А согласно Постановления Главы администрации г. Заречного N 910 от 28 декабря 1998 года определено, что в стаж муниципальной службы муниципальных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, включаются периоды работы на государственных должностях. В приложении к Постановлению указана работа в органах исполнительной власти (исполкомов советов народных депутатов) до введения в действие реестра муниципальных должностей. Порядок исчисления стажа муниципальной службы Положением от 02.11.1999 не регламентирован, в связи с чем суд обоснованно применил указанное правоотношение. Протоколом заседания комиссии по установлению трудового стажа для выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу от 04.02.1994 стаж муниципальной службы Х. был определен с 15 августа 1991 г. В течение всего периода работы такой стаж истицы никем не оспаривался. Аналогичные положения содержатся и Законе Пензенской области "О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж муниципальной службы муниципальных служащих в Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности в Пензенской области, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет". Отказывая истице в назначении доплаты к государственной пенсии, ответчик нарушил ее конституционное право на получение данной доплаты, что недопустимо.
Согласно ст. 18, 19, 39 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С выводами суда судебная коллегия полностью соглашается и считает, что суждение суда основано на объяснениях сторон, представленных доказательствах, правильно оцененных судом. В решении приведено законодательство, которым руководствовался суд и установленные по делу обстоятельства.
Оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.
Доводы кассационной жалобы не содержат в себе оснований, свидетельствующих о незаконности решения суда, и не основаны на доказательствах, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Руководствуясь ст. 360 - 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зареченского городского суда от 1 февраля 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Заречного без удовлетворения.

Читайте также