Постановление фас поволжского округа от 30.09.2003 n а49-79/03-156оп/2 прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов (в том числе постановления об административном правонарушении), если он полагает, что данный ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 сентября 2003 года Дело N А 49-79/03-156ОП/2

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу заместителя Прокурора Пензенской области, г. Пенза,
на решение от 08.07.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 04.08.2003 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А 49-79/03-156ОП/2
по заявлению заместителя Прокурора Пензенской области, г. Пенза, к Государственному таможенному комитету Российской Федерации Пензенская таможня, г. Пенза, третье лицо - Закрытое акционерное общество Московский пивобезалкогольный комбинат "Очаково", г. Москва, о признании Постановления Пензенской таможни по делу об административном правонарушении N 10410000-113/2003 от 07.05.2003 незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 8 июля 2003 г. Арбитражного суда Пензенской области заявление заместителя Прокурора Пензенской области о признании незаконным Постановления Пензенской таможни от 07.05.2003 оставлено без удовлетворения на основании того, что право на обращение прокурора в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным Постановления контролирующего органа о привлечении конкретного лица к административной ответственности Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации не предусмотрено.
Постановлением от 04.08.2003 апелляционная инстанция того же суда указанное решение оставила без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Пензенской таможни от 07.05.2003 N 10410000-113/2003 ЗАО Московский пивобезалкогольный комбинат "Очаково" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Заявитель, усмотрев нарушение государственным органом требований административного процессуального законодательства при привлечении к административной ответственности данного Предприятия, заявил протест на Постановление Пензенской таможни по делу об административном правонарушении от 07.05.2003 N 10410000-113/2003 в вышестоящий орган - Приволжское таможенное управление.
Решением Приволжского таможенного управления от 04.06.2003 Постановление Пензенской таможни оставлено без изменения, а протест - без удовлетворения.
На основании ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", ст. ст. 24.6, 25.11, 30.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ст. 52, ч. 2 ст. 207, ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Прокуратура Пензенской области обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании Постановления Пензенской таможни по делу об административном правонарушении незаконным.
Арбитражный суд Пензенской области, оставляя без удовлетворения заявление прокуратуры, указал, что право обжалования прокурором Постановлений о привлечении юридических лиц к административной ответственности не предусмотрено ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ни Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции выводы суда признает ошибочными в силу того, что в соответствии с п. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными - решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют Закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 1 ст. 25.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении; заявлять ходатайства; давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на Постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные Федеральным законом действия.
В соответствии с п. 4 ст. 35 Федерального закона от 17.11.95 N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дела, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, полномочия по участию в арбитражном процессе прокуроры реализуют путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуемые заявителем судебные акты приняты без учета вышеуказанных норм, что привело к необоснованному отказу судом в удовлетворении заявления Прокуратуры Пензенской области.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает возможным удовлетворить кассационную жалобу и передать дело на рассмотрение по существу.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 286, п. 3 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 08.07.2003 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 04.08.2003 по делу N А 49-79/03-156ОП/2 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Дело направить в суд первой инстанции Арбитражного суда Пензенской области для рассмотрения по существу.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также