Постановление фас поволжского округа от 28.05.2003 n а12-10985/02-с36 уменьшение расчета платы за загрязнение окружающей природной среды и природных ресурсов органом местного самоуправления путем проведения корректировок, в том числе, в части сумм, поступающих в бюджет субъекта рф, налоговым кодексом рф не предусмотрено.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности и
обоснованности решений (определений,
постановлений)
арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 28 мая 2003
года Дело N А 12-10985/02-С36
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд
Поволжского округа рассмотрел в судебном
заседании кассационную жалобу Инспекции
Министерства РФ по налогам и сборам N 2 по
Волгоградской области, г. Волгоград,
на
решение от 23 декабря 2002 г. и Постановление
апелляционной инстанции от 21 февраля 2003 г.
по делу N А 12-10985/02-С36 Арбитражного суда
Волгоградской области
по заявлению
Открытого акционерного общества
"Волгограднефтемаш", г. Волгоград, о
признании недействительным решения
Межрайонной инспекции Министерства РФ по
налогам и сборам N 2 по Волгоградской
области, г. Волгоград, N 1 от 26 августа 2002 г. в
части начисления суммы налога на
реализацию ГСМ в размере 1700 руб., налога на
приобретение автотранспортных средств в
размере 1452 руб., налога на имущество
предприятия в размере 13416 руб., платы за
загрязнение окружающей среды в размере 101238
руб., налога на прибыль в размере 1159172 руб.,
дополнительных платежей по налогу на
прибыль в размере 72448 руб., налога на
добавленную стоимость в размере 435123 руб.,
налога с продаж в размере 727 руб. и единого
социального налога в размере 166404 руб. 57
коп.,
третье лицо - Департамент по охране
окружающей природной среды и природных
ресурсов администрации города Волгограда,
г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
Открытое
акционерное общество "Волгограднефтемаш",
г. Волгоград, обратилось в Арбитражный суд
Волгоградской области с иском к
Межрайонной инспекции Министерства РФ по
налогам и сборам N 2 по Волгоградской
области о признании частично
недействительным ненормативного акта.
Решением от 23 декабря 2002 г. исковые
требования были частично удовлетворены,
также частично удовлетворены встречные
исковые требования Налоговой инспекции о
взыскании с ОАО "Волгограднефтемаш"
налоговых санкций.
Постановлением от 21
февраля 2003 г. решение суда первой инстанции
частично изменено.
До принятия
Постановления по делу в судебном заседании
объявлен перерыв до 28 мая 2003 г. до 15 час. 30
мин.
Оспаривая судебные акты по делу,
Межрайонная инспекция Министерства РФ N 2 по
Волгоградской области просит их отменить,
поскольку приняты с нарушением норм
материального права.
При проверке
законности принятых по делу судебных актов
в соответствии с п. 1 ст. 286 АПК РФ
установлено следующее.
Заявитель
считает, что стоимость услуг, оказанных ЗАО
"Волгоград-Мобайл" абоненту Сальникову Г.А. -
физическому лицу, не связанному с
управлением производства, на себестоимость
продукции не относится, также не подлежит
включению в себестоимость стоимость услуг
по межеванию границ земельного участка в
размере 9988 руб. 60 коп., так как относится к
капитальным, а не текущим затратам.
Себестоимость инспекционных услуг по
подготовке к продлению сертификатов ASME
подлежит списанию на себестоимость
продукции равными долями в течение всего
срока действия сертификата. Сумма 13373,56 руб.
необоснованно отнесена на затраты, так как
стоимость 1 кг дизельного топлива
составляет 3 руб. 62 коп., а не 5 руб. 04 коп.
Сумма пени 1986993 руб., признанная истцом в
дополнительном соглашении, оплачена в 1998 г.,
неправомерно включена во
внереализационные расходы 2000 г., так как
подлежит включению в период 1998 г. Также
подлежит включению в убыток прошлых лет
сумма 63400 руб. пени, присужденная решением
Арбитражного суда Волгоградской области от
28.10.96, а не за 2000 г. Сумма 1195000 руб. отчислена
за фактическое загрязнение окружающей
среды за 1998 г., и 326402 руб. сумма присужденных
процентов в пользу ОАО "Тамбовский завод
электроприборов" по решению арбитражного
суда является убытками прошлых лет,
ошибочно отражались по факту оплаты, так
как подлежат включению в период совершения
ошибки. Сумма 8795 руб. подлежала
корректировке, так как согласно расчету
Департамента по охране окружающей среды и
природных ресурсов фактическая плата за
сверхлимитный выброс загрязняющих веществ
за 2001 г. составила 77498 руб. а не 86293 руб.
НДС в сумме 104849,0 руб. не подлежит взиманию
из бюджета, поскольку приобретено за счет
бюджетных средств, НДС в сумме 600 руб. также
не подлежит возмещению за приобретенный
цемент, так как приобретено у частного
предпринимателя. Корректировка платы за 2001
г. в сумме 101238 руб. в части платежей
Администрацией Волгоградской области в
областной городской бюджет не
предусмотрена Налоговым кодексом РФ.
Заявитель жалобы считает, что сумма 7800 руб. -
пособия, выплаченные матерям, находящимся в
отпуске по уходу за ребенком в возрасте от
1,5 до 3 лет, которые производились на
основании Указа Президента РФ от 30.05.94 N 1110,
подлежит налогообложению по ЕСН в размере
2776, 8 руб., так как не выплачена на основании
Закона.
При проверке законности
принятых по делу судебных актов в
соответствии с п. 1 ст. 286 АПК РФ установлено
следующее.
Решением от 26 августа 2002 г.
Межрайонной инспекцией Министерства РФ по
налогам и сборам N 2 по Волгоградской
области Открытое акционерное общество
"Волгограднефтемаш" привлечено к налоговой
ответственности за занижение налога на
прибыль и вышеизложенных налогов в
соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса
РФ наложены штрафы (л. д. 42, т. 1).
Выводы
Налоговой инспекции основаны на акте
проверки от 26 июля 2002 г. N 4.
Как
усматривается из материалов дела,
стоимость услуг, оказанных ЗАО
"Волгоград-Мобайл" абоненту Сальникову Г.А.,
на сумму 7503 руб. 60 коп. отнесена ОАО
"Волгограднефтемаш" на себестоимость
реализованной продукции правомерно.
Согласно п/п. "и" п. 2 Положения о составе
затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг) и о порядке
формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 05.08.92 N 552, оплата услуг
связи включается в себестоимость
продукции.
Договор от 25.05.96 N 140 заключен
между ЗАО "Волгоград-Мобайл" и ОАО
"Волгограднефтемаш" с целью оперативного
решения руководством производственных
задач.
Сальников Г.А., являясь членом
совета директоров общества, и в силу ч. 2 ст.
64 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об
акционерных обществах" ему компенсируются
расходы, связанные с исполнением им функций
члена совета директоров (наблюдательного
совета) общества.
Стоимость услуг 9988,6
руб. - по межеванию границ земельного
участка, оплаченных истцом в 2000 г. ООО
"Город". В соответствии с договором от 02.06.2000
N 618 включены истцом в соответствии с п. 10
Положения о составе затрат в прочие
затраты" правомерно, так как была
произведена наличием спора между ОАО
"Волгоградпромжелдортранс", которое
предъявило плату за проезд по
железнодорожным путям, принадлежащим
истцу.
Доводы истца в отзыве о том, что
включение расходов в себестоимость
продукции не противоречит п/п. "а" п. 2
Положения о составе затрат, судебная
коллегия также считает правомерным.
Пунктом 10 Положения "О составе затрат" в
состав себестоимости продукции включаются
затраты на оплату работ по сертификации
продукции.
Оплата услуг в сумме 293223 руб.
- стоимость инспекционных услуг по
подготовке к продлению сертификатов ASME,
оказанных агентством "Хортфорт Стим Бойлер
Интернэйшнл Гейбл", Лиген, Германия,
обоснованно отнесена истцом на
себестоимость продукции.
В части
оспаривания суммы 13373,56 руб. стоимости ГСМ
налогоплательщиком признана сумма 4292
руб.
Из приложения N 20 к акту N 4
усматривается, что налогоплательщиком
ошибки допущены в части списания по
счету-фактуре N N 60610, 60080, 60194, 60302 на общую
сумму 4292 руб. 06 коп, По остальным
счетам-фактурам на общую сумму 8105 руб.
проводки отражены верно.
Пунктом 11
Приказа об учетной политике ОАО
"Волгограднефтемаш" предусмотрено, что учет
материалов осуществляется по фактической
себестоимости с применением счета 16
"Отклонение стоимости материалов", что
соответствует Инструкции по применению
плана счетов, утвержденной Приказом
Минфина СССР от 01.11.91 N 56, действовавшей в 2000
г.
Сумма пени в 1986 г., признанная ОАО
"Волгограднефтехим" дополнительным
соглашением б/н от 17.07.99 к договорам N 37/119н от
17.06.1997, N 38/120н от 19.06.97, начисленная с 01.11.97 по
07.07.98, оплачена в 1998 г. ООО "Хинган" согласно
договору об уступке права требования б/н от
29.07.98 с АО "Мехколонна-62" истцом в
бухгалтерском учете отражена в апреле 2000 г.,
является внереализационными расходами.
Судом указанная сумма и сумма пени 634000 руб.,
присужденная решением Арбитражного суда
Волгоградской области от 28.10.96 МУП
"Водоканал", обоснованно приняты к учету как
расходы по оплате, поскольку не
противоречит ст. 54 Налогового кодекса РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что сумма
1195000 руб. - оплата за загрязнение окружающей
среды и сумма 326402 руб. - проценты,
присужденные ОАО "Томбовский завод
"Электроприбор" по решению Арбитражного
суда Волгоградской области от 14.08.2000 по делу
N А 12-7079/2000-27, подлежат корректировке,
судебная коллегия считает необоснованными
и противоречащими требованию ст. 54
Налогового кодекса РФ, так как спорные
суммы включены в затраты с момента их
фактической оплаты.
Отклонение в плате
за сверхнормативный выброс загрязняющих
веществ в сумме 8795 руб. не подтверждается
материалами дела, так как в приложении N 53
сводного акта отражены сверхлимитные
выбросы в сумме 65411 руб.
Доводы
заявителя жалобы о том, что Департаментом
по охране окружающей природной среды был
представлен расчет на сумму 77498 руб., не
доказывает нарушение налогового
законодательства, поскольку документально
не обоснован и сам спорный расчет.
Сумма
НДС 1500 руб. 70 коп. списана
налогоплательщиком правомерно, так как
составляет услуги, оказанные генеральному
директору ЗАО "Волгоград-Мобайл" для
прежнего генерального директора истца в
сумме 7503 руб. 60 коп.
В соответствии со ст.
172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты
производятся на основании счетов-фактур,
выставленных продавцом.
Судебная
коллегия выводы судов о правомерности
возмещения из бюджета НДС по
приобретенному мазуту М-100у МУПП ЖКХ на
сумму 629097 руб. 10 коп., а также суммы НДС 600
руб. по приобретенному цементу у
предпринимателя считает обоснованными, так
как ответчиком не доказано, что
предприниматель является плательщиком
вмененного дохода и ст. 145 Налогового
кодекса РФ предусматривает освобождение
предпринимателя от уплаты НДС при
определенных условиях.
Доводы
заявителя жалобы в части необоснованного
возмещения НДС по экспорту и по неполной
уплате налога на имущество истцом в 2001 г. не
доказывают нарушение судами норм
материального права.
Письмом
Департамента по охране окружающей среды и
природных ресурсов администрации
Волгограда от 17.01.2002 N 541д и письмом от 01.04.2002 N
440/д истцом были произведены корректировка
платы за загрязнение окружающей среды ОАО
"Волгограднефтемаш" в 2001 г. в части платежей,
которые поступают в областной и городской
бюджеты в размере 101238 руб.
При
проведении встречной проверки
Департамента по охране окружающей среды и
природных ресурсов администрации
Волгограда (справка встречной проверки от
27.04.2002) было установлено, что ОАО
"Волгограднефтемаш" были представлены и
согласованы с Департаментом по охране
окружающей среды и природных ресурсов
расчеты на уменьшение общей платы за
загрязнение окружающей природной среды в
2001 году на сумму 101238 руб., которые в
последующем были представлены в Налоговую
инспекцию.
Уменьшение общей платы за
загрязнение окружающей среды вследствие
проведенной корректировки указанных
платежей является неправомерным по
следующим основаниям.
В соответствии со
ст. 19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118 "Об основах
налоговой системы в РФ" платежи за
пользование природными ресурсами отнесены
к федеральным налогам. Размеры ставок
федеральных налогов, объекты
налогообложения, плательщики налогов и
порядок зачисления их в бюджет или во
внебюджетный фонд устанавливаются
законодательными актами РФ и взимаются на
всей ее территории.
Согласно ст. 56
Налогового кодекса РФ льготами по налогам и
сборам признаются представляемые
отдельными категориями налогоплательщиков
и плательщиков сборов предусмотренные
законодательством о налогах и сборах
преимущества по сравнению с другими
налогоплательщиками и плательщиками
сборов, включая возможность не уплачивать
налог или сбор либо уплачивать их в меньшем
размере.
В связи с изложенным
уменьшение расчета платы за загрязнение
окружающей природной среды и природных
ресурсов Администрацией Волгограда путем
проведения корректировок, в том числе, в
части сумм, поступающих в бюджет субъекта
РФ, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено,
доводы Налоговой инспекции в этой части
считает законными и подлежащими
удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст.
238 Налогового кодекса РФ к сумме, не
подлежащей налогообложению, относятся
пособия, выплачиваемые в соответствии с
законодательством РФ, законодательными
актами субъектов РФ, решениями
представительных органов местного
самоуправления.
Следовательно, сумма
пособий 7800 руб., выплаченных матерям,
находящимся в отпуске по уходу за ребенком
в возрасте 1,5 до 3-х лет, правомерно не
включена в налогооблагаемый оборот.
Кроме того, в соответствии со ст. 179 АПК РФ
истец вправе обращаться в арбитражный суд в
случае неясности арбитражного суда.
Налоговая инспекция вправе в части
взыскания суммы 31181 руб. обращаться в суд в
порядке ст. 179 АПК РФ, так как в этой части
доводы Налоговой инспекции не доказывают
нарушение судом норм материального
права.
На основании изложенного,
руководствуясь ст. ст. 274, 286 - 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23
декабря 2002 г. и Постановление от 21 февраля
2003 г. Арбитражного суда Волгоградской
области изменить, кассационную жалобу
Межрайонной Инспекции Министерства РФ по
налогам и сборам N 2 по Волгоградской
области удовлетворить частично.
В части
признания недействительным решения
Межрайонной инспекции Министерства РФ по
налогам и сборам N 2 по Волгоградской
области о доначисленной суммы налога 101238
руб. платы за загрязнение окружающей среды
ОАО "Волгограднефтемаш", а также в части
доначисленной пени и штрафа отказать.
В
остальной части решение от 23 декабря 2002 г. и
Постановление апелляционной инстанции от 21
февраля 2003 г. Арбитражного суда
Волгоградской области оставить без
изменения.
Постановление вступает в
законную силу со дня его принятия.