Постановление фас поволжского округа от 08.09.2005 n а65-24928/2004-са2-22 заявление о признании незаконным требования об уплате налога и решения о взыскании пени по страховым взносам за счет денежных средств заявителя удовлетворено правомерно, т.к. в требовании налогового органа отсутствует указание на размер недоимки и основания ее возникновения, не указана дата, с которой начинается начисление пени, а также нарушены сроки для направления требования об уплате налога и принятия решения о принудительном взыскании пени.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности и
обоснованности решений (определений,
постановлений)
арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 8 сентября
2005 года Дело N А65-24928/2004-СА2-22
(извлечение)
Открытое акционерное
общество "КамАЗ-Дизель" (далее - заявитель)
обратилось в Арбитражный суд Республики
Татарстан с заявлением к Инспекции
Федеральной налоговой службы Российской
Федерации по городу Набережные Челны
Республики Татарстан (далее - налоговый
орган) о признании требования об уплате
налога N 118522 незаконным, решения от 29
сентября 2004 г. N 13081 недействительным.
Арбитражный суд заявленные требования
удовлетворил.
Апелляционная инстанция
решение арбитражного суда оставила без
изменения.
Не согласившись с
вынесенными судебными актами, налоговый
орган обратился в кассационную инстанцию с
жалобой, в которой просит об отмене решения
арбитражного суда и Постановления
апелляционной инстанции.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, коллегия считает
жалобу необоснованной и не подлежащей
удовлетворению.
Как видно из материалов
дела, налоговый орган направил в адрес
заявителя требование N 118522 об уплате налога
по состоянию на 3 сентября 2004 г. В связи с
тем, что данное требование заявителем в
добровольном порядке не исполнено,
налоговый орган принял решение N 13081 от 29
августа 2004 г. о взыскании пени по страховым
взносам в сумме 1443679 руб. 70 коп. за счет
денежных средств заявителя на счетах в
банках.
Арбитражный суд, удовлетворяя
требования заявителя, указывает, что
требование N 118522 от 3 сентября 2004 г. не
соответствует положениям Налогового
кодекса Российской Федерации и налоговым
органом пропущен срок, установленный п. 3 ст.
46 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Данный вывод арбитражного
суда коллегия находит обоснованным.
Согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса
Российской Федерации требование об уплате
налога должно содержать сведения о сумме
задолженности по налогу, размере пеней,
начисленных на момент направления
требования, сроке уплаты налога,
установленного законодательством о
налогах и сборах, сроке исполнения
требования, а также мерах по взысканию
налога и обеспечению исполнения
обязанности по уплате налога, которые
применяются в случае неисполнения
требования налогоплательщиком. Отсутствие
в требовании N 118522 от 3 сентября 2004 г.
указаний на размер недоимки и основания ее
возникновения, дату, с которой начинается
начисление пени, и ставку пени не позволяет
сделать вывод, что досудебное
урегулирование в порядке, предусмотренном
ст. 69 Налогового кодекса Российской
Федерации, осуществлено.
В соответствии
с п. п. 2, 3 ст. 46 Налогового кодекса
Российской Федерации принудительное
взыскание налога производится по решению
налогового органа путем направления в банк,
в котором открыты счета налогоплательщика
или налогового агента, инкассового
поручения (распоряжения) на списание и
перечисление в соответствующие бюджеты
(внебюджетные фонды) необходимых денежных
средств со счетов налогоплательщика или
налогового агента. Решение о взыскании
принимается после истечения срока,
установленного для исполнения обязанности
по уплате налога, но не позднее 60 дней после
истечения срока исполнения требования об
уплате налога. Решение о взыскании,
принятое после истечения указанного срока,
считается недействительным и исполнению не
подлежит.
Пунктом 9 ст. 46 Налогового
кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что ее положения
применяются также при взыскании пени за
несвоевременную уплату налога и сбора.
Следовательно, пени, будучи способом
обеспечения исполнения обязанности по
уплате налогов и сборов, подлежат
принудительному взысканию в том же порядке
и в такие же сроки, что и задолженность по
налогам и сборам, на которую они
начислены.
В силу п. 1 ст. 70 Налогового
кодекса Российской Федерации налоговые
органы обязаны направить
налогоплательщику требование об уплате
налогов не позднее трех месяцев после
наступления срока уплаты налога или, в
случае налоговой проверки, в десятидневный
срок с даты вынесения соответствующего
решения.
В данном случае судом
установлено, что пени начислены налоговым
органом на недоимки, образовавшиеся до 1
января 2001 г. Требование составлено по
состоянию на 3 сентября 2004 г.
Налоговый
орган не оспаривает, что недоимка по налогу
на добавленную стоимость у Общества
возникла до 2001 г.
Кроме того,
арбитражный суд со ссылкой на п. 4 ст. 69
Налогового кодекса Российской Федерации
обоснованно указал, что в требовании
отсутствует указание на размер недоимки и
основания ее возникновения, не указана
дата, с которой начинается начисление
пени.
При таких обстоятельствах
коллегия не находит оснований для отмены
судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ст.
287, ст. 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Поволжского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 3 марта 2005
г. и Постановление апелляционной инстанции
от 19 мая 2005 г. Арбитражного суда Республики
Татарстан по делу N А65-24928/2004-СА2-22 оставить
без изменения, кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу со дня его принятия.