Постановление фас поволжского округа от 03.03.2003 n а55-15499/02-41 дело по иску об отмене постановления о привлечении к административной ответственности передано на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 3 марта 2003 года Дело N А 55-15499/02-41

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарского областного общественного благотворительного фонда "Содействие - ХХI век", г. Самара,
на решение от 14.11.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 23.12.2002 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-15499/02-41
по иску Самарского областного общественного благотворительного фонда "Содействие - ХХI век", г. Самара, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Самары об отмене ее Постановления от 29.07.2002 N 12 о привлечении истца к административной ответственности на основании ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.11.2002, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2002, отказано в удовлетворении заявления Самарского областного благотворительного фонда "Содействие - ХХI век" (далее - СООБФ "Содействие-ХХI век") к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Самары об отмене ее Постановления от 29.07.2002 N 12.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты с направлением дела на новое рассмотрение, мотивируя это нарушением судом норм процессуального права.
По мнению заявителя, допущенные ответчиком нарушения процедурного характера: отсутствие подписи в акте проверки от 23.07.2002 N 011993 одного из двух проверяющих сотрудников налогового органа, рассмотрение материалов проверки и принятие Постановления по делу об административном правонарушении от 29.07.2002 N 12 в отсутствие законного представителя, не извещенного об этом надлежащим образом, - являются основаниями для отмены оспариваемого ненормативного акта, а неисследование арбитражным судом этих обстоятельств без надлежащей правовой оценки является основанием для их отмены с направлением дела на новое рассмотрение.
Кроме того, противоречивые выводы суда апелляционной инстанции, указанные в мотивировочной части Постановления, о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы об отмене решения суда первой инстанции и отмене Постановления ответчика, далее - уже о необходимости отмены решения суда с прекращением производства по делу в связи с отсутствием ходатайства о восстановлении пропущенного заявителем десятидневного срока для обжалования Постановления об административном правонарушении, а в резолютивной части - об оставлении решения суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, - также являются основаниями для отмены принятых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что Постановлением Налоговой инспекции от 29.07.2002 N 12 по делу об административном правонарушении на основании акта проверки от 23.07.2002 N 011993, согласно которому на торговой точке от контейнера N 44 на рынке "Октябрьская", принадлежащем заявителю, продавцом Архиповой Т.К. осуществлена продажа одной бутылки пива марки "Жигулевское" по цене 12 руб. без применения контрольно-кассовой машины, протокола об административном правонарушении от 24.07.2002 СООБФ "Содействие-ХХI век" привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб. за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
Как усматривается из материалов дела, факт административного правонарушения полностью подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспаривается сторонами.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
За продажу товаров без применения контрольно-кассовой машины согласно ст. 14.5 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Однако арбитражным судом оставлены без исследования и надлежащей правовой оценки доводы заявителя о том, что в соответствии с положениями ст. ст. 25.1, 25.4 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, тогда как он не был извещен надлежащим образом и по этой причине не мог принимать участие при рассмотрении материалов административного дела.
Кроме того, суд апелляционной инстанции в мотивировочной части Постановления признает и обосновывает решение суда подлежащим отмене с прекращением производства по делу и в то же время согласно его резолютивной части оставляет решение суда без изменения.
В соответствии с положениями ст. 25.4 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Арбитражным судом в этой части не исследованы материалы дела и не дана надлежащая правовая оценка доводам истца о нарушении ответчиком требований п. 5 ст. 28.2 КоАП Российской Федерации - составление протокола одним, а подписание его другим лицом, - а также о рассмотрении административного дела и принятии Постановления без его участия в отсутствие доказательств о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела.
Кроме того, взаимоисключающие выводы в мотивировочной части Постановления в части обоснованности и законности решения суда первой инстанции без исследования материалов дела во взаимосвязи с доводами истца и ссылки на нормы материального и процессуального права, а также противоречащая мотивировочной части резолютивная часть Постановления являются, в соответствии с п. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены принятых судебных актов.
Таким образом, необходимость в силу требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всестороннего, полного и объективного исследования и оценки материалов дела во взаимосвязи с доводами истца имеет существенное значение для принятия законного и обоснованного решения по делу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287 (п. 3), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ПОСТАНОВИЛА:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.11.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 23.12.2002 по делу N А 55-15499/02-41 отменить с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Кассационную жалобу удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также