Постановление фас поволжского округа от 05.12.2002 n а12-199/02-исп-с40 дело по жалобе на действия судебного пристава - исполнителя по взысканию исполнительного сбора передано на новое рассмотрение в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 декабря 2002 года Дело N А 12-199/02-исп-С40

(извлечение)
ОАО "Палласовскагпромснаб" обратилось в суд с жалобой на действия пристава - исполнителя Службы судебных приставов Палласовского района, в которой просит признать недействительным Постановление от 17.07.2002 о взыскании исполнительного сбора, считая его принятие преждевременным и не соответствующим положениям Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.09.2002 в удовлетворении жалобы отказано.
Суд не установил нарушения судебным приставом - исполнителем исполнительских действий по исполнению исполнительного листа N 054501, выданного Арбитражным судом Волгоградской области по делу N А 12-2971/02-С8.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Палласовскагропромснаб" ставит вопрос об отмене судебного решения как принятого без учета конституционного толкования ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", данного в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 17.07.2002 судебным приставом - исполнителем Службы судебных приставов Палласовского района Волгоградской области принято Постановление о взыскании с ОАО "Палассовскагропромснаб" исполнительного сбора в сумме 30665 руб. 00 коп. за неисполнение в пятидневный срок исполнительного листа N 054501 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А 12-2971/02-С8 о взыскании суммы 438079 руб. 92 коп.
Согласно п. 1 ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав - исполнитель выносит Постановление, по которому с должника взыскивается исполнительный сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.04.2001 N 13-П проверена конституционность п. 1 ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В указанном Постановлении Конституционный суд Российской Федерации при наличии определенных условий и с учетом определенных обстоятельств допустил возможность взыскания исполнительского сбора, предусмотренного п. 1 ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
При этом Конституционный суд Российской Федерации в абз. 7 п. 4 описательной части Постановления от 30.07.2001 N 13-П указал, что п. 1 ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" содержит по сути специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. По смыслу данной статьи взаимосвязи со ст. ст. 85 и 87 названного Закона эта норма должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации.
Следовательно, установленный в ней размер взыскания представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ст. ст. 34 (ч. 1), 35 (ч. ч. 1 - 3) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации не допустимо.
В жалобе на действия судебного пристава - исполнителя ОАО "Палласовскагропромснаб" ссылается, что спорное Постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено без учета характера совершенного правонарушения, степени вины и иных существенных обстоятельств.
Арбитражным судом в порядке ст. ст. 65, 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предлагалось сторонам представить дополнительные доказательства, подтверждающие как доводы заявителя жалобы о наличии уважительных причин в несвоевременном исполнении исполнительных листов, так и возражения Службы судебных приставов о законности и обоснованности вынесенного Постановления о взыскании исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.09.2002 на основании ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует учесть рекомендации, указанные в настоящем Постановлении, и рассмотреть дело с соблюдением норм права.
Руководствуясь ст. ст. 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.09.2002 по делу N А 12-199/02-исп-С40 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также