Постановление фас поволжского округа от 04.04.2002 n а40-46239/99-29-462 исполнительное производство по делам о взыскании спорных сумм с администрации должно быть произведено в соответствии с правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, предъявляемых взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности и
обоснованности решений (определений,
постановлений)
арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 4 апреля 2002
года Дело N А
40-46239/99-29-462
(извлечение)
Судебная
коллегия Федерального арбитражного суда
Поволжского округа по рассмотрению споров,
вытекающих из гражданских и иных
правоотношений, рассмотрев в судебном
заседании кассационную жалобу конкурсного
управляющего Открытого акционерного
общества "Акционерный банк "Инкомбанк", г.
Москва,
на определение Арбитражного
суда Астраханской области от 1 ноября 2001
г.
и Постановление апелляционной
инстанции того же суда от 14 января 2002 г.
по жалобе Открытого акционерного общества
"Акционерный банк "Инкомбанк", г. Москва, на
действия судебного пристава - исполнителя
Межрайонного специализированного
подразделения судебных приставов N 17 г.
Астрахани (должник - Администрация
Астраханской области, г.
Астрахань),
УСТАНОВИЛА:
Решениями
Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2000 г. по
делу N А 40-46238/99-10-443 и от 31.01.2000 г. по делу N А
40-46239/99-29-462 удовлетворены исковые
требования ОАО АБ "Инкомбанк" о взыскании с
Администрации Астраханской области 3 816 219,92
долларов США по курсу ЦБ РФ в валюте РФ на
день оплаты и 161 302,68 руб. расходов по
государственной пошлине.
Выданы
исполнительные листы N N 158543, 164701, 164702, 227126, по
которым возбуждены исполнительные
производства.
30.08.2001 г. судебным
приставом - исполнителем Межрайонного
специализированного ПСП N 17 г. Астрахани
Зениным В.А. вынесены Постановления об
окончании исполнительных производств.
Основанием для окончания исполнительных
производств послужило то обстоятельство,
что Администрация Астраханской области не
зарегистрирована в налоговых органах как
налогоплательщик и не имеет расчетных
счетов. Имущество должника для обращения на
него взыскания не обнаружено.
ОАО АБ
"Инкомбанк" обратилось с жалобой на
действия судебного пристава - исполнителя и
просило признать незаконными указанные
Постановления.
Определением от 1 ноября
2001 г. жалоба ОАО АБ "Инкомбанк" оставлена без
удовлетворения.
В определении суда
указано, что судебным приставом все
исполнительные действия совершены с
соблюдением требований ФЗ "Об
исполнительном производстве".
Постановлением апелляционной инстанции от
14 января 2002 г. определение арбитражного
суда от 01.11.2001 г. оставлено без изменения.
При этом подтверждена обоснованность
вывода первой инстанции суда об отсутствии
оснований для признания недействительным
Постановления судебного пристава -
исполнителя об окончании исполнительного
производства.
Доводы заявителя жалобы о
том, что исполнение судебных актов должно
производиться Финансовым управлением
Администрации Астраханской области,
признаны судом несостоятельными, поскольку
Финуправление не является должником перед
взыскателем и не было привлечено к участию
в деле.
В кассационной жалобе ОАО "АБ
"Инкомбанк" в лице конкурсного управляющего
просит определение от 01.11.2001 г. и
Постановление апелляционной инстанции от
14.01.2002 г. отменить как принятые с нарушением
норм материального права, и принять новое
решение об отмене
- Постановлений от
30.08.2001 г. об окончании исполнительного
производства N N 2358-3-2001, 806-3-2001, 804-3-2001,
803-3-2001;
- Постановлений от 30.08.2001 г. о
возвращении исполнительных документов по
исполнительным производствам;
- актов о
невозможности взыскания,
и обязать
судебного пристава - исполнителя Зенина В.А.
возобновить сводное исполнительное
производство.
Кассационная жалоба
мотивирована ссылкой на Федеральный закон
от 06.10.99 г. N 184-ФЗ, Устав Астраханской
области, Положение о Финансовом управлении
Администрации Астраханской области,
согласно которым Финансовое управление
является центральным исполнительным
органом государственной власти
Астраханской области, в обязанность
которого входит обслуживание долга
Астраханской области, разработка программ
внешних и внутренних заимствований и их
реализация.
Проверив в соответствии со
ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса
РФ законность обжалуемых судебных актов,
судебная коллегия считает жалобу
обоснованной и подлежащей
удовлетворению.
В соответствии со ст. 125
Гражданского кодекса РФ субъекты
Российской Федерации, муниципальные
образования участвуют в отношениях,
регулируемых гражданским
законодательством, через органы
государственной власти, органы местного
самоуправления в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими статус
этих органов.
Из материалов дела видно,
что кредитные договоры от имени
Администрации Астраханской области
подписаны также руководителем Финансового
управления. Финуправление является
исполнительным органом Администрации
Астраханской области, осуществляющим
проведение единой государственной
финансовой, бюджетной, налоговой и
инвестиционной политики.
В обязанности
Финансового управления Астраханской
области входит обслуживание долга
Астраханской области, программ внутренних
и внешних заимствований и их реализация в
установленном порядке.
Финансовым
управлением Астраханской области в период
с 08.10.2001 г. по 19.11.2001 г. частично исполнены
обязательства по выплате долга по
вышеуказанным исполнительным листам.
Поэтому судебная коллегия считает
неправильным мнение апелляционной
инстанции суда о невозможности исполнения
судебных актов, поскольку Финансовое
управление не является должником перед
взыскателем и не было привлечено к участию
в деле.
Согласно п. 4 ст. 214 Гражданского
кодекса РФ средства соответствующего
бюджета и иное государственное имущество,
не закрепленное за государственными
предприятиями и учреждениями, составляют
государственную казну Российской
Федерации, казну республик в составе
Российской Федерации, казну края, области и
так далее.
Исполнительное производство
по вышеуказанным делам о взыскании
соответствующих сумм с Администрации
Астраханской области должно быть
произведено в соответствии с Правилами
взыскания на основании исполнительных
листов судебных органов средств по
денежным обязательствам получателей
средств федерального бюджета, утв.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001 г.
N 143, предъявляемых взыскателем в орган
федерального казначейства по месту
открытия лицевого счета должника.
Постановления судебного пристава -
исполнителя МСПСП N 17 г. Астрахани об
окончании исполнительного производства N N
806-3-2001, 2358-3-2001, 803-3-2001, 804-3-2001 являются
необоснованными и противоречат ст. 23 ФЗ "Об
исполнительном производстве".
Определением Арбитражного суда г. Москвы от
20.02.2002 г. по делу N А 40-46239/99-29-462 разъяснено,
что взыскание денежных средств по
исполнительным листам N N 164702, 164701 должно
быть произведено с Администрации
Астраханской области за счет казны
Астраханской области.
На основании
изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177, 179
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации,
коллегия
ПОСТАНОВИЛА:
определение от 1
ноября 2001 г. и Постановление апелляционной
инстанции от 14 января 2002 г. Арбитражного
суда Астраханской области по делу N И/П А
40-46239/99-29-462 отменить.
Постановления от
30.08.2001 г. об окончании исполнительного
производства N N 2358-3-2001, 806-3-2001, 804-3-2001, 803-3-2001,
Постановления от 30.08.2001 г. о возвращении
исполнительных документов по
исполнительным производствам N N 2358-3-2001,
806-3-2001, 804-3-2001, 803-3-2001, акты о невозможности
взыскания признать незаконными.
Обязать Межрайонное специализированное
подразделение службы судебных приставов N 17
г. Астрахани возобновить сводное
исполнительное производство по исполнению
решений суда от 17.01.2000 г. по делу N А
40-46238/99-10-443 и от 31.01.2000 г. по делу N А
40-46239/99-29-462.
Постановление вступает в
законную силу с момента его принятия и
обжалованию не подлежит.