Постановление фас поволжского округа от 12.04.2005 n а12-22294/04-с22 вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного бездействия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, выразившегося в нефинансировании льгот по оплате коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством, подлежит возмещению за счет соответственно казны российской федерации, казны субъекта российской федерации или казны муниципального образования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 12 апреля 2005 года Дело N А12-22294/04-С22

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
на Постановление апелляционной инстанции от 1 февраля 2005 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-22294/04-С22
по иску Муниципального унитарного предприятия ЖРЭП N 2 к Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области, Администрации Волгоградской области, третьи лица: Департамент финансов Администрации г. Волгограда, Министерство финансов Российской Федерации, Муниципальное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района г. Волгограда, Открытое акционерное общество "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное производственное Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2 Дзержинского района г. Волгограда, далее - истец, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Администрации Волгоградской области, Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области о взыскании 714613 руб. 68 коп. убытков, понесенных с июля 2000 г. по июнь 2004 г. в связи с предоставлением льгот по оказанным коммунальным услугам отдельным категориям граждан, проживающим на территории Дзержинского района г. Волгограда, на основании Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О статусе военнослужащих", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О ветеранах", ссылаясь на ст. ст. 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда первой инстанции от 22 сентября 2004 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Департамент финансов Администрации г. Волгограда.
Определением от 13 октября 2004 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУ ЖКХ Дзержинского района г. Волгограда.
Решением суда первой инстанции от 24 ноября 2004 г. иск удовлетворен частично. С Казны субъекта Российской Федерации в лице Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области в пользу истца взысканы убытки в сумме 534920 руб. 00 коп. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 1 февраля 2005 г. вышеуказанное решение изменено. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Иск удовлетворить в части. Взыскать с Казны Волгоградской области в лице Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области в пользу МУП ЖРЭП N 2 Дзержинского района г. Волгограда убытки в сумме 526588 руб. 65 коп. В остальной части иска, а также в исковых требованиях к Администрации Волгоградской области отказать".
В кассационной жалобе Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области (далее - ГФКУ) просит отменить Постановление суда апелляционной инстанции от 1 февраля 2004 г., в иске отказать.
Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области считает, что в 2002 г. Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области на реализацию Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ" было выделено 194846 тыс. руб., которые доведены до хозяйствующих субъектов на основании заключенных с ними договоров. Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Комитет социальной защиты населения Дзержинского района г. Волгограда, непосредственно участвующие в реализации Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на территории Волгоградской области, не были привлечены к участию в данном деле.
В соответствии со ст. 15.6 Федерального закона от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгот по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъекта Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
В целях реализации ст. 15.6 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 из федерального бюджета было выделено 214946 тыс. руб., которые были направлены Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, что подтверждается имеющимися в материалах дела реестрами на финансирование.
В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации единственным основанием обращения взыскания на бюджетные средства является незаконность действий государственных органов или должностных лиц этих органов. В действиях органов Волгоградской области незаконность отсутствует.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, надлежащим образом извещены.
Проверив законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены Постановления суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с требованиями ст. ст. 16, 1071, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление исковых требований к ГФКУ Администрации области и взыскание убытков за период с июля 2002 г. по декабрь 2003 г. в сумме 526588,65 руб. является обоснованным.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции посчитал подлежащим изменению решение суда первой инстанции в связи с предоставлением льгот по Федеральным законам "О статусе военнослужащих" от 26.05.98 N 76-ФЗ; "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" от 15.01.93 N 4301-1; "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" от 09.01.97 N 5-ФЗ.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду Федеральный закон N 76-ФЗ от 26.05.1998.
------------------------------------------------------------------
Как следует из материалов дела, истец при оказании услуг населению Дзержинского района по техническому обслуживанию муниципального жилищного фонда предоставлял льготы по их оплате, предусмотренные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 N 181-ФЗ. В результате предоставления указанных льгот в период с июля 2002 г. по декабрь 2003 г. у истца образовались убытки в сумме 526588,65 руб., в том числе за период с июля 2002 г. по декабрь 2002 г. - 361199,40 руб.; за период с января 2003 г. по декабрь 2003 г. в сумме 165389,25 руб. Обоснованность представленного истцом расчета в указанной части подтверждена представленной истцом первичной документацией, удостоверяющей право на льготы. Истец также представил реестры выпадающих доходов при предоставлении льгот за спорный период, данные которых по суммам и категориям предоставленных льгот также соответствуют представленному истцом расчету и первичной документации.
Данный расчет ответчиками не оспорен, о фальсификации представленных доказательств ответчики не заявляли и иных данных суду не представили.
Поэтому судебные акты суда первой и апелляционной инстанций в части взыскания вышеуказанной суммы с бюджета Волгоградской области обоснованы и подтверждены материалами дела.
Кроме того, судом апелляционной инстанции дан подробный анализ правовому обоснованию предоставленных истцом льгот применительно к ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" и п. 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных, услуг, утвержденных Постановлением N 901 от 27.07.96. Поэтому вывод суда в отношении ответственности органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий, поскольку такие полномочия ограничены степенью их обеспеченности финансовыми средствами, является правильным.
Согласно ст. ст. 4, 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" формирование соответствующих бюджетов в части расходов на социальную защиту инвалидов входит в компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом закон не содержит норм, возлагающих обязанность по финансированию льгот, предоставляемых по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на органы социальной защиты населения.
Органами государственной власти Волгоградской области 28.06.2001 утверждена "Областная комплексная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов Волгоградской области" на 2001 - 2005 гг.", утвержденная Постановлением Волгоградской областной Думы N 12/214. В разделе 7 Постановления предусмотрено направление средств областного бюджета на предоставление льготной скидки по оплате жилья и коммунальных услуг по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Подтверждения факта компенсации выпадающих доходов истца поданному виду льгот ответчиком не представлено.
Судом установлено, что суммы субсидий из Фонда компенсаций, определенные федеральными бюджетами для направления в доходную часть бюджета Волгоградской области, в спорный период перечислены в полном объеме.
Ответчик - ГФКУ Администрации Волгоградской области - не представил суду доказательств принятия всех необходимых мер к обеспечению надлежащего финансирования истца и возмещению его убытков как путем направления предложений об изменении размера выделенных субсидий в Минфин Российской Федерации в порядке, предусмотренном письмом Минфина Российской Федерации от 04.04.2002 N 10-02-10, так и путем компенсации выпадающих доходов из средств бюджета Волгоградской области.
Поскольку в исковом заявлении не был указан точный список категорий военнослужащих, а требования заявлены на основании прекратившего действие Закона "О статусе военнослужащих" 1998 г., во взыскании убытков в сумме 4891,85 руб. отказано при правильном применении норм материального права.
Также апелляционная инстанция обоснованно отказала в иске в части взыскания в пользу истца убытков в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральными законами "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" от 15.01.93 N 4301-1 и "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" от 09.01.97 N 5-ФЗ.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" предусмотрены льготы по содержанию жилья и коммунально-бытовым услугам указанным лицам и членам их семей, которые в соответствии со ст. 11 данного Закона финансируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Материалами дела не подтверждено, что передавались Волгоградской области денежные средства из федерального бюджета на финансирование вышеуказанного Закона. В 2002 г. выделялись средства для финансирования льгот в соответствии с Законом "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы".
Тем не менее вывод об изменении решения суда первой инстанции и отказе в этой части в иске за период июль - декабрь 2000 г. и за период 2003 г. является правильным, поскольку в качестве ответчиков федеральные органы не привлекались.
При таких обстоятельствах для переоценки материалов дела оснований у суда кассационной инстанции не имеется. Поэтому отмене обжалованный судебный акт не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
Постановление апелляционной инстанции от 1 февраля 2005 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-22294/04-С22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также