Постановление фас поволжского округа от 03.02.2005 n а55-7609/2004-39 заявление о взыскании налоговых санкций по налогу на добавленную стоимость удовлетворено правомерно, поскольку налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость услуг, выполняемых по договору подряда, заключенному между ответчиком и учреждением жилищного фонда.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 3 февраля 2005 года Дело N А55-7609/2004-39

(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноглинскому району г. Самары (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "Служба обслуживания населения" (далее - ответчик) о взыскании штрафа в сумме 365101 руб.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба обслуживания населения" обратилось со встречным иском о признании решения налогового органа от 19.02.2004 N 11-1712.
Арбитражный суд заявленные требования налогового органа удовлетворил частично, с ответчика в бюджет взыскан штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20% от неуплаченного налога с владельцев транспортных средств в сумме 64 руб.
Встречный иск удовлетворен полностью, решение налогового органа признано незаконным в указанной части.
Апелляционная инстанция решение арбитражного суда оставила без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части отказа в удовлетворенных требованиях, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и Постановления апелляционной инстанции в этой части.
Объявлен перерыв до 03.02.2005 до 10 час.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ответчика за период с 01.01.2001 по 31.12.2002 был составлен акт проверки от 26.01.2004. На основании акта вынесено решение от 19.02.2004 N 11-1712 о привлечении ответчика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и взыскании с него налога на добавленную стоимость в сумме 1657667 руб., штрафа в сумме 331533 руб., пени в сумме 657067 руб., налога с владельцев транспортных средств в сумме 318 руб., штрафа в сумме 64 руб., пени в сумме 65 руб., налога на пользователей автодорог в сумме 156963 руб., штрафа в сумме 31393 руб., пени в сумме 80667 руб., платы за пользование водными объектами в сумме 10556 руб., штрафа в сумме 2111 руб., пени в сумме 6555 руб.
Основанием для привлечения к ответственности послужило то, что поскольку Муниципальное унитарное предприятие "Служба обслуживания населения" заключение договоров по предоставлению в наем жилых помещений с населением не осуществляет, а данная функция возложена на КЖКХ и ОН Красноглинского района (на балансе которого находится данный жилищный фонд), использование Муниципальным унитарным предприятием "Служба обслуживания населения" льготы по налогу на добавленную стоимость неправомерно.
Не соглашаясь с данным выводом налогового органа, судебные инстанции исходили из того, что Муниципальным унитарным предприятием "Служба обслуживания населения" за проверяемый период осуществлялись все текущие работы и оперативные задания на объектах жилищного фонда, придомовых территориях и инженерном оборудовании в соответствии с договором от 01.01.2001 N ЖП7101 и договором от 01.01.2001 N ЖП7101. В соответствии с п. 1.1 предметом данных договоров является оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности п. Прибрежный и п. Береза.
Арбитражным судом сделан вывод о том, что содержащаяся в ст. 27 Закона Российской Федерации "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ норма не связывает освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость реализации перечисленных в ней услуг с субъектным составом лиц, предоставляющих эти услуги, поэтому заявитель, как лицо, оказывающее услуги, связанные с пользованием жилым помещением и его эксплуатацией, подлежит освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации этих услуг.
Данный вывод суда коллегия находит необоснованным. В соответствии с п. 1.2 договоров от 01.01.2001 N ЖП7101 и от 01.01.2001 N ЖП7101 передача заказчиком подрядчику на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт объектов жилищного фонда, придомовых территорий, инженерного оборудования и сетей в границах ответственности осуществляется по акту приема-передачи.
Из актов приема-передачи от 01.01.2001 видно, что жилищный фонд передается Муниципальному унитарному предприятию "Служба обслуживания населения" на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт в соответствии с упомянутыми договорами.
В силу Положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Красноглинского района в г. Самаре Комитет является специализированным подразделением районной администрации г. Самары, выполняющим функции заказчика на жилищно-коммунальные услуги. Для реализации функций заказчика решением Комитета по управлению имуществом г. Самары в оперативное управление КЖКХ и ОН передается муниципальный жилищный фонд. Договор найма с населением заключает КЖКХ и ОН, а не Муниципальное унитарное предприятие "Служба обслуживания населения", населением оплата предоставленных услуг производится КЖКХ и ОН.
При таких обстоятельствах ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ применена судами предыдущих инстанций неправильно.
В соответствии с п/п. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции, введенной в действие с 28.04.2001 Федеральным законом от 24.03.2001 N 33-ФЗ) п/п. 10 п. 2 ст. 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации вводится в действие с 1 января 2004 г. До 1 января 2004 г. освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному строительству, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Следовательно, от налога на добавленную стоимость освобождается плата, взимаемая собственниками или уполномоченными ими лицами за предоставленные в пользование жилые помещения.
От налогообложения также освобождаются услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов.
В данном случае Муниципальное унитарное предприятие "Служба обслуживания населения", являясь подрядчиком по договорам с учреждением КЖКХ и ОН, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений не оказывает и платы с граждан за предоставленные жилые помещения не получает.
Денежные средства (квартирная плата или плата за предоставленные пользование жилые помещения) поступали не заявителю, а учреждению и служили источником расчетов последнего с первым.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права.
Данная правовая позиция нашла отражение в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.09.2003 N 3436/03.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 N 1759-1 ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере 1% от выручки, полученной от реализации продукции.
Согласно п. 2 ст. 5 Закона Самарской области "О налогах в целевой бюджетный дорожный фонд Самарской области" от 09.06.2000 N 24-ГД налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета о реализации продукции (работ, услуг).
В силу ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
Муниципальное предприятие г. Самары "Служба обслуживания населения" в 2001 г. являлось подрядчиком по договорам с КЖКХ и ОН N ЖП7101 и N ЖП7101 от 01.01.2001 и во исполнение обязательств получало от КЖКХ и ОН денежные средства в качестве оплаты за выполненные работы и оказанные услуги. Кроме этого, заявитель получал от финансового отдела Администрации Красноглинского района г. Самары и Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения г. Самары денежные средства, которые учитывались как бюджетное финансирование. Указанные средства выделялись на плановой основе.
Средства, полученные от КЖКХ и ОН, являются выручкой заявителя и, следовательно, должны облагаться налогом на пользователей автомобильных дорог вне зависимости от источника их поступления.
При таких обстоятельствах коллегия считает судебные акты подлежащими изменению.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 13.10.2004 по делу N А55-7609/04-39 изменить.
В части отказа в удовлетворении первоначального иска отменить.
В отмененной части заявленные требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноглинскому району г. Самары о взыскании штрафных санкций удовлетворить.
В части удовлетворения встречного иска решение и Постановление отменить.
В удовлетворении встречного иска о признании недействительным решения от 19.02.2004 N 11-1712 отказать.
В остальной части решение и Постановление оставить без изменения.
Взыскать с Муниципального предприятия г. Самары "Служба обслуживания населения" Красноглинского района государственную пошлину в доход федерального бюджета по иску, по апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также