Постановление фас поволжского округа от 11.01.2005 n а12-16118/04-с21 суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих кооперативов лицам, выполняющим работы (услуги) для данной организации, не подлежат обложению есн, следовательно, у заявителя отсутствовала обязанность по представлению расчета по авансовым платежам по есн.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 января 2005 года Дело N А12-16118/04-С21

(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Волгоградской области (далее - Налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Садоводческого некоммерческого товарищества "Садовод-1" (далее - Садоводческое товарищество) налоговой санкции в сумме 150 руб. за непредставление в установленный Законом срок расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за первое полугодие 2003 г., бухгалтерского отчета о прибылях и убытках за тот же период.
Решением от 26.08.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2004 Арбитражного суда Волгоградской области, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что действующим законодательством обязанность по представлению указанных документов на ответчика не возложена.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить судебные акты, указывая на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды при разрешении дела применили не подлежащие применению Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.96 N 758 "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" и письмо Минфина Российской Федерации от 25.10.96 N 92 "О ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами", которые не относятся к налоговому законодательству. Между тем в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" садоводческое товарищество обязано представлять бухгалтерские документы в общем порядке и несет ответственность за неисполнение этой обязанности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, решением налогового органа от 23.01.2004 N 15-129 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за непредставление в Налоговую инспекцию в установленный законодательством срок расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за первое полугодие 2003 г., отчета о прибылях и убытках за тот же период и подвергнут штрафу по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 150 руб.
На основании данного решения налогоплательщику направлено требование N 219 с предложением до 08.02.2004 добровольно уплатить указанную сумму штрафных санкций.
Неисполнение требования послужило основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований налогового органа, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе.
В соответствии со ст. ст. 2, 5, 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение.
На основании ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое некоммерческое объединение граждан (садоводческое некоммерческое товарищество) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.
Поскольку садоводческое товарищество "Садовод-1" является садоводческим некоммерческим товариществом, отвечающим требованиям Федерального закона "Об общественных объединениях", судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что оно должно представлять бухгалтерскую отчетность один раз в год.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о применении судами не относящихся к законодательству о налогах и сборах нормативных актов являются необоснованными.
Вместе с тем суды сделали правильный вывод о том, что выполнение заявителем требований п. 8 Постановления Правительства России от 27.06.96 N 758 "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств", письма Минфина России от 25.10.96 N 92 "О ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами", письма Госналогслужбы России от 06.01.97 N ВК-6-13/7 аналогичного содержания исключает его ответственность за совершение налогового правонарушения в силу п/п. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ членские взносы - денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения.
Согласно п/п. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для данных организаций, не подлежат обложению единым социальным налогом.
Следовательно, правильным является и вывод судебных инстанций об отсутствии у истца обязанности по представлению расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за первое полугодие 2004 г.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права, процессуальных нарушений ими не допущено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение 26 августа 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 12 октября 2004 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-16118/04-С21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также