Постановление фас поволжского округа от 04.11.2004 n а12-11680/04-с40 закон не запрещает унитарному предприятию открывать в коммерческих банках счета по своему усмотрению и самостоятельно распоряжаться находящимися на таких счетах денежными средствами, в том числе и поступившими из местного бюджета.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 4 ноября 2004 года Дело N А12-11680/04-С40

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокурора Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение от 15.07.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-11680/04-С40
по иску Прокурора Волгоградской области, г. Волгоград, к МУП "Медицинское автотранспортное предприятие", г. Волгоград, ОАО АКБ "КОР", г. Волгоград, о признании недействительным договора на ведение банковского счета,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 июля 2004 г. по делу N А12-11680/04-С40 Прокурору Волгоградской области отказано в иске о признании недействительным договора банковского счета N 1735 от 28.05.2002, заключенного Муниципальным унитарным медицинским автотранспортным предприятием г. Волгограда и Акционерным коммерческим банком "КОР".
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялась.
В кассационной жалобе Прокурор просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает неправомерным вывод суда о том, что открытый в соответствии с договором счет не является счетом бюджета, а является счетом получателя бюджетных средств, на который зачисляются денежные средства со счета бюджета. По мнению Прокурора, данный счет является одним из бюджетных счетов, который, в соответствии с п. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ, может быть открыт только в Банке России. Суд, по мнению Прокурора, также не принял во внимание, что МУП "Медицинское автотранспортное предприятие" является бюджетным учреждением - участником бюджетного процесса, что, в силу принципа казначейского исполнения бюджетов, подразумевает открытие лицевых счетов бюджетных учреждений в органах федерального казначейства, но не в коммерческих банках.
В судебном заседании Прокурор поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Проверив законность обжалуемого решения, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения Прокурора, судебная коллегия кассационной инстанции пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного решения.
Предметом спора является действительность договора банковского счета N 1735, заключенного ответчиками 28 мая 2002 г., в силу которого Банк открывает Муниципальному предприятию бюджетный счет N 40206810500007160094 и обязуется принимать и зачислять поступающие на данный счет денежные средства, выполнять распоряжения владельца счета о перечислении и выдаче сумм со счета и проведении других операций.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в иске, пришел к выводу о том, что ответчик - МУП "Медицинское автотранспортное предприятие" - является бюджетным учреждением, получателем бюджетных средств. Данный вывод не основан на имеющихся в деле доказательствах. Из Устава Муниципального унитарного медицинского автотранспортного предприятия г. Волгограда (л. д. 14 - 19) следует, что ответчик является коммерческой организацией; имущество находится у ответчика на праве хозяйственного ведения; собственником имущества является г. Волгоград как муниципальное образование. Следовательно, ответчик является унитарным муниципальным предприятием (ст. 114 ГК РФ), а не учреждением. Не имеется в деле и доказательств того, что ответчик является получателем бюджетных средств.
Из Положения о бюджетном процессе, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета от 30.10.2002 N 45/845, следует, что в г. Волгограде введен казначейский принцип исполнения местного бюджета; органом, на который возложено кассовое исполнение бюджета, является Департамент финансов администрации г. Волгограда
Из обозначения открытого счета (40206), с учетом Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных учреждениях, расположенных на территории РФ, утв. Приказом ЦБР от 18.06.97, следует, что он предназначен для учета операций со средствами местного бюджета, выделенных владельцу счета, как негосударственной организации. В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получателем бюджетных средств может быть как бюджетное учреждение, так и иная организация. Поступившие из местного бюджета на счета унитарного предприятия денежные средства поступают в хозяйственное ведение предприятия.
В отличие от учреждения, владеющего имуществом на праве оперативного управления, распоряжение имуществом которого осуществляет собственник (ст. ст. 296, 298 ГК РФ), и у которого, в силу принципа казначейского исполнения бюджета (ст. 215 Бюджетного кодекса РФ), отсутствует право самостоятельно осуществлять платежи за счет бюджетных средств, унитарное предприятие самостоятельно распоряжается принадлежащим ему имуществом (за исключением случаев, предусмотренных ст. 295 ГК РФ). Закон, в том числе и ст. 155 Бюджетного кодекса РФ, не запрещает унитарному предприятию открывать в коммерческих банках счета по своему усмотрению и самостоятельно распоряжаться находящимися на таких счетах денежными средствами, в том числе и поступившими из местного бюджета.
При таких обстоятельствах, несмотря на неправильный вывод суда первой инстанции в отношении правового статуса МУП "Медицинское автотранспортное предприятие", оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 июля 2004 г. по делу N А12-11680/04-С40 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также