Постановление фас поволжского округа от 12.08.2004 n а49-1260/04-271а/22 при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу российской федерации с государством-участником таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа российской федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товара.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 12 августа 2004 года Дело N А49-1260/04-271А/22

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Пензы
на решение от 29.04.2004 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А 49-1260/04-271А/22
по заявлению Открытого акционерного общества "Биосинтез", г. Пенза, (далее - заявитель) к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Пензы (далее - ответчик) о признании недействительным решения от 23.12.2003 N 2397 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость по экспортным операциям за август 2003 г. в сумме 374821 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 29.04.2004 первая инстанция Арбитражного суда Пензенской области требования заявителя удовлетворила в полном объеме, указав на необязательность проставления пограничными таможенными органами отметки "Товар вывезен полностью" на транспортных (и иных) товаросопроводительных документах при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации, если таковая имеется на грузовой таможенной декларации, сославшись при этом, в частности, на то, что последняя является товаросопроводительным документом, на особенности вывоза товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, а также на Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 26.06.2001 N 598.
В апелляционном порядке данный судебный акт не пересматривался.
В кассационной жалобе ответчик с принятым по делу судебным актом не согласился, полагая, что в условиях невыполнения требований по представлению документов, перечисленных в п/п. 4 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель не вправе претендовать на возмещение НДС по экспортным операциям в любом случае, и что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П от 14.07.2003 грузовая таможенная декларация товаросопроводительным документом не является.
Отзыв на кассационную жалобу заявитель суду не представил.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Правильность применения норм материального и процессуального права при разрешении настоящего спора проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном ст. ст. 284 - 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенного по делу судебного акта исходя из следующего.
Вывод суда первой инстанции относительно того, что таможенная декларация по своей сути является товаросопроводительным документом и что документы, указанные в ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеют самостоятельного значения, является ошибочным и противоречащим действующим нормам права и правоприменительной практики, ибо:
- во-первых, как установлено в мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П от 14.07.2003, такие документы, как копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, перечисленные в п/п. 4 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся к системе накладных, а потому отождествлены с грузовой таможенной декларацией быть не могут. Кроме того, согласно Современному экономическому словарю (под редакцией Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б.; 2003 г., четвертое издание, переработанное и дополненное) декларация (от латинского declaratio - заявление, объявление) - это предусмотренные Законом и правилами экономического поведения объявление, уведомление, сообщение государственным органам требуемых ими данных о доходах или количестве провозимого товара, необходимых для установления величины налогов, пошлин, а грузовая таможенная декларация - это декларация, предъявляемая таможне при перевозке груза через границу, содержащая сведения о грузе, его отправителе и получателе и составленная распорядителем груза;
- во-вторых, только представление полного пакета надлежаще оформленных документов, перечисленных в ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, может подтвердить такой юридический факт, как экспорт товара.
Вместе с тем вышеупомянутое не основанное на Законе умозаключение суда не привело к принятию им неправильного решения, поскольку, как усматривается из материалов дела, груз (лекарственные препараты) вывозился заявителем с территории Российской Федерации в Германию через территорию Республики Беларусь, которая вместе с Российской Федерацией является участником Таможенного союза и с которой в рамках Указа Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 и Постановления Правительства Российской Федерации N 583 от 23.06.95 таможенный контроль отменен. В связи с этим судом правомерно удовлетворены требования заявителя по причине наличия в Законе (Налогового кодекса Российской Федерации) на сей счет специальной нормы - абз. 5 п/п. 4 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой "при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товара".
Более того, согласно Приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.2003 N 806 и письму того же органа от 30.10.2003 N 05-23/42890 основанием для подтверждения фактического вывода товаров с таможенной территории Российской Федерации через границу с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, является информация, содержащаяся в таможенных декларациях (копиях), поступивших из таможенных органов государств-участников Таможенного союза с отметками, свидетельствующими о фактическом вывозе товаров. На основании данной информации на оборотной стороне первого листа таможенной декларации (копии) проставляется отметка "По информации... (указывается название таможенного органа государства-участника Таможенного союза) товар вывезен", которая заверяется оттиском личной номерной печати работника российской таможни с указанием даты фактического вывоза товара. Проставление вышеуказанных отметок на копиях транспортных и товаросопроводительных документов при вывозе товаров через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза не предусмотрено (см. л. д. 40, 41).
При указанных обстоятельствах состоявшийся по делу судебный акт является законным и обоснованным, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287 (п/п. 1 п. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.04.2004 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-1260/04-271А/22 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также