Постановление фас поволжского округа от 27.04.2004 n а65-24473/03-са2-8 исковые требования о признании недействительным постановления о наложении административного наказания удовлетворены правомерно, поскольку у истца нет обязанности разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, поскольку его деятельность не связана с обращением с отходами.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 27 апреля 2004 года Дело N А65-24473/03-СА2-8

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР России по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение от 13 января 2004 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-24473/03-СА2-8
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СельхозИнвестСнаб", п. Апастово Республики Татарстан, к Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР России по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным Постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СельхозИнвестСнаб" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Татарстан о признании незаконным Постановления о наложении административного наказания N 237 от 04.12.2003. Определением суда от 26 декабря 2003 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Муниципальное унитарное предприятие "ЖКУ Московского района г. Казани".
Решением арбитражного суда от 13.01.2004 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Татарстан просит решение отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Из материалов дела следует, что Постановлением начальника Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Татарстан N 237 от 04.12.2003 ООО "СельхозИнвестСнаб" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 5000 руб. (50 (пятьдесят) минимальных размеров оплаты труда).
Как видно из протокола об административном правонарушении N 003955 от 27.11.2003 и оспариваемого Постановления, вменяемое Обществу административное правонарушение состоит в том, что оно не имеет проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, чем нарушена ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Признавая обжалуемое Постановление незаконным, суд правомерно исходил из того, что оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у ответчика не имелось.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потреблении или иными опасными веществами.
Соответственно, субъектом данного правонарушения могут быть только лица, деятельность которых связана с обращением отходов.
Основным специализированным нормативным правовым актом в сфере обращения с отходами является Федеральный закон от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления". В данном законодательном акте дано определение отходов производства и потребления, под которыми понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами законодатель понимает деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.
В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение").
Административным органом не представлено доказательств осуществления заявителем деятельности в области обращения с отходами, наличия у заявителя самих отходов, а относительно сбора, вывоза и захоронения твердых бытовых отходов заявителем заключен договор подряда N 349-Т от 01.10.2003 с МУП "ЖКУ Московского района г. Казани".
Следовательно, у заявителя нет и обязанности разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, поскольку его деятельность не связана с обращением с отходами.
При таких обстоятельствах суд сделал правомерный вывод, что привлечение Общества к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за указанные в оспариваемом Постановлении нарушения означает необоснованное расширительное толкование сферы применения предусмотренной названной статьей административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13 января 2004 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-24473/03-СА2-8 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также