ПРИКАЗ Госкомэкологии РФ от 05.12.1996 n 511 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ ПРИ СОЗДАНИИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 5 декабря 1996 г. N 511
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ
ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ ПРИ СОЗДАНИИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ
И ЛИКВИДАЦИИ"
На основании Федерального закона "Об экологической экспертизе" статья 18 пункты 1 и 4, учитывая, что заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рассмотрению проекта Федерального закона "Об обеспечении безопасности ядерного оружия при создании, эксплуатации и ликвидации" принято квалифицированным большинством экспертов, приказываю:
Утвердить заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рассмотрению проекта Федерального закона "Об обеспечении безопасности ядерного оружия при создании, эксплуатации и ликвидации".
Первый заместитель
Председателя Государственного
комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды
А.Ф.ПОРЯДИН



Утверждено
Приказом заместителя
Председателя Государственного
комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды
от 5 декабря 1996 г. N 511
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 27 ноября 1996 года
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
БЕЗОПАСНОСТИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ ПРИ СОЗДАНИИ,
ЭКСПЛУАТАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ"
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, утвержденная Приказом Госкомэкологии России от 13.11.96 N 471 в составе руководителя - кандидата юридических наук, кандидата технических наук, профессора Серова Г.П., ответственного секретаря - Бутыгиной Н.А., членов комиссии - кандидата юридических наук Бережного В.А., доктора физико-математических наук, профессора Ершова Ю.И., главного специалиста Ильиной А.А., врача высшей категории Киселева В.В., кандидата философских наук Мозговой А.В., старшего прокурора Наземцева В.К., заместителя начальника Управления Тиханкина А.В. рассмотрела проект Федерального закона "Об обеспечении безопасности ядерного оружия при создании, эксплуатации и ликвидации", внесенный Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания от 23 сентября 1996 г. за N 3413 п-П 7.
Текст законопроекта на 26 листах содержит преамбулу, пятьдесят три статьи, объединенных в девять разделов. К пояснительной записке и проекту Закона прилагается перечень нормативных актов, принятие которых необходимо для реализации проекта Федерального закона "Об обеспечении безопасности ядерного оружия при создании, эксплуатации и ликвидации".
Проект Федерального закона "Об обеспечении безопасности ядерного оружия при создании, эксплуатации и ликвидации" разработан Минобороны России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 26 марта 1996 г.
Необходимость принятия специального закона об обеспечении безопасности при обращении с ядерным оружием (по всему его жизненного циклу) возникла в результате ограниченной сферы действия Федерального закона "Об использовании атомной энергии".
Проект Закона анализировался с точки зрения обеспечения в нем прав граждан на здоровую окружающую среду, охрану здоровья и самой жизни, права на информацию о среде обитания, права на социальную защиту в случае нестандартной ситуации (инцидента, аварии).
Как следует из текста, предметом Закона является создание правовой основы и определение принципов государственного регулирования специфического рода социальной деятельности, а именно - обеспечения безопасности ядерного оружия на всех этапах его жизненного цикла.
Анализ текста преамбулы законопроекта показал, что специфической направленностью проекта Закона является только "... поддержание необходимого уровня обороноспособности страны и ... охрана собственности" (статья 1). Охрана здоровья и жизни людей, защита окружающей среды, декларированные в преамбуле проекта Закона, остальными статьями не регламентированы. Так, в статьях 2, 3, 4, определяющих задачи, объект, предмет экспертируемого Закона, охрана здоровья и жизни людей, защита окружающей среды разработчиком вообще не упоминаются. В связи с подобным текстовым рассогласованием между декларациями и конкретным содержанием статей необходимо более четко определить предмет, объект, субъекты деятельности и отношений, подлежащих правовому регулированию в рамках данного проекта Закона.
В проекте Закона прослеживается стремление разработчика закрепить законодательно некоторые действующие на сегодняшний день положения с обеспечением ядерной радиационной безопасности в ядерно-оружейном комплексе, нормы правового регулирования отношений в области обеспечения радиационной безопасности, включая права и обязанности органов государственной власти, юридических и физических лиц, определяется круг ответственности за причиненный ущерб и правонарушение при обращении с ядерным оружием, права и льготы граждан и страховые гарантии для лиц, участвующих в ликвидации последствий аварий.
Задача экспертизы выявить степень соответствия положений проекта Федерального закона экологическим требованиям, уточнить, в какой мере их применение в практическом регулировании соответствующих отношений будет способствовать предупреждению возможных неблагоприятных воздействий этого потенциально опасного оружия на окружающую природную среду (с учетом уже возникших критических радиационных нагрузок в Уральском, Сибирском регионах, на Севере и Дальнем Востоке в районах базирования Военно-Морского Флота), жизнь и здоровье человека, а также других последствий реализации этого нормативного правового акта.
Замечания и предложения
1. Закон создается в связи с потенциальной опасностью ядерного оружия. Более логично название законопроекта записать в следующей редакции: "Об обеспечении безопасности при создании, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия", так как обеспечивается безопасность человека и окружающей среды при действиях с оружием, а не самого оружия.
2. В проекте Федерального закона нет определений ядерной безопасности и безопасности ядерного оружия.
3. Законопроект не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации в части обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42). Несмотря на продекларированный в преамбуле тезис, что Закон направлен на "защиту окружающей среды" и предусматривает принцип регулирования деятельности по обеспечению защиты окружающей среды (статья 6), сам механизм реализации этого принципа и требований по обеспечению "защиты" отсутствует. В то же время расходы на природоохранные мероприятия, включая обследование территорий, планируются в размере 60 млрд. рублей, что составляет 43% от ассигнований на реализацию всего законопроекта. К этим мероприятиям непонятно почему отнесены вопросы компенсации гражданам за риск, связанный с работой и проживанием в опасных зонах (пояснительная записка).
4. Представляется необходимым включить в проект Закона отдельную статью, аналогичную статье 29, об организациях, ответственных за экологическую безопасность ядерного оружия на всех стадиях его жизненного цикла. Организации, осуществляющие разработку, производство, испытание и ликвидацию ядерного оружия (статьи 21 - 30), обязаны соблюдать природоохранное законодательство, разрабатывать и осуществлять мероприятия по защите окружающей природной среды, включая человека, предотвращать аварийные ситуации и ликвидацию их последствий, отвечать за нанесение ущерба здоровью населения.
5. В проекте Закона практически отсутствуют конкретные требования, в том числе и природоохранные, по обеспечению безопасности ядерного оружия при строительстве и эксплуатации ядерных объектов.
Отсутствуют полностью требования к проектированию ядерных объектов, испытанию ядерного оружия, хранению и захоронению радиоактивных составных частей ядерного оружия. Недостаточно проработаны требования к размещению ядерных объектов.
Статьи 34 и 38 дополнить положением: "предоставление земельных участков и акваторий для размещения ядерных оружейных объектов производится при наличии согласования с органами охраны окружающей среды".
6. В Законе должны быть сформулированы некоторые достаточно общие требования по безопасному обращению с ядерным оружием. Нельзя менять требования в зависимости от конкретного вида оружия и в соответствии с решением Правительства. Нормативная документация должна разрабатываться не только "в соответствии с государственными нормами по обеспечению безопасности ядерного оружия ..." (статья 10), но и в соответствии с требованиями санитарного и природоохранного законодательства.
7. Законопроект не определяет требований к лицензированию и страхованию деятельности, связанной с созданием, эксплуатацией и ликвидацией ядерного оружия.
8. В законопроекте (статья 14) необоснованно сокращены, по сравнению с Законом "Об использовании атомной энергии" (статья 8), полномочия Федерального Собрания Российской Федерации.
9. Законопроект (статья 5) противоречит смыслу и содержанию Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (статья 1). Указанным Законом не установлены ограничения на вид собственности организаций, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа, более того в статье 8 в Федеральном законе "Об обороне" от 31.05.96 N 61 указаны функции организации в области обороны независимости от форм собственности.
10. Включить в законопроект статьи о государственном мониторинге и государственном экологическом контроле в санитарно - защитной зоне и зоне наблюдения ядерных оружейных объектов, указав органы, ответственные за их проведение.
11. Обеспечение безопасности ядерного оружия в проекте Закона отнесено к полномочиям различных органов - от органов местного самоуправления до Президента Российской Федерации (статьи 12 - 30, статьи 32 - 34, 37, 40, 42 - 44, 46 - 49 сведены к ссылкам на действующее законодательство). При таком подходе Закон целесообразно было бы назвать "Полномочия государственных и иных органов власти при обеспечении безопасности ядерного оружия", что практически подтверждается статьей 4.
12. В полномочиях Правительства Российской Федерации (статья 14) отсутствует финансирование программ в области обеспечения безопасности ядерного оружия и мер по социальной защите граждан. Меры должны приниматься не Правительством Российской Федерации, а органами государственной системы обеспечения безопасности ядерного оружия.
13. В статьях 42 - 44 законопроекта не учитываются возможные экологические последствия при авариях с ядерным оружием, наносящих значительный ущерб природной среде, требующих больших затрат и времени для восстановления естественных экосистем.
В этой ситуации и в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды", и в зависимости от масштабов отрицательных последствий в окружающей среде целесообразно наряду с введением чрезвычайного положения объявлять зону, подверженную воздействию, зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия.
14. Статья 42. Необходимо указать общие условия (или разграничить аварии и другие инциденты с ядерным оружием), при которых вводится чрезвычайное положение либо территория объявляется зоной чрезвычайной ситуации без введения чрезвычайного положения. В определение инцидента с ядерным оружием включить хищение (статья 43).
15. В статье 45 не указаны организации, возмещающие ущерб, нанесенный природной среде, как это предусмотрено в случае нанесения ущерба юридическим и физическим лицам и их имуществу.
16. В статье 5 проекта Закона утверждается исключительность федеральной собственности на ядерное оружие, средства его разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ликвидации. В статье 16 разработчик за органами государственной власти оставляет права участия в "обеспечении социально-бытовых условий для персонала ядерных объектов, защиты населения, имущества, ликвидации последствий аварий" и т.п. В то время как за органами местного самоуправления (статья 17) закрепляется не участие, а именно "разработка и принятие" конкретных мер по защите граждан и их собственности, по снижению вреда и восстановлению нормальной деятельности в случае радиологического воздействия и радиоактивного загрязнения местности, по эвакуации населения и по ликвидации последствий аварии с ядерным оружием. Такая логика отражает скорее узковедомственный подход, нежели государственный. Должно быть предусмотрено и государственное обеспечение (а не участие) мер социальной защиты населения и территорий в оговоренных ситуациях. Практика показывает, что законы, не прописывающие четко и однозначно механизмы их реализации, оказываются декларацией.
17. Статья 24. Целесообразно дополнить положением об ответственности организаций за ликвидацию последствий аварий. Организации, осуществляющие производство ядерного оружия (статья 23), так же, как и эксплуатирующие организации (статья 25), обязаны отвечать за нанесение ущерба здоровью населения, соблюдение природоохранного законодательства, разработку и осуществление мероприятий по охране окружающей природной среды, предотвращения аварийных ситуаций и ликвидацию их последствий.
Статьи 23, 24, 25 должны предусматривать обеспечение социально-бытовых условий для персонала, осуществляющего создание, испытание, эксплуатацию и утилизацию ядерного оружия.
18. Необходимо уточнить определение жизненного цикла ядерного оружия. Целесообразно его отсчет вести от момента разработки, испытаний и экспериментов, в последующих статьях законопроекта это имеет важное значение (статья 10), так как этап до сборки ядерного оружия остается неподконтрольным государственным органам и может наносить существенный ущерб окружающей среде.
19. В статье 28 следует указать, кем, в какие сроки, на какие финансовые и иные средства создается подсистема реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием и как это предложение увязано с нормативными актами по созданию системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, статья никак не отражает право граждан и органов местного самоуправления на информацию об аварии.
20. Статью 37 дополнить положением об обязанности соответствующих органов, в ведении которых находится ядерное оружие, расположенное на территории регионов, предоставлять необходимую органам местного самоуправления информацию при условии соблюдения ими государственный тайны.
21. Глава VI "Права и льготы граждан при работах с ядерным оружием" представляет собой отсылку к существующему законодательству Российской Федерации.

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 05.12.1996 n 400 О РАЗРЕШЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также