ПРИКАЗ Госкомэкологии РФ от 03.12.1996 n 508 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 3 декабря 1996 г. N 508
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ"
В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" (ст. 18) приказываю:
утвердить заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, образованной во исполнение Приказа Госкомэкологии России от 25 ноября 1996 г. N 493, по проекту Федерального закона "О гидрометеорологической службе".
Первый заместитель Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации по
охране окружающей среды
А.Ф.ПОРЯДИН



Утверждено
Приказом первого
заместители Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации по
охране окружающей среды
от 3 декабря 1996 г. N 508
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ"
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, утвержденная Приказом N 493 от 25.11.96 , в составе:
руководителя - начальника отдела Управления государственного экологического контроля Госкомэкологии России Резчикова В.В.; ответственного секретаря - специалиста 1 категории Управления государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России Катышева В.Н.; членов комиссии: профессора, заведующего кафедрой гидрологии суши географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексеевского Н.И.; профессора, заведующего кафедрой метеорологии и климатологии географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Кислова А.В.; директора Федерального центра геоэкологических систем Гаврилова В.В.; главного специалиста Минюста России, члена Союза власти Госкомэкологии России Бусаровой В.М.; начальника отдела Управления государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России Жарковой Ю.Г. - рассмотрела проект Федерального закона "О гидрометеорологической службе", представленный Комитетом по экологии Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.
На государственную экологическую экспертизу представлены:
проект федерального закона;
обоснование необходимости принятия закона, его финансово - экономическое обоснование;
перечень законодательных актов, ранее регулировавших отношения в сфере гидрометеорологической службы;
список нормативных правовых актов, в которые необходимо внести изменения в случае принятия данного законопроекта, и соответствующих нормативных правовых актов, которые необходимо разработать для реализации данного законопроекта.
Авторы законопроекта достаточно убедительно доказали необходимость и актуальность разработки данного законопроекта. При этом особую опасность они видят в отсутствии законодательного документа, устанавливающего единую систему правил в части сбора, обработки и анализа информации в области изучения окружающей природной среды. С этим трудно не согласиться. Особую опасность представляет недостаток информации в области прогнозов опасных гидрометеорологических прогнозов и в выборе мер по предупреждению этих процессов. Законодательное закрепление единства измерений, оценок и прогнозов в области гидрометеорологии позволит предотвратить ущерб населению и хозяйству страны, связанный с ошибками в области прогнозирования природных процессов и явлений.
Законопроект "О гидрометеорологической службе" весьма актуален и устанавливает правовые основы деятельности при сборе, обработке, анализе и распространении фактической и прогностической гидрометеорологической информации, а также информации о состоянии воздушной среды и водных объектов, являющихся основными элементами природной среды.
Представленный законопроект доработан Комитетом по экологии Государственной Думы Федерального Собрания по замечаниям и дополнениям к ранее обсуждаемому законопроекту "О метеорологической службе", имеющему заключение государственной экологической экспертизы. При этом во вновь представленном законопроекте не было внесено существенных изменений по замечаниям государственной экологической экспертизы, утвержденным Приказом Минприроды России от 22.05.96 N 232: ряд статей были сокращены (ст. 8) или исключены. В то же время в статьи, определяющие полномочия специально уполномоченных государственных органов в области гидрометеорологии, комплекс работ в области метеорологии, отношения в области оценки состояния окружающей среды, получение информации в области метеорологии, изменения внесены не были. Поэтому замечания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по законопроекту "О метеорологической службе" могут быть отнесены и к законопроекту "О гидрометеорологической службе", в том числе:
1. В представленном законопроекте не уточнены взаимоотношения с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды (МПР, Госкомэкология России, Роскомлес) в части мониторинга за состоянием окружающей природной среды. Не вызывают сомнения и определенные данным законопроектом полномочия метеорологической службы в области сбора, обработки и распространения информации о состоянии водной и воздушной сред. При этом поверхностные воды и атмосферный воздух являются лишь элементами природной среды.
В связи с чем неправомочна запись в преамбуле законопроекта, ст. 3 пп. "б" и других статьях документа, где указана деятельность метеослужбы в области информации и оценки состояния окружающей природной среды.
2. Не уточнены взаимоотношения специально уполномоченных органов исполнительной власти в области гидрометеорологической службы при проведении работ по метеорологии (в соответствии со ст. 7 пп. "р" Конституции Российской Федерации), гидрологии (в соответствии с Водным кодексом) и мониторинговых исследований по состоянию природной среды (в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", ст. 72).
3. Раздел IV (ст. ст. 16 - 19 настоящего законопроекта) не отредактирован, при его подготовке не учтено наличие Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", где уже регламентированы основные положения данного законопроекта, в частности вопросы отнесения информационных ресурсов к тем или иным категориям, в том числе к федеральным, порядок предоставления информации за плату и бесплатно, права собственников информации и авторства на информационные системы. Данный раздел необходимо привести в соответствие с Законом Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (23.09.92 N 3523-1), уточнив особенности представления информации потребителю на различных этапах ее сбора, обработки, анализа и распространения.
Не внесены дополнения в статьи о предоставлении информации физическим и юридическим лицам, не представлен перечень информации общего назначения, которая передается бесплатно.
Отсутствуют права и обязанности пользователей информации, а также обоснование и правовая основа получения платной информации в системе федеральной службы от специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти в области гидрометеорологической службы (при наличии ст. 11, п. 3 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и Федерального закона "О государственных служащих" (ст. ст. 13, 17), где данный вид деятельности в государственных органах не регламентирован). Не определено также, куда будут расходоваться средства, полученные за информацию в государственных органах, находящихся на государственном бюджете.
4. Не внесены изменения в ст. 1. Понятие "метеорологические (лучше гидрометеорологические, учитывая сферу деятельности службы) наблюдения" отсутствует (они размыты в понятии "состояние окружающей природной среды", в то время, как они являются основными в метеорологической службе.
Отсутствует толкование термина "пользователь", неясно, относятся ли требования данного Закона к иностранным гражданам.
Проект Федерального закона "О гидрометеорологической службе" включает 23 статьи, объединенные в 7 разделов. Законопроект устанавливает правила ведения деятельности в сфере сбора, обработки, анализа и распространения информации в области гидрометеорологии, состав гидрометеорологической службы, принципы деятельности, государственное управление деятельностью, финансовое и материально-техническое обеспечение, правовой режим деятельности, особенности получения и использования информации, ответственность за нарушение Федерального закона и международное сотрудничество в области гидрометеорологии. Структура документа соответствует требованиям, предъявляемым к документам этого ранга.
Однако в представленном законопроекте не в полном объеме учтены требования действующего законодательства, регулирующие отношения в области информации об окружающей среде и ее отдельных компонентов, о чем свидетельствует перечень замечаний, перечисленных выше.
Кроме того, по отдельным статьям представленного законопроекта имеются замечания, по которым рекомендуется внести следующие изменения и дополнения:
1.

ПИСЬМО ЦБ РФ от 03.12.1996 n 14-4/432 <О ВЫДАЧЕ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ СО ССУДНОГО СЧЕТА НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также