МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОЕКТАХ СТРОИТЕЛЬСТВА (утв. Минтрудом РФ 22.11.1996)


Утверждаю
Начальник Департамента
условий и охраны труда
Минтруда России
Ю.СОРОКИН
22 ноября 1996 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ НА СООТВЕТСТВИЕ
ТРЕБОВАНИЯМ УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОЕКТАХ
СТРОИТЕЛЬСТВА
1. Область применения
Настоящие Методические указания по проведению экспертизы на соответствие требованиям условий труда в проектах строительства <*> устанавливают общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико - экономических обоснований (проектов), рабочих проектов по условиям труда на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений <**> на территории Российской Федерации.
--------------------------------
<*> В дальнейшем - Методические указания.
<**> Технико - экономические обоснования (проекты), рабочие проекты по условиям труда на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются проекты строительства.
Методические указания предназначены для применения Всероссийской государственной экспертизой условий труда, а также территориальными органами государственной экспертизы условий труда субъектов Российской Федерации, осуществляющих экспертизу условий труда в проектах строительства, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами (в том числе зарубежными) - участниками инвестиционного процесса в строительстве.
2. Общие положения
2.1. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и выполняется в целях проведения единой государственной социально - экономической политики по улучшению условий труда, а также в предотвращении строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
2.2. Настоящие Методические указания разработаны на основе следующих Постановлений:
- Верховного Совета Российской Федерации от 6 августа 1993 г. N 5602-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране труда", предусматривают - "Проекты производственных объектов и средств производства подлежат государственной экспертизе, отвечающих требованиям по охране труда" (статья 11);
- Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно - сметной документации и утверждения проектов строительства", а также следующих руководящих материалов по строительству;
- РДС 11-201-95 "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства" (принята и введена в действие Постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. N 18-39);
- СП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" (принят и введен в действие Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-63);
- СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (принята и введена в действие Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-64).
2.3. Основными принципами государственной экспертизы условий труда являются:
- обязательность проведения государственной экспертизы до принятия решений о реализации проекта строительства;
- достоверность и полнота информации, представляемой на экспертизу условий труда;
- независимость экспертов при проведении экспертизы условий труда;
- научное обоснование, объективность заключений экспертизы условий труда;
- ответственность участников экспертизы условий труда и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экспертизы.
2.4. Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе условий труда независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов. Заключение государственной экспертизы по условиям труда является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.
2.5. При проведении государственной экспертизы по условиям труда проверяется соответствие проектной документации нормативным правовым актам, нормам и нормативам по условиям труда в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на работников предприятий опасных и вредных производственных факторов.
2.6. В необходимых случаях органы по труду субъектов Российской Федерации на основе настоящих Методических указаний могут разрабатывать и утверждать региональные нормативные документы по вопросам экспертизы по условиям труда с учетом специфических особенностей.
3. Порядок проведения государственной экспертизы
условий труда в проектах строительства
3.1. Всероссийская государственная экспертиза условий труда осуществляет:
3.1.1. Экспертизу на соответствие требованиям условий труда в проектах строительства, которая является составной частью комплексной экспертизы проектов строительства, проводимой Главгосэкспертизой при Минстрое России.
3.1.2. Экспертизу условий труда объектов:
- строительство которых планируется финансировать полностью или частично из федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, за исключением потенциально опасных, технически особо сложных объектов по перечню, установленному Минстроем России;
- строящихся за границей при техническом содействии Российской Федерации;
- строящихся для совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита.
3.1.3. Выборочный контроль за качеством проектов строительства по условиям труда, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов.
3.1.4. По поручению руководства Минтруда России, а также в связи с обращениями заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве рассмотрение разногласий по вопросам экспертизы проектной документации по условиям труда и подготавливает по ним соответствующие предложения.
3.2. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда в проектах строительства субъектов Российской Федерации.
3.2.1. Государственная экспертиза условий труда субъектов Российской Федерации осуществляет:
- экспертизу объектов, строительство которых планируется финансировать из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга;
- экспертизу объектов, намечаемых для строительства на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности в части вопросов, относящихся к ее компетенции (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Всероссийской государственной экспертизой условий труда).
3.2.2. Выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов.
3.2.3. По поручению руководства субъектов Российской Федерации, а также в связи с обращением заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве, рассмотрение разногласий по вопросам экспертизы проектной документации по условиям труда и подготавливает по ним соответствующие предложения.
4. Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе
проектов строительства по условиям труда
4.1. Основными вопросами, подлежащими проверке при экспертизе условий труда в проектах строительства, являются:
4.1.1. Соответствие принятых решений по условиям труда заданию на проектирование, а также другим исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора.
4.1.2. Наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора.
4.1.3. Соблюдение комплекса требований, норм и правил: правовых, организационно - технических, санитарно - гигиенических и лечебно - профилактических, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда.
4.1.4. Обоснованность применяемой технологии и оборудования с точки зрения безопасности и благоприятных условий труда.
4.1.5. Рациональное размещение зданий, сооружений и основных транспортных магистралей для безопасности людских потоков, благоустройство и озеленение территории предприятия, организация зон и мест отдыха, температурно - влажностный режим помещений, естественное и искусственное освещение.
4.1.6. Выявление источников потенциальных опасностей, а также отступлений от действующих норм и правил значений показателей опасных и вредных факторов производственной среды (санитарно - гигиенических, физических, химических, биологических, психофизиологических).
4.1.7. Наличие разработанных мероприятий по рациональным режимам труда и отдыха в целях оптимизации напряженности трудовой деятельности.
4.1.8. Наличие и правильность отнесения рабочих мест и профессий рабочих к категориям с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.
4.1.9. Обеспечение защищенности работающих, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда. Правильность составления списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, а также льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда.
4.1.10. Обеспечение работающих в неблагоприятных условиях труда техническими средствами коллективной и индивидуальной защиты от вредных воздействий (шум, вибрация, повышенное выделение тепла, ультразвука, ионизирующих и других излучений и т.д.).
4.1.11. Соблюдение нормативных требований по обеспечению работников запроектированными объектами социально - бытового назначения и создание материальной базы социальной инфраструктуры, включающей цеховые, межцеховые и общезаводские объекты.
4.1.12. Проверка укрупненных нормативов площадей помещений:
а) санитарно - бытового и коммунального назначения;
б) здравоохранения;
в) общественного питания;
г) торгового и бытового обслуживания;
д) культурно - массового назначения;
е) производственного обучения;
ж) прочих видов обслуживания.
4.1.13. Наличие дополнительных помещений социально - бытового обеспечения и условий труда, учитывающих специфику трудовой деятельности социальных групп работающих (женщин, подростков, людей с пониженной трудоспособностью и др.).
4.1.14. Проверка следующих статей затрат в сметах на:
- льготы и компенсации работникам, занятым на тяжелых ручных работах, а также работающим во вредных и опасных условиях труда;
- сооружение объектов социально - бытового обеспечения работающих.
4.1.15. Подробный Перечень вопросов, проверяемых экспертами по условиям труда по стадиям проектирования, приведен в Приложении 1.
5. Объем проектной документации, представляемой
на экспертизу по условиям труда, и сроки ее проведения
5.1. Проекты строительства представляются заказчиком соответствующим органам государственной экспертизы условий труда в объеме, предусмотренном СНиП 11-01-95, пункт 4.1, вместе с разрешительной документацией по следующим разделам проекта:
- общая пояснительная записка;
- генеральный план и транспорт;
- технологические решения;
- организация и условия труда работников, управление производством и предприятием;
- архитектурно - строительные решения;
- инженерное оборудование, сети и системы;
- сметная документация.
5.2. Комплектность представленных материалов на их соответствие требованиям настоящих Методических указаний по объему проектной документации проверяется экспертным органом по условиям труда в 5-дневный срок с даты их получения.
5.3. При установлении некомплектности проектной документации экспертный орган по условиям труда уведомляет заказчика о необходимости предоставления недостающих материалов.
5.4. Экспертный орган по условиям труда имеет право запросить у заказчика дополнительную информацию по рассматриваемому проекту строительства.
5.5. Проект может быть возвращен на доработку, если экспертиза установила отступление от нормативных требований по условиям труда.
5.6. При повторной экспертизе представляются:
- пояснительная записка к доработанному разделу проекта по замечаниям экспертного органа по условиям труда;
- проектная документация, в которую внесены изменения и дополнения по условиям труда по результатам предыдущего рассмотрения.
5.7. Сроки проведения государственной экспертизы проектов строительства по условиям труда принимаются в зависимости от трудоемкости экспертизы и, как правило, не должны превышать 30 дней.
5.8. В отдельных случаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных объектов, указанный срок может быть увеличен по решению руководства экспертного органа по условиям труда.
5.9. Началом экспертизы условий труда проекта строительства является дата утверждения руководством экспертного органа по условиям труда плана ее проведения (после проверки комплектности представленных заказчиком материалов на экспертизу), а окончанием экспертизы - дата отправки заключения в Главгосэкспертизу при Минстрое России (вневедомственную экспертизу субъекта Российской Федерации) и заказчику.
5.10. Сроки рассмотрения экспертизы условий труда откорректированной проектной документации по ее заключениям не должны превышать 20 дней.
5.11. В случае необходимости выборочного контроля проектной документации по условиям труда ее объем устанавливается соответствующим экспертным органом. При этом прилагаются документы об утверждении проекта, заключения экспертного органа, ранее рассматривавшего проект.
5.12. Срок рассмотрения проектов строительства по условиям труда в порядке выборочного контроля устанавливается в каждом конкретном случае руководством соответствующего экспертного органа, но не должен превышать 45 дней.
5.13. При необходимости в целях сокращения сроков рассмотрения проектной документации экспертиза по взаимной договоренности может проводиться

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 09.07.1996 n 02-238 (ред. от 22.11.1996) ОБ ОТЗЫВЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ У КОММЕРЧЕСКОГО АКЦИОНЕРНОГО БАНКА (АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЗАКРЫТОГО ТИПА) ИНТРА-БАНК  »
Постановления и Указы »
Читайте также