ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 25.10.1996 n 775-ii ГД ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПЛАНАМИ РАСШИРЕНИЯ НАТО


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 1996 г. N 775-II ГД
ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"В СВЯЗИ С ПЛАНАМИ РАСШИРЕНИЯ НАТО"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять Обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "В связи с планами расширения НАТО".
2. Направить указанное Обращение в Межпарламентскую Ассамблею государств - участников Содружества Независимых Государств с предложением рассмотреть его на ближайшей сессии Ассамблеи.
3. Направить указанное Обращение в Организацию Объединенных Наций, Парламентскую Ассамблею Совета Европы, Парламентскую Ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Североатлантическую Ассамблею, парламенты государств - участников Содружества Независимых Государств, государств - членов Организации Североатлантического договора (НАТО), государств Центральной и Восточной Европы.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЩЕНИЕ
от 25 октября 1996 года
В СВЯЗИ С ПЛАНАМИ РАСШИРЕНИЯ НАТО
Современная обстановка в Европе и во всем мире развивается в направлении формирования нового международного порядка, основанного на отношениях партнерства и сотрудничества между государствами Европы, на активном участии в процессах разоружения, контроля над вооружениями, создания новой системы европейской безопасности.
Двухполюсный мир, в котором противостояли друг другу два лагеря, стал достоянием истории. И это, очевидно, одно из наиболее убедительных и серьезных достижений мирового сообщества. Сегодня необходимо окончательно отойти от стереотипов периода "холодной войны", изменить предназначение и характер структур, которые были созданы в этот период на конфронтационной основе, создать новые механизмы международного взаимодействия.
В этой связи с особой остротой встает вопрос о формировании на континенте новой системы европейской безопасности, основанной на принципах неделимости безопасности, всеобъемлемости безопасности, с учетом интересов всех европейских государств.
Вместе с тем предпринимаются попытки подменить процесс развития общеевропейского сотрудничества процессом расширения НАТО на Восток. Безусловно, НАТО влияет на европейскую ситуацию. Но деятельность НАТО никак не может считаться единственным определяющим фактором в системе общеевропейской безопасности.
Расширение НАТО приведет к геополитическому переделу Европы. Это нанесет ущерб интересам общеевропейской безопасности, создаст новые разделительные линии и барьеры на континенте. Может быть воспроизведена ситуация, создавшаяся в Европе в начале 80-х годов в результате развертывания ракет средней и меньшей дальности. Возникает опасность первого серьезного кризиса в Европе после окончания периода "холодной войны".
Уже налицо соперничество в очередности на вступление в НАТО между "государствами - кандидатами". Последствия этого соперничества малопредсказуемы. Проблемы национальных меньшинств, неурегулированность межгосударственных споров, претензии на пересмотр существующих границ способны взорвать ситуацию в Европе.
В военном плане существенно возрастет боевой потенциал Объединенных вооруженных сил НАТО. С принятием даже одного государства Центральной или Восточной Европы в НАТО определенные Договором об обычных вооруженных силах в Европе уровни вооружений для НАТО будут значительно превышены. В результате указанный Договор как международно-правовая гарантия ограничения вооружений и контроля над вооружениями будет подорван.
Может сложиться ситуация, аналогичная периоду "холодной войны", когда группировки войск были развернуты друг против друга и поддерживались в высокой степени боевой готовности.
Военно-политические органы НАТО в любом случае должны будут выработать новую ядерную политику и концепцию использования ядерного оружия для так называемой защиты новых членов НАТО. Несложно предположить, против кого будут спланированы широкомасштабные боевые действия с применением ядерного оружия.
По оценкам экспертов, так называемый мягкий вариант расширения НАТО, предполагающий только развитие военной инфраструктуры в Центральной и Восточной Европе, обойдется в несколько десятков миллиардов долларов.
Расширение НАТО отвлечет на себя как в Западной, так и в Восточной Европе существенные средства, которые могли бы пойти на решение социальных, экологических проблем, на здравоохранение, предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, на мероприятия по повышению уровня безопасности атомных электростанций.
Вместе с тем Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации полагает, что НАТО может внести свой вклад в формирование новой системы европейской безопасности и налаживание отношений нового типа между государствами Европы при условии трансформирования НАТО из военного блока в один из элементов будущей структуры общеевропейской безопасности. Необходимо не только на словах, но и на деле отказаться от стереотипов "холодной войны" и политики двойных стандартов в подходе к любому государству как субъекту международного права. Давно созрели условия для того, чтобы задачей вооруженных сил НАТО являлась не подготовка к противоборству по линии границы с Россией, в том числе с применением ядерного оружия, а подготовка к решению миротворческих задач под эгидой Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. На военно-доктринальном уровне настало время прекратить дальнейшее наращивание боевых возможностей НАТО.
Одним из важнейших направлений формирования новой системы европейской безопасности является повышение роли Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Имеются все возможности для того, чтобы ускорить процесс укрепления взаимодействия всех международных организаций в целях создания единой системы безопасности XXI века. Это относится как к Содружеству Независимых Государств, Совету Европы, Европейскому союзу, Западноевропейскому союзу, так и к НАТО.
Новой системе европейской безопасности потребуется качественно новое международно-правовое оформление, предусматривающее предоставление соответствующих гарантий безопасности всем государствам Европы.
Роль основополагающего документа при формировании новой системы европейской безопасности может сыграть хартия общеевропейской безопасности, сопоставимая по значению с Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанным в городе Хельсинки 1 августа 1975 года.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации призывает активно включиться в работу по формированию новой системы европейской безопасности все международные парламентские структуры, в том числе Межпарламентскую Ассамблею государств - участников Содружества Независимых Государств, Парламентскую Ассамблею Совета Европы, Парламентскую Ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Североатлантическую Ассамблею, а также парламенты европейских государств.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации исходит из того, что конструктивным вкладом в формирование новой системы европейской безопасности, основанной на неблоковом принципе, будет создание системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств.
Сознавая опасность планов расширения НАТО на Восток, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает надежду, что парламенты европейских государств - членов НАТО, а также государств Центральной и Восточной Европы, в том числе государств Прибалтики, будут содействовать пересмотру этих планов. Государственная Дума призывает парламенты европейских государств и международные организации быть последовательными в реализации позитивных возможностей, открывающихся перед Европой и мировым сообществом в результате укрепления доверия в военной области, отказа от конфронтации, сокращения ядерных и обычных вооружений.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 25.10.1996 n 750-ii ГД О СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ О ПРИНЯТИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ  »
Постановления и Указы »
Читайте также