ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 09.06.2005 n 146/991-4 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕШАННОЙ МАЖОРИТАРНО-ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ 2004 ГОДА И В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2005 ГОДА


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2005 г. N 146/991-4
О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕШАННОЙ
МАЖОРИТАРНО-ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ 2004 ГОДА
И В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2005 ГОДА
Заслушав и обсудив доклад члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Е.П. Дубровиной, на основании статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению записку о практике применения смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации во втором полугодии 2004 года и в первом полугодии 2005 года (прилагается).
2. Предложить избирательным комиссиям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации при дальнейшей работе по совершенствованию законодательства субъектов Российской Федерации учесть положения и выводы, изложенные в прилагаемой записке.
3. Направить настоящее Постановление в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Федеральную регистрационную службу Министерства юстиции Российской Федерации, политическим партиям.
4. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.ЗАСТРОЖНАЯ


Приложение
к Постановлению
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 9 июня 2005 г. N 146/991-4
ЗАПИСКА
О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕШАННОЙ
МАЖОРИТАРНО-ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ)
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВО ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ 2004 ГОДА
И В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2005 ГОДА
В период с июля 2003 по июнь 2005 года выборы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 16 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), предусматривающим избрание не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат с использованием пропорциональной системы, проведены в 33 субъектах Российской Федерации.
Анализ практики прошедших выборов по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе за период с июля 2003 по май 2004 года был предметом рассмотрения ЦИК России на заседании 1 июня 2004 года <*>, а также на совещании, проведенном ЦИК России с представителями политических партий 1 октября 2004 года. Данный вопрос рассматривался также на выездном заседании Комитета по делам Федерации и региональной политики Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с участием представителей ЦИК России в Рязанской области в феврале текущего года.
--------------------------------
<*> По итогам рассмотрения ЦИК России было принято Постановление N 105/825-4 "О практике применения смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации".
В результате проведенной работы ЦИК России были выработаны предложения о внесении изменений и дополнений в федеральное законодательство, которые нашли отражение в проекте Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации", принятом в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 мая текущего года.
Во втором полугодии 2004 года и первом полугодии 2005 года выборы прошли в 19 субъектах Российской Федерации: в Республике Марий Эл, Республике Хакасия, Амурской, Архангельской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Курганской, Магаданской, Рязанской, Сахалинской, Тульской, Читинской областях, Корякском, Ненецком, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Ямало-Ненецком автономных округах. По итогам указанных выборов законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации сформированы в правомочном составе.
Прошедшие выборы показали, что политические партии стали активнее участвовать в избирательных кампаниях. Например, на предыдущих выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в Тульской области в 2000 году выдвинули кандидатов шесть избирательных объединений, в 2004 году - семь избирательных объединений и четыре избирательных блока, в Республике Марий Эл в 2000 году - три избирательных объединения, в 2004 году - шесть, в Сахалинской области в 2000 году - четыре избирательных объединения, в 2004 году - восемь избирательных объединений и три избирательных блока, в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономной округе в 1999 году - ни одного избирательного объединения, в 2005 году - три избирательных объединения и один избирательный блок. Кроме выдвижения списков кандидатов по единому избирательному округу, партии активно выдвигали кандидатов по одномандатным избирательным округам. За указанный период всего было выдвинуто 5416 кандидатов, из них по пропорциональной системе - 3150, по мажоритарной - 2266, из которых избирательными объединениями, избирательными блоками было выдвинуто 1042, а путем самовыдвижения - 1224 кандидата.
По результатам выборов по мажоритарной системе избиратели отдали свое предпочтение кандидатам, выдвинутым избирательными объединениями, избирательными блоками. Из 327 депутатов, избранных по мажоритарной системе, 177 выдвинуто избирательными объединениями, избирательными блоками, а 150 - путем самовыдвижения. Приведенные данные свидетельствуют, что кандидаты, выдвинутые партиями, получают поддержку избирателей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях политическая партия в случае регистрации кандидатов (списка кандидатов) не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном периодическом печатном издании, а также в сети "Интернет".
Однако по данным, поступившим из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, далеко не все партии, участвующие в выборах, опубликовали предвыборные программы. Например, в Тульской области не опубликовали свои программы пять из одиннадцати избирательных объединений, избирательных блоков, в Брянской области - пять из восьми, в Калужской области и Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе - ни одно.
Не во всех субъектах Российской Федерации избиратели получили возможность ознакомиться с программами партий и получить информацию о том, где они размещены. В связи с этим следует рекомендовать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации осуществить сбор информации от партий об изданиях и датах публикации программ для доведения этой информации до сведения избирателей, в том числе с использованием сайтов комиссий в сети "Интернет".
Из 40 партий, имеющих право участия в выборах, по пропорциональной избирательной системе выдвинули списки кандидатов 35, по одномандатным избирательным округам - 33 (Приложение N 1).
По итогам выборов лидирующее положение при распределении мандатов по пропорциональной системе занимает политическая партия "Единая Россия" (в 19 субъектах Российской Федерации), затем идут Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) (в 17 - самостоятельно, в одном - в составе блока), ЛДПР (в 16), Российская партия пенсионеров (в 12), партия "РОДИНА" (в 8 - самостоятельно, в одном - в составе блока), "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" (в 6 - самостоятельно, в двух - в составе блоков), Аграрная партия России (в 4 - самостоятельно, в 4 - в составе блоков), Народная партия Российской Федерации (в одном - самостоятельно, в 5 - в составе блоков), Российская партия ЖИЗНИ (в одном - самостоятельно, в 4 - в составе блоков), Российская демократическая партия "ЯБЛОКО" (в одном - самостоятельно, в 3 - в составе блоков), Партия социальной справедливости (в одном - самостоятельно, в одном - в составе блока) (Приложение N 1).
Из вышеуказанного следует, что избиратели в регионах отдают предпочтение партиям, представленным в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
В ходе прошедших выборов было образовано 29 избирательных блоков. Участие избирательных блоков в избирательных кампаниях зачастую сопровождалось многочисленными судебными разбирательствами, связанными с незаконным использованием наименований уже существующих политических партий и общественных объединений, а также с несоблюдением политическими партиями, входящими в блок, собственных уставов, определяющих порядок принятия решений о вхождении в избирательные блоки.
На прошедших выборах в основном сохранялось положение, когда число голосов избирателей, голосующих против всех, меньше при голосовании по единому избирательному округу по сравнению с голосованием по одномандатным избирательным округам с использованием мажоритарной избирательной системы (Приложение N 2).
Вместе с тем в некоторых регионах число избирателей, проголосовавших против всех списков кандидатов, незначительно превысило средний показатель проголосовавших против всех кандидатов в одномандатных избирательных округах: например, в Читинской области - 15,05 процента по единому округу и 14,97 процента по одномандатным избирательным округам, Корякском автономном округе - 12,68 процента по единому округу и 12,62 процента по многомандатному избирательному округу. В числе причин высокого показателя протестного голосования могут быть как сложная социально-экономическая обстановка в регионах, так и недостаточная работа региональных отделений партий в этих субъектах Российской Федерации.
Пунктом 16 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может устанавливаться необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов. В тех субъектах Российской Федерации, выборы в которых состоялись за указанный период, он составляет от трех до семи процентов (Приложение N 2).
Обращает на себя внимание тот факт, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации часто запрашивают в территориальных органах Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции Российской Федерации перечень региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории данного субъекта, тогда как необходимо запрашивать перечень избирательных объединений, к которым на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации относятся также и сами политические партии, независимо от того, зарегистрированы ли в данном субъекте их региональные отделения.
На практике неоднократно возникал вопрос, вправе ли региональное отделение политической партии, зарегистрированное после начала избирательной кампании, принимать в ней участие? Поскольку Федеральный закон "О политических партиях" (ст. 37) не содержит ограничение по этому поводу, следовательно, региональные отделения политических партий, зарегистрированных после начала избирательной кампании в соответствующем субъекте Российской Федерации, вправе участвовать в выборах при условии представления регистрирующими органами внесенного в перечень избирательных объединений дополнения.
У избирательных комиссий вызвали трудности вопросы, связанные с соблюдением региональными отделениями политических партий норм собственных уставов на этапе выдвижения кандидатов (списка кандидатов). Например, на выборах депутатов Сахалинской областной Думы возникли затруднения с регистрацией списка кандидатов регионального отделения политической партии "Гражданская партия России". По мнению Избирательной комиссии Сахалинской области, региональным отделением партии не был соблюден порядок выдвижения, установленный ее Уставом, поскольку не был представлен документ, свидетельствующий о согласовании выдвижения списка кандидатов с руководящим органом партии. Учитывая данное обстоятельство, комиссия отказала в регистрации списка кандидатов, выдвинутого указанной политической партией. Однако при рассмотрении данного вопроса в Верховном Суде Российской Федерации необходимый документ был в суд представлен, в результате чего список кандидатов Гражданской партии России был зарегистрирован на основании судебного решения.
Согласование выдвижения списка кандидатов с руководящим органом партии при наличии такого требования в уставе партии является одной из стадий выдвижения кандидатов. В связи с этим избирательным комиссиям при подготовке перечня и форм документов, представляемых избирательными объединениями для заверения списков кандидатов, необходимо включить в перечень документ о согласовании выдвижения списка кандидатов с вышестоящим органом партии.
Обращает на себя внимание и что в ряде случаев избирательные объединения не уведомляют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации о проведении мероприятий по выдвижению списка кандидатов, как требуется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (подп. "г" п. 1 ст. 27).
Так, на выборах Архангельского областного Собрания депутатов региональные отделения партии "Единая Россия", Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) и избирательный блок "Северный край" не уведомили о проведении конференций (общих собраний) по выдвижению списка кандидатов. Соблюдение региональными отделениями политических партий указанных норм закона должно быть обязательным, так как это обеспечивает открытость и гласность в действиях партии. При этом следует иметь в виду, что члены избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на данных мероприятиях должны осуществлять полномочия лишь по наблюдению за ходом проведения указанных мероприятий, не вмешиваясь в ход их проведения и не давая оценок происходящим действиям.
Согласно пункту 14 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательные комиссии после приема документов обязаны в течение трех дней заверить

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 n 221-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА КУБАНЬВТОРМЕТ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД АБЗАЦЕМ ТРИНАДЦАТЫМ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ  »
Постановления и Указы »
Читайте также