ПИСЬМО Госкомимущества РФ от 25.07.1996 n АР-2/5706 <О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФОНДОВОМ РЫНКЕ>


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПИСЬМО
от 25 июля 1996 г. N АР-2/5706
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 27 марта 1996 г. N АК-П6-09968 о разработке рекомендаций по вопросу размещения акций на международном фондовом рынке Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации разработал предложения по формированию механизма, обеспечивающего возможность продажи части акций, находящихся в федеральной собственности, на международном фондовом рынке, и в качестве Рекомендаций по подготовке мероприятий по реализации ценных бумаг на международном фондовом рынке направляет с целью доведения их до сведения российских эмитентов.
Заместитель Председателя
Госкомимущества России
А.Р.КОХ



Приложение
к письму Госкомимущества России
от 25 июля 1996 г. N АР-2/5706
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННЫХ
БУМАГ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФОНДОВОМ РЫНКЕ
В нынешних экономических условиях России основными критериями по принятию решений по реализации ценных бумаг на международном фондовом рынке могут быть следующие:
привлечение максимально возможного объема капиталов западных инвесторов;
политика продаж, отвечающая разумному обеспечению стратегических государственных интересов в важнейших отраслях, а также ориентированная прежде всего на повышение доверия к российским ценным бумагам и Российскому рынку ценных бумаг в целом;
финансирование дефицита государственного бюджета;
подбор "стратегического" западного инвестора.
В принципе каждому из приведенных критериев должен соответствовать определенный механизм. Вероятно, в нынешней ситуации оптимальным вариантом было бы сочетание всех указанных критериев.
Первый выбор, который необходимо сделать: хотим мы привлекать именно капитал или "стратегических" инвесторов, под которыми следует понимать промышленные и добывающие западные компании, вкладывающие свои средства в развитие производства (добычи) в расчете на долгосрочное развитие компании. Как показывает практика, мы не столько хотим, сколько вынуждены привлекать именно капитал, так как привлечение "стратегического" инвестора требует организации инвестиционных тендеров, значительного времени и не даст в короткие сроки существенного бюджетного дохода. На сегодня в мире существует около 3000 финансовых компаний разного типа, профессионально инвестирующих в ценные бумаги, в том числе в ценные бумаги компаний развивающегося мира и постсоциалистических стран. Естественно, таких финансовых компаний намного больше, но именно указанные 3000 владеют 99 процентами активов соответствующих сфер мирового бизнеса. Главное, что их как инвестора будет интересовать рост курсовой стоимости приобретенных акций, "прозрачность" компании и инфраструктура рынка ценных бумаг в целом (ее надежность и гарантированность).
Отсюда вытекает очевидная задача - как привлечь в российские акции максимум капитала этих финансовых компаний. И эта задача тесно связана с местом и принципами продаж. В силу этого необходимо сделать второй выбор: где и как продавать, что в свою очередь определяется тем, какой капитал мы хотим охватить.
В зависимости от того, какой капитал мы собираемся охватить, можно рассматривать три варианта размещения ценных бумаг российских эмитентов: частное, размещение по "правилу 144 а" Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам США и открытое размещение.
Частное размещение уже эмитированных акций возможно осуществить среди так называемых квалифицированных институциональных покупателей практически без специальных аудиторских отчетов. Механизм размещения должен быть построен на прямых контактах профессионального посредника (инвестиционного банка) с инвесторами, круг которых ему хорошо известен, и клиентом (Правительством Российской Федерации или самой компанией. Эта схема позволит привлечь 15 - 20 процентов капитала упомянутых выше компаний).
Размещение по "правилу 144 а" Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам США потребует от российских эмитентов соблюдения ряда дополнительных формальностей, хотя при этом не требуется детальный аудиторский отчет. Однако требования будут более жесткими, но это позволит охватить уже 20 - 35 процентов потенциального капитала.
Открытое размещение ценных бумаг через профессионального посредника - инвестиционного посредника - главного координатора (задачи которого изложены ниже), который в свою очередь формирует группу территориальных инвестиционных посредников (привлечение инвестиционного посредника - главного координатора целесообразно проводить на конкурсной основе), которое проводилось большинством проводивших приватизацию стран мира, потребует и аудиторского баланса, и проспекта эмиссии, отвечающих международным требованиям, в частности стандартам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам США, или по единому европейскому стандарту в ЕС. Но при этом возможно привлечение уже почти 100 процентов потенциального капитала.
Во всех указанных случаях практически не имеет значения (с точки зрения собственно привлечения капитала), как это будет осуществляться технически - в ADR, GDR, через облигации, конвертации, прямо в виде акций или комбинированно. Выбор этих вариантов или их комбинаций с целью определения оптимального - это чисто техническая работа инвестиционных посредников и юристов.
Ключевыми вопросами, которые придется решать, являются: вопрос о создании привлекательного имиджа компании, ценные бумаги которой продаются, что интересует в первую очередь инвесторов, и вопрос о повышении цены продаваемых ценных бумаг, что важно для федерального бюджета. Все это потребует значительного набора мероприятий на стадии работ, которая предваряет собственно размещение ценных бумаг. Другими словами, если мы хотим привлечь действительно широкий круг инвесторов, практически неизбежно привлечение профессиональных консультантов и посредников.
Распределение по географическому признаку
Европейские инвесторы. Европейские инвесторы лучше понимают значение текущих событий в России. Европейские инвесторы вообще являются самыми многочисленными трансграничными инвесторами в европейские ценные бумаги.
Великобритания. Британские инвесторы являются, как правило, наиболее энергичными и опытными инвесторами формирующихся рынков в Европе, а также крупнейшим европейским источником трансграничного акционерного капитала. Сюда относится и весомая доля шотландских фондов.
Континентальные страны. Континентальная Европа в совокупности представляет собой более крупный источник трансграничного капитала, чем Великобритания, и этот источник по ряду причин растет быстрее. Европейские континентальные фонды до сих пор вкладывали средства в российский рынок в очень скромных масштабах. Тот факт, что континентальные источники начинают с невысокой доли владения активами в России, означает, что у них больше простора для покупки российских акций. Значение континентальной Европы особенно высоко, если предпринять попытку распространения российских ценных бумаг не только среди инвесторов, специализирующихся на инвестициях в формирующиеся рынки. По сообщению менеджеров, за последний год имел место существенный переток интересов европейских инвесторов от Великобритании к континенту, отражающий, в частности, общую тенденцию повышения интереса к формирующимся рынкам.
В континентальной Европе наибольший интерес к российским ценным бумагам может быть проявлен со стороны Швейцарии, Франции, Германии и стран Бенилюкса.
Франция. Французские организации наращивают свою мощь как инвесторы в зарубежный акционерный капитал, уделяя основное внимание европейским (а не американским или азиатским) акциям. На инвестиционном рынке господствуют отделения крупных коммерческих банков по управлению активами (управляющие взаимными фондами - такими, как SICAV и FCP), государственные органы и страховые компании. Во Франции имеется около 60 - 70 институциональных инвесторов, регулярно участвующих в крупнейших международных выпусках ценных бумаг.
Швейцария. Швейцария традиционно рассматривается как второй по величине источник международного финансирования акционерного капитала (хотя менее одной пятой таких фондов действуют в интересах самой Швейцарии). Если не считать нескольких крупных страховых компаний, то в основном это - розничный рынок, доступ на который можно получить через многочисленные банки, которые управляют средствами частных клиентов, причем, как правило, на конфиденциальной основе.
Германия. Хотя германские инвесторы придерживаются консервативной инвестиционной философии (то есть предпочитают предоставлять заемные средства, а не рисковать вложениями в капитал) и сосредоточены на внутренних потребностях, банки и страховые компании в совокупности представляют собой крупного потенциального вкладчика в иностранные ценные бумаги.
Бенилюкс. По сосредоточению европейских инвесторов Бенилюкс занимает, пожалуй, пятое место с его сложной системой голландских институциональных инвесторов и розничным рынком, где выступают посредниками управляющие банковские портфели.
Инвесторы США. Хотя "правило 144 а" является в США наиболее практичным и экономичным механизмом, с помощью которого российский эмитент может выйти на американский инвестиционный рынок, подобный выпуск акций неизбежно сужает потенциальную инвестиционную базу в США. По традиции считается излишне смелым продавать в США акции формирующегося рынка на сумму более 100 - 150 млн. долларов без зарегистрированного выпуска. Американские инвесторы тоже испытывают разочарование в акциях, распределяемых по "правилу 144 а", поскольку стало очевидным, что система торговли ими в Соединенных Штатах несовершенна, особенно при неблагоприятной конъюнктуре. В среднем в масштабах последних шести европейских приватизационных программ эмиссии, где имелись транши в соответствии с "правилом 144 а", лишь 20 процентов объема от зарубежного институционального выпуска акций предназначалось для покупателей в США.
Имея более сильную нацеленность на отраслевые средства, США обычно ведут себя более наступательно, чем их коллеги из Европы, требуя жесткой рационализации (сокращения рабочих) в тех компаниях, куда они вкладывают деньги.
Азиатские компании. Спрос на российские ценные бумаги со стороны японских и других инвесторов в Азии очень низкий. Азиатские страны в настоящее время мало связывают свои акционерные интересы с Россией. Тем не менее многие японские фонды вкладывают средства в европейские страны через свои европейские отделения.
Подходы к маркетингу. Представляется целесообразным использовать следующую стратегию предварительных мероприятий, необходимую для обеспечения полноценного вторичного рынка для ценных бумаг российских эмитентов.
1. Создание максимальной напряженности спроса. Задачей каждого инвестиционного посредника должно быть создание значительного спроса, которым можно воспользоваться для обеспечения максимальной его напряженности. Важно, чтобы каждый инвестиционный посредник понимал, что он конкурирует с другими за акции. Правительство Российской Федерации, эмитент и генеральный координатор должны сохранять определенную гибкость в распределении пакетов вплоть до поздних этапов процесса размещения. Это даст возможность более прямого распределения ценных бумаг на удовлетворение наиболее качественного спроса.
2. Взаимное обогащение исследований. Конструктивную роль сыграло бы использование в интересах эмитента наиболее влиятельных и достойных доверия исследовательских источников как посредством распространения исследовательского доклада, предваряющего размещение ценных бумаг, так и через прямые контакты в процессе маркетинга с инвесторами во всем мире. Полагаем, что было бы полезно найти возможности прибегнуть к анализу, проведенному некоторыми специалистами за пределами отечественного рынка, чтобы все международные инвесторы получили исчерпывающий и связный материал.
3. Создание избыточного спроса. В период маркетинга важнейшее значение имеет создание у инвесторов ощущения дефицитности предлагаемых ценных бумаг по отношению к спросу на них. Это будет способствовать общей избыточности спроса, которая:
а) позволит назначить более выгодные цены;
б) повлияет и на рынок вторичного обращения, поддерживая цены на ценные бумаги.
Первоначальный размер операций также будет иметь серьезное значение для возможности генерировать избыточный спрос. Если не заявлять слишком большой объем для первоначального предложения, а прибегнуть к варианту избыточного распределения, это может создать еще большую иллюзию дефицита.
4. Ценовые ожидания при вторичном обращении. Ценовые ожидания инвесторов в отношении вторичного рынка будут являться двигателем цен, уплачиваемых при первоначальном размещении. Кроме того, на цены будет оказывать влияние уверенность инвесторов в солидности спроса. Чтобы добиться для ценных бумаг максимальной цены, нужно создать такой избыточный спрос, который можно будет удовлетворить только покупкой ценных бумаг во вторичном обращении.
5. Скоординированный план маркетинга. Инвестиционный посредник - главный координатор должен обеспечить скоординированное предоставление информации об эмитенте инвесторам на всех рынках. Далее, главный координатор должен отвечать за тщательную адресацию всех мероприятий международным инвесторам с тем, чтобы выявить тех 100 - 150 инвесторов, которые обеспечат лидерство во всей операции, будут полностью понимать ее "сюжет", будут активно заинтересованы в той или иной отрасли и в новых ценных бумагах в России, а также будут пользоваться репутацией долговременных инвесторов.
6. Прозрачность работы и эффективность начального распределения. Главный координатор должен потребовать от всех участников синдикатов раскрытия имен их клиентов, прежде чем для них будут выделены какие-либо пакеты ценных бумаг. Это позволит убедиться в качественном уровне институциональных клиентов, покупающих ценные бумаги совместно, и хорошо понять имеющийся розничный спрос на ценные бумаги. Скоординированный и адресный процесс распределения акций по заявкам - вслед за четко организованной программой маркетинга - должен создать некоторый излишек неудовлетворенного спроса, который может быть обслужен на вторичном рынке.
В целом маркетинг предусматривает два ключевых элемента в любом представлении эмитента международным инвесторам.
а) Просвещение инвесторов необходимо для того, чтобы довести до них сведения о быстро меняющейся ситуации в той или иной российской отрасли, о важнейших факторах, определяющих будущую рентабельность, и о том, какую позицию занимает эмитент в конкурентной борьбе на этом рынке. Нужно будет также

РЕЕСТР НА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ АУДИТОРАМ, РАБОТАЮЩИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО АУДИТА (утв. ЦАЛАК Минфина РФ, Протокол от 25.07.1996 n 34)  »
Постановления и Указы »
Читайте также