РЕШЕНИЕ Коллегии Минобразования РФ от 25.06.1996 n 14/1 О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УКАЗОВ И РАСПОРЯЖЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РАСПОРЯЖЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЯНВАРЕ - ИЮНЕ 1996 ГОДА


КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 1996 г. N 14/1
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УКАЗОВ И РАСПОРЯЖЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РАСПОРЯЖЕНИЙ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЯНВАРЕ - ИЮНЕ 1996 ГОДА
Заслушав и обсудив доклады руководителей структурных подразделений министерства по вопросам выполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в январе - июне 1996 года, коллегия отмечает, что Президент и Правительство в сложных экономических условиях уделяют значительное внимание развитию образовательного пространства России.
Принятый в 1991 году Президентом Российской Федерации Указ N 1 позволил за год до принятия Закона Российской Федерации "Об образовании", за два года до введения базисного учебного плана школ России, за три года до разработки Федеральной программы развития образования начать реформирование отрасли, осуществить переход на образование по выбору, на развивающее личность образование.
Забота руководства страны о совершенствовании системы образования России, решение ее наиболее сложных проблем были продолжены и в последующие годы.
Только в январе - июне 1996 года было подписано более 78 указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, направленных на защиту и развитие образования.
Утвержден основополагающий правовой акт - Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании".
Принятые нормативные документы определяют конкретные пути решения по таким важнейшим болевым вопросам, как: финансирование системы образования; социальная защита учащихся, работников и системы; регулирование нормативно - правовой базы; развитие системы образования в целом.
По 26 указам и распоряжениям Президента, 27 постановлениям и распоряжениям Правительства Минобразование России было определено как ответственный исполнитель.
Созданная нормативная база дает возможность продолжения реформирования российского образования, расширения практики образования по выбору, относительной стабилизации работы образовательных учреждений в условиях неполного и несвоевременного финансирования.
Минобразованием России по всем документам оперативно издавались приказы, распоряжения, создавались рабочие группы, в том числе межведомственные; создавались координационные советы, велись консультации с общественными организациями, фондами, ассоциациями. При необходимости проводилась целевая адресная работа с руководителями отдельных регионов.
В соответствии с принятым Президентом Российской Федерации Указом от 12 марта 1996 г. N 370 по вопросу федерализации государственной политики Минобразованием России была продолжена работа по совершенствованию механизма взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство приняло участие в разработке проектов соглашений о разграничении полномочий в области образования между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти Республики Коми, Краснодарского края, Калининградской, Сахалинской, Свердловской областей.
В текущем году были заключены соглашения о сотрудничестве в области образования с органами исполнительной власти Омской, Тверской, Тюменской областей, Ханты - Мансийского, Ямало - Ненецкого автономных округов.
Министерством разработан порядок организации контроля за реализацией подписанных соглашений.
Вся работа носит открытый характер. Ход подготовки и исполнения документов обсуждался на 12 всероссийских, межрегиональных совещаниях руководителей органов управления образованием всех уровней, с участием представителей научно - педагогической общественности и средств массовой информации.
Пример - отчетная коллегия Минобразования России за 1995 год и в целом за первый этап реализации Федеральной программы развития образования (1993 - 1995 гг.), проходившая в январе т.г. в течение двух дней. В ней приняли участие 30 регионов, 23 федеральных министерства и ведомства, 42 центральных средства массовой информации; по основным проблемам образования и путям их решения выступили около ста человек.
16 - 17 мая 1996 г. в Туле состоялось расширенное заседание коллегии Минобразования России "Об основных итогах 1995/96 учебного года. Об основных направлениях работы системы образования за период с 1993 года и приоритетных целях стабилизации и развития системы образования Российской Федерации на 1996/97 учебный год". В работе коллегии приняли участие руководители органов управления образованием 68 регионов Российской Федерации, в том числе 56 первых руководителей.
В рамках коллегии была организована работа 4 секций и 10 рабочих групп из руководителей органов управления, работников Центрального аппарата Минобразования России, представителей заинтересованных федеральных министерств и ведомств, общественных организаций. Были рассмотрены вопросы реализации указов и распоряжений Президента и постановлений и распоряжений Правительства по стабилизации положения в образовании и обеспечению плановой подготовки к новому 1996/97 учебному году.
Системное взаимодействие со средствами массовой информации и выезды руководителей министерства в регионы (за январь - июнь - 55 выездов) позволяют оперативно доводить до общественности полную, всестороннюю и объективную информацию о проделанной работе, об имеющихся нерешенных проблемах и предпринимаемых в связи с этим мерах.
Так, только в г. Москве с начала года состоялось более 30 пресс - конференций, брифингов руководителей министерства для телевизионных компаний и средств массовой информации.
В том числе, 11 июня с.г. была проведена двухчасовая пресс - конференция по указам Президента Российской Федерации по вопросам повышения социального статуса работников образования и их социальной защиты, 21 июня - пресс - конференция по указам Президента по проблемам сохранения единого образовательного пространства СНГ и поддержке соотечественников за рубежом и развитии интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств.
Минобразование России еженедельно направляет информационно - аналитические материалы о проделанной работе, в том числе и по выполнению указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации курирующему заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, в Департамент науки и образования Аппарата Правительства Российской Федерации, комитеты по образованию Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, в ЦК профсоюза работников народного образования и науки. Аналогичные материалы направляются в центральные информационные агентства, редакции 10 телевизионных каналов, 7 радиостанций, 35 центральных газет и журналов.
В то же время реализация ряда принятых документов сдерживается неполным финансированием. Так, успешно начатое в 1996 году выполнение Целевой программы "Организация летнего отдыха детей" Президентской программы "Дети России" сдерживается отсутствием средств, что не позволяет увеличить число детей, охваченных различными формами летнего отдыха.
Более половины общего числа детей, отдыхающих в лагерях разных видов, находится в оздоровительных учреждениях системы образования (в 1995 г. - 2,5 млн. чел.). Кроме того, летом свыше 1,5 млн. детей участвуют в организованных учреждениями образования походах, экспедициях и экскурсиях. Ежегодно число таких детей возрастает на 5 - 10 процентов.
Эти объемы работы и тенденции развития недостаточно обеспечиваются соответствующей нормативной и финансово - экономической базой. Положение усугубляется тем, что выделяемые на эти цели средства распределяются, как правило, другими ведомствами и организациями, минуя систему образования.
Вызывает тревогу ход выполнения ряда указов Президента и постановлений Правительства, связанных с выделением дополнительных финансовых средств из федерального бюджета. Несмотря на активное взаимодействие Минобразования России, Минфина России, органов государственной власти субъектов Федерации и Государственной Думы, не в полной мере выполнены Указы Президента от 16 мая 1996 г. N 720 и от 5 июня 1996 г. N 809.
Задолженность по заработной плате с начислениями за январь - апрель текущего года работникам образовательных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, по данным на 25 июня в 48 из 89 регионов составила 2536,2 млрд. руб.
Наибольшая задолженность остается в 13 регионах: Республиках Татарстан (219,4 млрд. руб.), Саха (224,7 млрд. руб.), Дагестан (136,5 млрд. руб.), Удмуртия (125,9 млрд. руб.), Бурятия (76,9 млрд. руб.), Коми (64,1 млрд. руб.); Красноярском крае (153,2 млрд. руб.); Мурманской (155,0 млрд. руб.), Сахалинской (113,7 млрд. руб.), Читинской (128,0 млрд. руб.), Иркутской (107 млрд. руб.), Архангельской (91,7 млрд. руб.), Кемеровской (70,0 млрд. руб.) областях.
Правительством в мае - июне т.г. выделена финансовая помощь за счет средств федерального бюджета в сумме 3755,9 млрд. руб. на выплату зарплаты работникам общеобразовательных учреждений при предоставлении им ежегодных отпусков. По оперативным данным, за счет ссуды Минфина России, в 68 регионах из 72 произведены фактические выплаты отпускных средств работникам образования в сумме 3252,9 млрд. руб., кроме того, из средств местных бюджетов - 648,8 млрд. руб.
Однако в 12 территориях отмечены случаи использования выделенных средств администрациями отдельных регионов, районов, городов не по целевому назначению.
С учетом фактически перечисленных средств задолженность в территориях по отпускным составляет 2807,2 млрд. руб.
Не выполняется график выделения дополнительных финансовых средств в сумме 500 млрд. руб., определенных в соответствии с частью второй статьи 60 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год".
Выделение Минфином России 100 млрд. руб. (уведомление N 77 от 22.04.96) для 27 регионов России, направленные в виде трансфертов, привело к фактическому отсутствию финансовых средств на учебники в указанных регионах. Лишь 9 из 27 регионов смогли частично заключить договоры с издательствами.
В соответствии с распоряжением Председателя Правительства от 15 апреля 1996 г. N 605 в настоящее время оформляются кредитные договоры с издательствами на общую сумму 170 млрд. руб.
До настоящего времени не выделены средства на выплату стипендии учащимся учреждений начального профессионального образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 1996 г. N 569 "О мерах по улучшению социального обеспечения лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, индустриально - педагогических средних специальных учебных заведениях, и реформированию системы начального профессионального образования" в сумме 150 млрд. руб.
Расходы на организацию питания учащихся профтехучилищ, в том числе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профинансированы на 65,1 процента.
Средства на питание, приобретение одежды для выпускников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплату проезда к месту отдыха и обратно работникам и студентам учебных заведений в мае - июне Минфином России не выделялись.
По-прежнему не приняты меры по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 24 августа 1995 г. N 823 (по восстановлению тарифных коэффициентов ЕТС с 1 ноября 1995 года) - 301,2 млрд. руб.
Нельзя считать исчерпанными и внутренние резервы финансирования системы профессионального и педагогического образования. Так, по данным Минфина России, в ряде учебных заведений имеет место значительное отклонение от принятого соотношения числа обучающихся на число работающих (по некоторым данным, до 2,5 - 3,6 работника на одного обучающегося). Имеет место завышение учебных нагрузок за счет неоправданного дробления лекционных потоков и групп при лабораторном, семинарском и практическом обучении.
В целом ряде регионов не ведется анализ оплаты коммунальных услуг.
Так, по учреждениям образования начисляются платы за эти услуги неведомственных жилых домов и даже целых жилых поселков. Недостаточно активно ведется работа по передаче оплаты коммунальных услуг на местный и региональный бюджеты.
Коллегия постановляет:
1. Принять к сведению, что Минобразованием России и органами управления образованием субъектов Российской Федерации проведена определенная работа по выполнению указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
2. Заместителям министра, руководителям структурных подразделений усилить контроль за реализацией принятых указами Президента Российской Федерации и постановлениями, распоряжениями Правительства Российской Федерации нормативно - правовых документов:
2.1. Продолжить практику привлечения руководителей региональных органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогических работников к разработке проектов нормативно - правовых документов, направленных на решение проблем образования.
2.2. Заместителю министра Ю.М. Роговскому, Планово - экономическому управлению (Б.М. Шугаев), Управлению бухгалтерского учета и контроля (Б.А. Теймуразов) принять конкретные меры по обеспечению выполнения Указов Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 720, и от 5 июня 1996 г. N 809, а также разработать и направить в Минтруд России предложения по использованию финансовых средств, формируемых из штрафов госинспекции Минтруда России на погашение задолженностей по заработной плате работникам образования.
2.3. Заместителям министра Ю.М. Роговскому, А.Г. Асмолову, Управлению бухгалтерского учета и контроля, Управлению развития общего среднего образования (М.Р. Леонтьева) продолжить работу по заключению дополнительных договоров на кредитование учебного книгоиздания с уполномоченными банками.
2.4. Управлению делами (А.И. Сирож), Программно - аналитическому управлению (А.Г. Аркадьев) дважды в неделю представлять руководству министерства информацию о ходе реализации указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, носящих ярко выраженный социальный характер.
3. Департаменту профессионального образования (А.В. Елистратов):
3.1. Продолжить работу по реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1996 г. N 569 "О мерах по улучшению социального обеспечения лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, индустриально - педагогических средних специальных учебных заведениях, и реформированию системы начального профессионального образования" в соответствии с Приказом Минобразования России от 20 мая 1996 г. N 234.

<ПИСЬМО> Госналогслужбы РФ от 25.06.1996 n ВГ-6-02/437 О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также