ЗАЯВЛЕНИЕ ЦБ РФ от 10.06.1996 <О ПРИБЫЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ>


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
от 10 июня 1996 года
В связи с принятием 5 июня 1996 года Федерального закона "О перечислении прибыли Центрального банка Российской Федерации в федеральный бюджет" Банк России заявляет.
Отчет Банка России за 1994 г., принятый к сведению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 апреля 1996 года, показывает, что прибыль Банка России за отчетный год составила 11,5 трлн. рублей. На основании Закона Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" решением Совета директоров Банка России 11 марта 1995 года прибыль Банка России была распределена следующим образом:
5,8 трлн. рублей - зачислено в резервный фонд Банка России;
2,9 трлн. рублей - перечислено в доходы федерального бюджета;
2,8 трлн. рублей - направлено в фонды экономического стимулирования Банка России.
Закон "О федеральном бюджете на 1995 год" был принят 31 марта 1995 г., т.е. после решения Совета директоров Банка России о распределении прибыли за 1994 г., и предусматривал перечисление в федеральный бюджет в течение 1995 г. 7,2 трлн. рублей за счет прибыли Банка России 1994 и 1995 гг. Таким образом, возникло противоречие между двумя законами - Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на основании которого Совет директоров Банка России распределил прибыль Банка России, и Законом "О федеральном бюджете на 1995 год".
Если бы прибыль Банка России в 1995 г. оказалась достаточной для перечисления указанной суммы в федеральный бюджет, то из создавшегося положения был бы возможен выход, не противоречащий ни одному из законов. Однако по результатам 1995 г. прибыль Банка России составила всего 2974 млрд. рублей, из которых 2900 млрд. рублей (97,5%) было перечислено в федеральный бюджет. Оставшаяся часть (74 млрд. рублей) 29 апреля 1996 года была по решению Совета директоров Банка России направлена в резервный фонд Банка России.
Принятие в течение одного дня, практически без обсуждения закона, противоречащего Конституции Российской Федерации, предписывающего Банку России предпринять шаги, противоречащие Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации", поставили Банк России в такое положение, когда любое его решение будет являться нарушением законодательства Российской Федерации.
Положение, роль, статус, функции Банка России, его взаимоотношения с государственными органами зафиксированы в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и Банк России считает необходимым их исполнять в том виде, в каком они существуют. В апреле 1995 г. была принята новая редакция указанного Федерального закона, которым впервые была провозглашена и законодательно закреплена независимость и самостоятельность Банка России в выполнении его функций. Мировой опыт свидетельствует, что устойчивая экономика нуждается в независимом центральном банке, и принятие этого закона ознаменовало понимание всеми ветвями власти необходимости именно такого статуса Банка России.
Независимость это не только право. Банк России хорошо это осознает и намерен, опираясь на закон, выполнять все возложенные на него функции и нести ответственность за принимаемые решения, за развитие ситуации. В то же время, Банк России вынужден отметить, что он не может брать на себя ответственность за решения, принимаемые другими органами, вопреки мнению Банка России.
Банк России осознает исключительно тяжелое положение, в котором находится федеральный бюджет в настоящее время, и, понимая свою ответственность за экономическое развитие страны, Банк России на протяжении 1996 года конструктивно взаимодействовал с Правительством, помогая ему решать определенные финансовые проблемы. Так, Банк России выкупил у Минфина полученные в марте - апреле внешние кредиты на сумму более 12 трлн. рублей, фактически прогарантировал своими валютными ресурсами привлеченные на рынок ГКО - ОФЗ в марте - апреле средства нерезидентов на сумму более 1,8 млрд. долларов, приобрел государственных ценных бумаг (ГКО - ОФЗ) на вторичном рынке на сумму 3 трлн. рублей в апреле и 2,5 трлн. рублей в мае текущего года. Таким образом, совокупная рублевая эмиссия в пользу бюджета за три месяца составила более 25 трлн. рублей при том, что доходы федерального бюджета за это время составили около 33 трлн. рублей. Последствия столь бурной эмиссионной активности в пользу бюджета Банку России пришлось нейтрализовывать своими операциями на валютном рынке: только за апрель - май с.г. объем продаж иностранной валюты Банком России составил более 3 млрд. долларов. Такой ценой Банку России удалось удержать развитие ситуации в рамках целей денежной политики.
При обсуждении плановых расходов федерального бюджета в июне Правительство обратилось с просьбой к Банку России оказать помощь в финансировании двух мероприятий: выплате предварительных компенсаций вкладчикам Сбербанка, сумма которых по оценкам может составить около 4,5 трлн. рублей, и поддержке региональных бюджетов для выплаты заработной платы и пособий работникам образования за летний период, общим объемом в 3,5 трлн. рублей. Эмиссия новых 8 трлн. рублей со всей очевидностью не укладывалась в планы Банка России по реализации денежной политики. Однако, понимая социально-политическую важность указанных мероприятий, Банк России принял решение о покупке у Правительства ценных бумаг и драгоценных металлов на эту сумму, одновременно предприняв ряд шагов, направленных на "компенсацию" в максимально возможной мере инфляционного эффекта такого решения. Более 3 трлн. рублей было зачислено на счет Минфина России еще 31 мая, и по официальным заверениям Минфина именно эти деньги должны были быть направлены на финансовое обеспечение отпусков в сферах народного образования и просвещения.
Банк России неоднократно обращался к Президенту и Правительству России с предупреждением о том, что попытки решать бюджетные проблемы за счет эмиссии могут разрушить с таким трудом достигнутую финансовую стабильность и нанести ущерб всей экономике страны.
В сложившейся политической ситуации, когда на Банк России законом фактически возложена ответственность за финансирование бюджетных расходов, Совет директоров Банка России, не желая обострять социально-политическую ситуацию в стране, и вместе с тем целиком отвечая за стабильность денежной системы, принял следующие решения:
1. Выполнить требование Федерального закона N 62-ФЗ от 5 июня 1996 г. о перечислении за счет эмиссии 5 триллионов рублей на счет федерального бюджета.
2. Для нейтрализации возможных последствий принятых по требованию законодательной и исполнительной власти эмиссионных решений:
1) установить с 11 июня 1996 г. следующие нормативы обязательных резервов кредитных организаций в зависимости от сроков и видов привлеченных денежных средств юридических и физических лиц:
- по счетам до востребования и срочным вкладам до 30 дней включительно - 20 процентов;
- по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней включительно - 16 процентов;
- по срочным обязательствам от 91 дня и более - 12 процентов;
- по средствам на счетах в иностранной валюте - 2,5 процента.
2) уменьшить с 11 июня 1996 г. установленные Банком России кредитным организациям лимиты открытой валютной позиции на 20 процентов;
3) временно приостановить проведение ломбардных аукционов.
3. Обратиться в Верховный суд Российской Федерации:
- в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" с иском о признании недействительным Федерального закона "О перечислении прибыли Центрального банка Российской Федерации в федеральный бюджет" (N 62-ФЗ от 5 июня 1996 года), как противоречащего статьям 5, 6, 10 и 26 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации";
- с просьбой обратиться в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о рассмотрении соответствия Федерального закона "О перечислении прибыли Центрального банка Российской Федерации в федеральный бюджет" (N 62-ФЗ от 5 июня 1996 года) статье 75 Конституции Российской Федерации.
Председатель
Центрального Банка России
С.К.ДУБИНИН

ПРИКАЗ МЧС РФ от 10.06.1996 n 383 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (вместе с МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РАЗДЕЛА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА)  »
Постановления и Указы »
Читайте также