ПРИКАЗ ЦБ РФ от 21.05.1996 n 02-169 О КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАНКОВСКИХ ШКОЛАХ БАНКА РОССИИ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПРИКАЗ
от 21 мая 1996 г. N 02-169
О КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В БАНКОВСКИХ ШКОЛАХ БАНКА РОССИИ
В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 12 апреля 1996 г. (протокол N 17) утверждена Концепция профессионального образования в банковских школах Банка России.
В целях реализации Концепции приказываю:
1. Департаменту подготовки персонала (Шураеву Г.В.):
1.1. Разработать и осуществить комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих реализацию положений Концепции профессионального образования в банковских школах Банка России.
1.2. Организовать в банковских школах подготовку специалистов для учреждений Банка России по новым направлениям деятельности с 1 сентября 1996 года.
1.3. Подготовить в месячный срок и представить на рассмотрение руководству Банка России предложения об организации методического обеспечения процесса обучения в учебных заведениях Банка России, соответствующего требованиям Концепции профессионального образования в банковских школах Банка России.
1.4. Совместно с заинтересованными Главными управлениями (Национальными банками) Банка России внести предложения руководству Банка России по развитию материально-технической базы банковских школ Банка России до 3 июля 1996 года.
1.5. Департаменту подготовки персонала по согласованию с Юридическим департаментом разработать Типовое положение об учебном заведении (банковской школе) Банка России и представить его на подпись руководству Банка России до 1 июля с.г.
1.6. Завершить в 1996 году работу по сравнительному анализу содержания подготовки специалистов в банковских школах Банка России и в учебных заведениях, готовящих банковские кадры во Франции и ФРГ, оформив ее получением необходимого экспертного заключения от Банка Франции и Дойче Бундесбанка.
2. Руководителям самостоятельных структурных подразделений центрального аппарата Банка России оказывать Департаменту подготовки персонала необходимую помощь в определении содержания обучения при разработке учебных и учебно-тематических планов по соответствующим направлениям функциональной деятельности Банка России и проведении учебы преподавателей банковских школ.
3. Руководителям Главных управлений (Национальных банков) Банка России совместно с банковскими школами определить до 15 августа с.г. потребность в последипломном обучении и переподготовке персонала в банковских школах в 1996 - 1997 учебном году, а также в подготовке персонала по новым направлениям деятельности Банка России в 1997 - 1998 учебном году.
4. Директорам банковских школ Банка России:
4.1. Включать начиная с 1996 - 1997 учебного года в тарификацию преподавателей банковских школ их учебную нагрузку в группах переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений Банка России.
4.2. Представить Департаменту подготовки персонала до 15 сентября с.г. предложения о направлениях и контингенте подготовки, последипломного обучения и переподготовки персонала учреждений Банка России в 1996 - 1997 и в 1997 - 1998 учебных годах.
5. Департаменту бухгалтерского учета и отчетности (Гуденко Л.И.) совместно с Финансово-штатным управлением Административного департамента (Барановым Ю.В.) и Ревизионным департаментом (Лавровым А.Т.) в целях совершенствования контроля за финансово-хозяйственной деятельностью банковских школ внести необходимые изменения и дополнения в "Положение о финансировании банковских учебных заведений и о доходах, получаемых ими от работ, услуг, выполняемых на договорной основе", введенное в действие с 01.01.95, определяющие порядок отчетности, контроля и ревизий финансово-хозяйственной деятельности учебных заведений.
6. Административному департаменту (Богданову В.Б., Бабариной Е.В.) предусмотреть выделение необходимых ассигнований для осуществления мер по созданию современной системы обучения персонала, исходя из требований Концепции профессионального образования в банковских школах Банка России.
7. Контроль за исполнением Приказа возложить на Департамент подготовки персонала (Г.В. Шураева).
Председатель Центрального
Банка России
С.К.ДУБИНИН



Утверждена
Советом директоров
Банка России
12 апреля 1996 г.,
протокол N 17
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАНКОВСКИХ ШКОЛАХ
БАНКА РОССИИ
Концепция профессионального образования в банковских школах Центрального банка Российской Федерации разработана в связи с коренными изменениями в банковской сфере в условиях становления рыночной экономики России и с учетом зарубежного опыта подготовки банковских кадров. Новые подходы к целям, содержанию и организации подготовки банковских кадров базируются на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ и Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Основные принципы организации профессионального
банковского образования
Становление двухуровневой банковской системы и рост числа коммерческих банков вызвали дефицит работников, имеющих профессиональное образование, соответствующее задачам развития банковского дела в условиях рыночных отношений, и способных оказать положительное влияние на финансовое оздоровление экономики России.
Курс на развитие связей страны с мировым экономическим сообществом, появление новых, нетрадиционных для отечественных банков видов банковской деятельности, операций и услуг, внедрение в банковскую практику прогрессивных информационных технологий требуют новых подходов к организации и кардинального обновления содержания банковского образования в целом и подготовки специалистов для учреждений Банка России в частности.
Существует острая необходимость устранения накопившихся в этой сфере недостатков: недооценки решающей роли подготовки специалистов для эффективного функционирования банковской системы на уровне, адекватном задачам, решаемым на каждом этапе ее развития; нечеткого определения главной цели обучения; отсутствия преемственности между различными уровнями банковского образования; преобладания в нем пассивных методов обучения и технологического подхода над методологическим; слабого использования индивидуальных творческих возможностей обучаемых; недостаточного методического обеспечения учебного процесса и т.д.
Учебные структуры, имеющиеся в Банке России для последипломного обучения специалистов, удовлетворяют потребность учреждений Центрального банка Российской Федерации в повышении квалификации лишь на 35 - 40% и не в состоянии обеспечить подготовку специалистов среднего звена для работы по новым, специфичным только для Центрального банка направлениям банковской деятельности. Не решают этой задачи и другие учебные заведения России, занимающиеся повышением квалификации специалистов.
В этих условиях в настоящее время и на ближайшую перспективу основными принципами организации подготовки банковских кадров в системе учебных заведений Центрального банка Российской Федерации должны стать:
- непрерывность банковского образования, позволяющая создать одновременно условия для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и для обеспечения кредитной системы страны компетентными специалистами, способными адекватно реагировать и быстро адаптироваться к изменениям в экономической ситуации.
Реализация данного принципа обусловливает дифференциацию обучения специалистов среднего звена путем создания в банковских школах ступенчатой системы профориентации, разноуровневой подготовки, переподготовки, дополнительного образования и повышения квалификации. Непрерывность банковского образования может быть достигнута также путем различных форм объединения общеобразовательных школ, банковских школ Центрального банка Российской Федерации, высших учебных заведений с учреждениями банков в учебные комплексы;
- опережающий характер обучения, который обеспечивается не только постоянным приведением содержания образования в соответствие с намеченными институциональными преобразованиями в отечественной экономике и с прогрессивной зарубежной практикой банковского дела, но и путем реорганизации учебного процесса.
Обучение должно быть направлено, в первую очередь, на успешное ведение и постоянное развитие банковского дела. Эта цель обучения обеспечивается формированием личности субъекта профессиональной деятельности, способной работать в "команде", самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, ставить и выполнять нестандартные задачи, имеющей потребность в непрерывном повышении своего образовательного и профессионального уровня как главного условия успеха в решении стоящих производственных задач;
- ориентация обучения на подготовку банковских специалистов широкого профиля, обладающих наряду с этим глубокими знаниями по определенной профессии, усиливающая социальную защиту выпускников в условиях возрастающей незанятости населения и дающая им возможность меньше зависеть от конъюнктуры на рынке труда;
- открытость системы подготовки банковских специалистов, выражающаяся в способности коллективов банковских школ воспринимать все прогрессивное в мировой и отечественной банковской практике, возможности ставить и реализовывать новые образовательные цели и задачи, в ограниченном включении в образовательный процесс современных подходов к обучению;
- гибкость профессионального банковского образования, означающая способность учебных заведений быстро переориентироваться с учетом потребности Центрального банка Российской Федерации и динамики социального заказа на специалистов финансово-кредитной сферы путем поиска оптимальных для конкретных регионов и заказчиков организационных форм и методов обучения.
Функции банковских школ
Учебные структуры Центрального банка Российской Федерации - банковские школы - единственные в России, по существу, государственные учебные заведения, являющиеся многофункциональными центрами банковского образования в стране. Они призваны обеспечивать не только реализацию образовательных программ среднего профессионального образования основного и повышенного уровней, но и программ дополнительного образования, повышения квалификации банковских специалистов среднего звена и переподготовку высвобождающихся работников из других сфер экономики на основе лицензии Центрального банка Российской Федерации, полученной в порядке, установленном федеральными органами управления образованием.
Банковские школы Центрального банка Российской Федерации, поддерживая единый эквивалент банковского образования в России, осуществляют реализацию образовательных программ по закрепленной Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию за Банком России специальности "Банковское дело".
Подготовка специалистов этого профиля в банковских школах является фактором кадрового обеспечения осуществляемой Центральным Банком Российской Федерации денежно-кредитной политики и способствует усилению влияния Центрального банка Российской Федерации на цивилизованное развитие банковского дела в России.
Подготовка кадров в банковских школах может проводиться на следующих уровнях:
I - начальное профессиональное образование, обеспечивающее специализированную подготовку младших банковских служащих под конкретное рабочее место и удостоверенное дипломом государственного образца (срок обучения по дневной форме до 1 года на базе среднего (полного) общего образования);
II - среднее профессиональное образование по основной профессиональной образовательной программе с присвоением квалификации "Банковский служащий", дающей выпускнику возможность трудоустройства на должность специалиста в кредитном учреждении, и выдачей диплома государственного образца (срок обучения по дневной форме до 2 лет, по заочной - до 3 лет на базе среднего (полного) общего образования);
III - среднее профессиональное образование по профессиональной образовательной программе повышенного уровня с присвоением квалификации "Специалист банковского дела", обеспечивающее выпускнику право работать в любом учреждении кредитной системы (как в должности специалиста, так и в должности руководителя), а также продолжить обучение в вузе по сокращенной программе.
Данный уровень образования предполагает специализацию обучаемых по основным направлениям деятельности учреждений Центрального банка, коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых институтов и удостоверяется дипломом государственного образца с дополнительной записью о прохождении углубленной подготовки (срок обучения по дневной форме до 3 лет, по заочной - до 4 лет на базе среднего (полного) общего образования).
На этом уровне обучения обеспечивается также переподготовка работников кредитной системы, имеющих высшее профессиональное образование небанковского профиля, в сокращенные сроки без отрыва от работы по специальности "Банковское дело" с присвоением квалификации "Специалист банковского дела".
В настоящее время главным направлением в деятельности банковских школ должна стать реализация программ целенаправленного (дополнительного) профессионального образования по конкретным направлениям основной деятельности Центрального банка Российской Федерации. Обучение по этим программам строится, как правило, по дуальной системе на базе высшего экономического или среднего профессионального образования финансово-кредитного профиля по заявкам учреждений Центрального банка Российской Федерации. Оно может проводиться по специальностям "Учет в учреждениях Центрального банка Российской Федерации", "Внутренний аудит в Центральном банке Российской Федерации", "Надзор и инспектирование деятельности коммерческих банков", "Валютное регулирование и иностранные операции", "Операции с ценными бумагами", "Организация защиты банковской информации" и пр.
Срок обучения по программам дополнительного образования варьируется в зависимости от объема и содержания образовательной программы.
Важнейшей функцией банковских школ Центрального банка Российской Федерации является повышение квалификации работников Центрального, а также коммерческих банков. Они могут организовывать различные курсы финансово-кредитной тематики по целевым заказам учреждений и организаций других сфер экономики (предприятий малого и среднего бизнеса, органов налогообложения и пр.). Работа по повышению квалификации осуществляется как силами штатных преподавателей банковских школ, так и путем привлечения высококвалифицированных банковских специалистов, ведущих ученых, а также зарубежных партнеров из учебных заведений и банков стран с развитыми рыночными отношениями.
В банковские школы на обучение должна отбираться наиболее подготовленная молодежь, чему способствует ее ранняя профориентация. С этой целью при банковских школах для старшеклассников общеобразовательных школ целесообразно

ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 21.05.1996 n 208 О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВЕТЕРАНАХ  »
Постановления и Указы »
Читайте также