ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РСФСР от 18.12.1991 n 48 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ В РСФСР


ПРАВИТЕЛЬСТВО РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 1991 г. N 48
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ В РСФСР
Правительство РСФСР постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственных природных заповедниках в РСФСР.
2. Министерствам и ведомствам, в ведении которых находятся государственные природные заповедники, привести положения о них в соответствие с утвержденным Положением о государственных природных заповедниках в РСФСР.
3. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР от 5 июня 1962 г. N 769 "Об утверждении Положения о государственных заповедниках РСФСР, находящихся в ведении Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР".
Первый заместитель Председателя
Правительства РСФСР
Г.БУРБУЛИС



Утверждено
Постановлением
Правительства РСФСР
от 18 декабря 1991 г. N 48
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ В РСФСР
I. Общие положения
1. Государственные природные заповедники являются природоохранными научно-исследовательскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генофонда растений и животных, типичных и уникальных экосистем.
Биосферные заповедники входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
II. Задачи государственных природных заповедников
2. На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
сохранение биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов;
проведение экологического мониторинга, в том числе путем ведения летописи природы;
проведение научных исследований;
содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;
пропаганда экологических знаний;
участие в государственной экологической экспертизе проектов строительства, реконструкции и расширения хозяйственных объектов, а также схем их размещения и развития в данном регионе.
III. Порядок образования государственных природных
заповедников
3. Государственные природные заповедники образуются Правительством РСФСР по предложению исполнительных органов власти республик в составе РСФСР, краев и областей, согласованному с государственными органами охраны природы, местными Советами народных депутатов и собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, земли которых намечаются к изъятию и включению в границы заповедников.
Создание филиалов государственных природных заповедников, расширение их территории, а также реорганизация заповедников производятся в установленном порядке.
4. В целях защиты территории государственных природных заповедников от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом ограниченной хозяйственной деятельности.
5. Охранные зоны государственных природных заповедников образуются Советами Министров республик в составе РСФСР, главами администраций краев и областей по согласованию с местными Советами народных депутатов, собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.
IV. Управление государственными природными
заповедниками
6. Управление государственными природными заповедниками осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами РСФСР.
Государственные природные заповедники возглавляются директорами, назначаемыми органами, в ведении которых находятся заповедники.
Директор руководит государственным природным заповедником и несет полную ответственность за его деятельность.
V. Правовой статус государственных
природных заповедников
7. В пределах заповедников участки земли, ее недра и водное пространство со всеми находящимися в их пределах объектами изымаются из хозяйственной эксплуатации и передаются в бесплатное, бессрочное (постоянное) пользование государственным природным заповедникам.
8. В ведении государственных природных заповедников в качестве их структурных подразделений могут находиться заказники и другие особо охраняемые природные территории, расположенные вне границ заповедников.
9. Территории государственных природных заповедников учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, схем землеустройства и районной планировки, а также в территориальных комплексных схемах охраны природы.
10. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, состоят на государственном бюджете, находятся на самостоятельном балансе, открывают счета, в том числе валютные, в учреждениях банков РСФСР и имеют печать с изображением Государственного герба РСФСР и со своим наименованием.
VI. Режим государственных природных заповедников
11. На территории (акватории) государственных природных заповедников запрещаются:
действия, изменяющие гидрологический режим земель;
изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;
рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;
сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;
строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;
промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;
интродукция растений и животных с целью их акклиматизации;
применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
сплав леса;
транзитный прогон домашних животных;
нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования;
сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках;
пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера;
иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.
12. Передача в аренду земель, вод и других природных ресурсов территорий заповедников запрещается.
13. В пределах территории (акватории) государственных природных заповедников могут проводиться:
мероприятия по сохранению, восстановлению и предотвращению изменений природных комплексов в результате антропогенного воздействия;
необходимые ветеринарные мероприятия для ликвидации особо опасных болезней, общих для человека и животных.
14. На некоторых участках заповедника в порядке, определенном в Положении о конкретном государственном заповеднике, могут быть разрешены:
организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания;
выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам, в том числе вышедшим на пенсию, а также иным гражданам, постоянно проживающим на его территории;
предоставление работникам заповедника, в том числе вышедшим на пенсию, но проживающим на его территории, служебных наделов (пахотной земли и сенокосов);
заготовка дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан;
сбор грибов, орехов, ягод работниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права продажи);
любительский лов рыбы сотрудниками заповедника, а также гражданами, проживающими на его территории, для личного потребления (без права продажи) <*>;
организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов;
размещение музеев природы заповедника, в том числе с экспозицией под открытым небом.
На территориях государственных природных заповедников отстрел (отлов) животных в научных и регуляционных целях допускается только по разрешениям государственных органов, в ведении которых находятся заповедники.
--------------------------------
<*> В исключительных случаях на специально отведенных участках допускается любительский лов рыбы преимущественно местным населением.
15. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан и должностных лиц, не являющихся работниками заповедников, допускается только с разрешения органов, в ведении которых находится заповедник, или администрации заповедника.
16. К территориям биосферных заповедников могут быть присоединены участки суши и водного пространства с выделением на них следующих зон:
зона ограниченной хозяйственной деятельности (биосферный полигон), в пределах которой осуществляются прикладные научные исследования, соответствующие целям заповедника, и внедрение их результатов;
буферная зона, режим использования которой направлен на снижение влияния хозяйственной деятельности на заповедную территорию - заповедное ядро.
Режим зон биосферного заповедника устанавливается в соответствии с его научным профилем, целями создания и определяется положением об этом заповеднике.
17. В пределах охранных зон государственных природных заповедников запрещается хозяйственная и иная деятельность, отрицательно влияющая на природные объекты и комплексы заповедника. Режим охранной зоны заповедника определяется органом, принявшим решение о ее создании.
Особенности организации и режима каждого государственного природного заповедника, возможность и порядок осуществления на его территории ограниченного природопользования, допускаемого настоящим Положением, определяются в каждом конкретном случае положением о заповеднике, утверждаемом органом, в ведении которого находится заповедник.
VII. Организация охраны государственных
природных заповедников
18. Охрана государственных природных заповедников осуществляется специальной инспекцией по охране заповедников.
Работники инспекции (государственные инспектора) входят в штат государственных природных заповедников.
19. Директора государственных природных заповедников, их первые заместители и начальники охраны наделены правами главных государственных инспекторов по охране природных заповедников.
20. Права государственных инспекторов по охране природных заповедников могут быть предоставлены работникам заповедников, которые не являются государственными инспекторами по занимаемой должности. Предоставление указанных прав осуществляется с согласия работника по его письменному заявлению и оформляется приказом директора заповедника.
21. К охране заповедной территории могут привлекаться общественные инспекции, сформированные комитетами по охране природы и общественными природоохранными организациями.
22. Государственным инспекторам по охране природных заповедников предоставлено право:
требовать от должностных лиц и граждан объяснений по поводу нарушения ими режима охраняемых территорий и природоохранительного законодательства;
проверять у граждан и должностных лиц документы на право нахождения, проезда, природопользования и иной деятельности на территориях природных заповедников, заказников, подчиненных заповедникам, и охранных зон;
составлять протоколы о нарушениях режима и природоохранительного законодательства на территориях заповедников, заказников, подчиненных заповедникам, и охранных зон;
приостанавливать противоречащую природоохранительному законодательству и установленному режиму охраняемых территорий деятельность граждан и должностных лиц на указанных территориях;
изымать у нарушителей установленного режима и природоохранительного законодательства продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
производить досмотр вещей, транспортных средств, проверку орудий, а также продукции природопользования у лиц, находящихся на территории заповедника;
беспрепятственно посещать предприятия, гидротехнические сооружения, учреждения и организации, суда и иные транспортные средства на территории природных заповедников, заказников, подчиненных заповедникам, и охранных зон для проверки соблюдения установленного режима и требований природоохранительного законодательства;
доставлять нарушителей режима охраняемых территорий и природоохранительного законодательства в отделения милиции или помещения местных Советов народных депутатов для выяснения личности и составления протоколов;
рассматривать в установленном порядке дела о нарушениях заповедного режима;
предъявлять иски предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам о возмещении ущерба, нанесенного в результате нарушения режима, установленного на территории заповедников, заказников, подчиненных заповедникам, и охранных зон;
в случаях, предусмотренных законодательством, направлять материалы о нарушениях в следственные органы.
23. Государственные инспектора по охране природных заповедников пользуются также правами государственной лесной охраны.
24. Государственным инспекторам по охране природных заповедников предоставлено право ношения огнестрельного оружия во время исполнения служебных обязанностей с разрешения органов внутренних дел.
Случаи применения оружия регулируются специальными актами.
25. Государственные инспектора по охране природных заповедников подлежат обязательному страхованию за счет заповедников.
26. Ущерб имуществу государственных инспекторов по охране природных заповедников и лиц, наделенных их правами, причиненный в связи с выполнением служебных обязанностей и служебного долга, возмещается за счет средств заповедников или органов, в ведении которых они находятся. При этом администрация заповедника вправе предъявить регрессный иск к организации или гражданину, ответственному за причиненный ущерб.
27. В случае гибели государственного инспектора по охране природных заповедников или лица,

ПРИКАЗ Минфина РФ от 22.04.1996 n 214 О ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 1997 ГОД  »
Постановления и Указы »
Читайте также