ПИСЬМО Минюста РФ от 19.01.1996 n 08-09-11-96 <О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ> (вместе с МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ)


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 января 1996 г. N 08-09-11-96
Министерством юстиции Российской Федерации изучены и обобщены вопросы, возникшие в практике органов юстиции по применению ряда положений Федерального закона от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях" (далее - Закон).
Изучение показало, что существующие проблемы в практике применения Закона обусловлены неясностью отдельных положений Закона, в связи с чем Министерство юстиции 27 октября 1995 года обратилось в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой дать разъяснения по ряду положений Закона и порядку их применения.
В своем ответе от 13 декабря 1995 года Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы дает следующие разъяснения по отдельным положениям Закона и практике их применения.
1. "Региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации. При этом оно должно иметь свои структурные подразделения в муниципальных образованиях, входящих в состав данного субъекта Российской Федерации. Количество структурных подразделений, необходимых для получения статуса регионального общественного объединения, определяется нормативными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. В этой связи было бы желательно Минюсту РФ через свои органы юстиции инициировать постановку вопроса перед законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации о принятии соответствующих нормативных актов, определяющих необходимое количество и распространенность по территории структурных подразделений (отделений, филиалов и представительств), необходимых для получения статуса регионального общественного объединения".
2. "Союзы (ассоциации) общественных объединений не являются самостоятельной организационно - правовой формой общественных объединений. Общественные объединения всех перечисленных в ст. 7 Закона организационно - правовых форм могут образовывать союзы (ассоциации). Вопрос определения статуса ассоциаций должен решаться совместно всеми участниками ассоциаций и закрепляться в их уставах. Кроме того, в уставах ассоциаций должно быть определено, являются ли структурные подразделения объединений, входящие в ассоциацию, одновременно и структурными подразделениями ассоциации в целом. Если такая договоренность достигнута, то региональный статус определяется количеством таких структурных подразделений ассоциации.
...Когда количество региональных объединений, вошедших в ассоциацию, составляет более половины субъектов Российской Федерации и в уставе ассоциации они закрепляют положение об использовании структурных подразделений друг друга для общих целей ассоциации, то ассоциация должна регистрироваться как общероссийская. Если количество региональных объединений, вошедших в ассоциацию, составляет менее половины субъектов Российской Федерации, то ассоциация регистрируется как межрегиональная".
3. "Добровольные народные дружины и товарищеские суды. Указанные виды общественных объединений могут быть образованы в любой организационно - правовой форме, основное отличие которых заключается в способе управления имуществом. Однако надо иметь в виду, что должен быть изменен подход к практике их создания. Под регулирование Закона "Об общественных объединениях" подпадают только те народные дружины, которые создаются инициативным путем, т.е. по инициативе граждан, и которые не обладают властными полномочиями. Если же дружины создаются инициативным путем с использованием властных функций и полномочий, то для этого должны быть специальные решения органов государственной власти в рамках их компетенции. Но в этом случае подобные народные дружины не будут пользоваться статусом общественных объединений в смысле Закона "Об общественных объединениях". Подобное правовое положение относится и к товарищеским судам".
4. "Для организаций и отделений как структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, которые заинтересованы в приобретении прав юридического лица, регистрация осуществляется в соответствии с данным Законом.
Для филиалов и представительств, незаинтересованных в приобретении прав юридического лица, необходимо предусмотреть особый порядок регистрации (учетной регистрации), которая должна осуществляться органами юстиции субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся филиалы и представительства".
5. "В части 1 ст. 26 по техническим причинам допущена опечатка.
Часть 1 ст. 26 следует читать в следующей редакции: "Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо судом по основаниям и порядке, предусмотренным статьей 44 настоящего Федерального закона. "Нами отправлено письмо на имя Генерального директора редакционного совета издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации с просьбой внести поправку в часть 1 ст. 26 Закона".
Приведенные выше разъяснения комитета Госдумы могут быть использованы органами юстиции в практике применения Закона.
В Министерстве юстиции изучаются предложения относительно необходимости постановки вопроса о внесении соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях".
В связи с этим органы юстиции субъектов Российской Федерации могут направлять имеющиеся у них конкретные предложения по этому вопросу в Управление по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ НЕКОТОРЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Законодательство об общественных объединениях не исчерпывается Федеральным законом от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях" и включает в себя также другие законодательные акты, касающиеся правового положения общественных объединений. Принципиально важное значение для правоприменительной практики органов юстиции имеют принятые за последнее время нижеследующие Федеральные законы Российской Федерации.
1. Федеральный закон от 12 января 1996 года "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
В законе (ст. 2) дается определение понятия профсоюза как добровольного общественного объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемого в целях представительства и защиты их социально - трудовых прав и интересов.
Приведенное определение позволяет более четко отграничивать профсоюзы от других видов общественных объединений.
- Закон (ст. 8) устанавливает уведомительный порядок государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в органах юстиции.
Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента его государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или в его территориальном органе в субъекте РФ.
С учетом положений, содержащихся в Федеральном законе "Об общественных объединениях" (ст. 21) и в настоящем Федеральном законе (ст. ст. 3 и 8), Министерство юстиции РФ осуществляет государственную (уведомительную) регистрацию общероссийских профсоюзов и общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов, а органы юстиции субъектов РФ - межрегиональных профсоюзов, межрегиональных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, территориальных организаций профсоюзов и первичных профсоюзных организаций.
В течение месяца со дня образования профсоюзы направляют в органы юстиции заверенные копии следующих документов: своих уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, об утверждении своих уставов или положений, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).
Профсоюзы освобождаются от уплаты регистрационного сбора.
Органы юстиции не вправе контролировать деятельность профсоюзов и отказывать им в регистрации.
Государственная (уведомительная) регистрация профсоюзов является основанием для включения их в реестр общественных объединений. При этом необходимо также учитывать положение ст. 21 Закона "Об общественных объединениях" о том, что документом, удостоверяющим государственную регистрацию общественного объединения, внесение данного объединения зарегистрировавшим его органом в единый государственный реестр юридических лиц является свидетельство о государственной регистрации. Исходя из этого профсоюзам на основании государственной (уведомительной) регистрации органами юстиции должно быть выдано свидетельство общеустановленного образца о регистрации общественного объединения.
- Изменения и дополнения в уставах профсоюзов на основании ст. 21 Закона "Об общественных объединениях" подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самих профсоюзов, т.е. путем уведомления соответствующего органа юстиции о таких изменениях и дополнениях.
Изменения и дополнения в уставах профсоюзов приобретают юридическую силу с момента такой государственной (уведомительной) регистрации.
- В соответствии с Законом "Об общественных объединениях" (ст. 52) уставы общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с указанным Федеральным законом со дня его вступления в силу на ближайшем съезде (конференции) или общем собрании. Уставы общественных объединений до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют лишь в той части, которая не противоречит указанному Закону.
Государственная перерегистрация общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена не позднее 1 июля 1999 года.
Исходя из этого представляется, что приведенные выше положения могут быть распространены и на профсоюзы, созданные до вступления в силу Федерального закона от 12 января 1996 года "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", поскольку иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
2. Федеральный закон от 11 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"
Применительно к благотворительным организациям в форме общественных объединений необходимо особое внимание обратить на следующие положения данного Закона:
- Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1).
- Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются (ст. 2).
- Благотворительная организация в соответствии со ст. 19 Закона ежегодно представляет в регистрирующий орган ежегодный отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
финансово - хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Ежегодный отчет представляется в регистрирующий орган в тот же срок, что и годовой отчет о финансово - хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.
- В уставе благотворительного общественного объединения обязательно должны быть учтены положения, содержащиеся в ст. ст. 2, 6, 8, 11, 15, 16, 19 Закона.
3. Федеральный закон от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях" рассматривает общественные объединения как одну из форм некоммерческих организаций. В силу этого ряд положений настоящего Закона могут быть непосредственно применены к общественным объединениям, поскольку иное не установлено Федеральным законом от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях":
- Филиал и представительство некоммерческой организации (в том числе и общественного объединения) не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация (ст. 5).
В связи с вышеизложенным следует признать, что существующая в некоторых органах юстиции практика регистрации филиалов и представительств общественных объединений в качестве юридических лиц с выдачей им свидетельства о регистрации общественного объединения не основана на законе.
Вместе с тем законодательными (представительными) органами субъектов РФ может быть предусмотрена учетная регистрация филиалов и представительств общественных объединений органами юстиции субъектов РФ, на территории которых находятся филиалы и представительства (письмо МЮ РФ N 08-09-11-96 от 19 января 1996 года).
- Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами (ст. 29).
- Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 21).
Запись о прекращении деятельности некоммерческой организации вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических

ПРИКАЗ Минфина РФ от 19.01.1996 n 12 О ПРОВЕРКЕ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РФ  »
Постановления и Указы »
Читайте также