ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 26.05.2005 n 145/986-4 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В ХОДЕ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2005 г. N 145/986-4
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В ХОДЕ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и обсудив информацию члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Л.Ф. Демьянченко, выступления председателя Избирательной комиссии Новосибирской области Т.И. Алексенко, председателя Избирательной комиссии Ставропольского края В.И. Лиманова, председателя Пермской областной избирательной комиссии А.Н. Лебедева о некоторых вопросах практики организации муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации, ЦИК России отмечает, что при участии избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации в целом подготовлена достаточная законодательная основа местного самоуправления, необходимая для проведения муниципальных выборов.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации проводится определенная организаторская работа по подготовке и проведению до 1 ноября 2005 года выборов во вновь образованных муниципальных образованиях: формируются избирательные комиссии различных уровней, проводится обучение членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса, разрабатываются необходимые методические и справочные материалы, ведется информирование избирателей, участников референдума об избирательных кампаниях и референдумах на территории регионов.
Вместе с тем выявлен ряд проблем, связанных с определением схем избирательных округов при одновременном соблюдении требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проведением предвыборной агитации и информирования избирателей на уровне сельских поселений, формированием избирательных комиссий муниципальных образований, финансированием муниципальных выборов, а также применением ГАС "Выборы" при их проведении и другими вопросами. Некоторые избирательные комиссии субъектов Российской Федерации недостаточно используют предоставляемые федеральным избирательным законодательством возможности по совмещению полномочий избирательных комиссий разного уровня при проведении муниципальных выборов.
Руководствуясь положениями, предусмотренными пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию о некоторых вопросах практики организации муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации (аналитическая записка прилагается).
2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации:
учитывать в дальнейшей работе по организации и проведению муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления предложения и выводы, изложенные в аналитической записке;
максимально использовать на практике совместно с органами государственной власти и местного самоуправления предоставленные федеральным избирательным законодательством возможности по совмещению полномочий избирательных комиссий разного уровня при проведении указанных выборов;
по итогам выборов глав и депутатов представительных органов муниципальных образований представить соответствующую информацию в ЦИК России до 1 декабря 2005 года.
3. Правовому управлению (В.И. Казьмин) до 10 июня 2005 года подготовить предложения по внесению изменений в проект Федерального закона N 161724-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" с учетом проблем, выявленных в ходе изучения данного вопроса.
4. Членам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Л.Ф. Демьянченко, В.А. Крюкову, Управлению по работе с территориями (В.А. Малышев), Правовому управлению (В.И. Казьмин) и Федеральному центру информатизации при ЦИК России (В.В. Ященко):
продолжить изучение практики проведения муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления, в том числе эффективности системы избирательных комиссий, организующих указанные выборы, и в декабре 2005 года подготовить аналитическую записку об итогах выборов глав и представительных органов муниципальных образований;
до 10 июня 2005 года подготовить письмо в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации о более полном использовании потенциала территориальных избирательных комиссий и ГАС "Выборы" на региональных и муниципальных выборах;
до 1 февраля 2006 года изучить практику использования ГАС "Выборы" при проведении муниципальных выборов и подготовить аналитическую записку;
до 1 апреля 2006 года изучить практику проведения местных референдумов и подготовить аналитическую записку.
5. Члену Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.И. Лысенко, Российскому центру обучения избирательным технологиям при ЦИК России (Ю.А. Веденеев):
внести изменения в учебные программы обучения организаторов выборов с учетом специфики подготовки и проведения муниципальных выборов;
оказывать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации необходимую помощь в проведении региональных семинаров-совещаний по вопросам подготовки и проведения муниципальных выборов.
6. Ввести в "Журнале о выборах" рубрику "Муниципальные выборы и местные референдумы", в которой публиковать материалы о практике проведения указанных выборов и референдумов, ответы на вопросы их организаторов.
7. Опубликовать настоящее Постановление и аналитическую записку в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.ЗАСТРОЖНАЯ



Приложение
к Постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 26 мая 2005 г. N 145/986-4
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В ХОДЕ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о местном самоуправлении), предусматривающим двухуровневую систему организации местного самоуправления, до 1 января 2006 года в субъектах Российской Федерации должен завершиться процесс реформирования местного самоуправления на уровне поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения.
Первым этапом реформы местного самоуправления явилось обязательное установление в срок до 1 марта 2005 года законами субъектов Российской Федерации границ муниципальных образований и наделение их соответствующим статусом. Согласно сведениям, полученным от региональных избирательных комиссий, по состоянию на май 2005 года в Российской Федерации 24079 муниципальных образований, в том числе 11582 - вновь образованных (преобразованных) в ходе реформы местного самоуправления. Среди муниципальных образований 19769 сельских поселений, 1773 городских поселений, 1780 муниципальных районов, 521 городской округ и 236 внутригородских территорий городов федерального значения (Приложение N 1).
Столь масштабное увеличение числа муниципальных образований с учетом того, что в Российской Федерации до 1 ноября 2005 года должно быть завершено формирование выборных органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях, обозначило проблему совершенствования механизма подготовки и проведения муниципальных выборов.
Существенное влияние на функционирование всей избирательной системы оказывает увеличение числа выборных органов местного самоуправления, численности депутатского корпуса представительных органов муниципальных образований, закрепление в федеральном законодательстве такой новой формы прямого волеизъявления, как голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования.
Обобщив и систематизировав опыт, накопленный в ряде субъектов Российской Федерации, ЦИК России в июне 2004 года направила в региональные избирательные комиссии письменные рекомендации, цель которых - обеспечить единообразное применение отдельных положений Федерального закона о местном самоуправлении на начальном этапе муниципальной реформы. Кроме того, были подготовлены соответствующие изменения в федеральное законодательство.
После вступления в силу Федерального закона о местном самоуправлении организован и осуществляется мониторинг разработки законопроектов и принятия в субъектах Российской Федерации нового законодательства, регламентирующего вопросы проведения муниципальных выборов.
По состоянию на май 2005 года достаточная законодательная база для подготовки и проведения муниципальных выборов и референдумов имеется в 55 субъектах Российской Федерации. В 27 субъектах Российской Федерации эта работа находится на стадии завершения (Приложение N 2). В Республике Адыгея и Республике Тыва работа по приведению законодательства в соответствие с требованиями Федерального закона о местном самоуправлении находится на стадии подготовки законопроектов. По этой причине, например, в Республике Тыва выборы в органы местного самоуправления были назначены Верховным судом Республики, что потребовало формирования 122 временных избирательных комиссий.
Не определены сроки начала работы по приведению регионального законодательства о местном самоуправлении в соответствие с требованиями Федерального закона о местном самоуправлении в Республике Ингушетия. В Чеченской Республике создание законодательной базы о местном самоуправлении предполагается после проведения в 2005 году выборов в Парламент Чеченской Республики.
В настоящее время в судебном порядке оспариваются законодательные акты Калининградской и Сахалинской областей, установившие границы муниципальных образований только на уровне городских округов (без образования городских и сельских поселений), что повлекло обоснованные трудности в подготовке к муниципальным выборам. В судебном порядке был восстановлен районный уровень муниципальных образований в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, в результате чего в данном субъекте предстоят не только выборы в органы местного самоуправления муниципальных районов, но и повторные выборы депутатов и глав муниципальных образований поселенческого уровня.
С целью оказания содействия избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в ЦИК России была проведена правовая экспертиза более 30 региональных законов и законопроектов, регулирующих основные действия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов. Проведенный анализ показал, что законы и законопроекты в целом соответствуют федеральному законодательству о выборах и референдумах, устанавливают дополнительные гарантии реализации права граждан на участие в выборах и референдумах.
Однако некоторые законы (Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Ханты-Мансийский, Чукотский и Агинский Бурятский автономные округа) требовали существенной доработки, содержали внутренние противоречия и пробелы законодательного регулирования, в связи с чем в этих субъектах была продолжена работа над законодательством.
Наиболее часто встречающимися недостатками региональных законов и законопроектов являются: отсутствие вариативности видов избирательных систем (мажоритарная, смешанная (мажоритарно-пропорциональная), пропорциональная), применяемых на выборах в представительные органы муниципальных образований; отсутствие точного (в процентном соотношении) количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидатов, списков кандидатов; установление неоправданно низких и не отвечающих требованиям времени размеров предельных сумм расходов за счет средств избирательных фондов кандидатов; отсутствие сроков проведения повторного голосования и некоторые другие.
В большинстве субъектов Российской Федерации в разработке законов о выборах органов местного самоуправления принимали активное участие региональные избирательные комиссии: готовили и вносили в порядке законодательной инициативы проекты законов, осуществляли правовую экспертизу и подготовку заключений на законопроекты и проекты уставов муниципальных образований либо участвовали в этой работе совместно с постоянными комиссиями законодательных (представительных) органов государственной власти или в составе рабочих групп по реформированию местного самоуправления, отстаивали свои позиции в ходе пленарных заседаний законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В большинстве избирательных комиссий субъектов Российской Федерации рассмотрены вопросы, связанные с реформой местного самоуправления, с их учетом подготовлены и проведены совещания глав муниципальных образований, организованы встречи с представителями средств массовой информации, политических партий, иных общественных объединений, разработаны и изданы методические материалы, ведется информирование избирателей, даются разъяснения через средства массовой информации о ходе реформирования местного самоуправления, об избирательных кампаниях и референдумах. По инициативе избирательных комиссий некоторых субъектов Российской Федерации проводились научно-практические конференции, посвященные анализу правоприменительной практики подготовки и проведения муниципальных выборов. В частности, такая конференция была проведена в Республике Калмыкия с участием избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, а также Воронежской и Саратовской областей. Избирательными комиссиями Приморского и Хабаровского краев, Костромской, Новосибирской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской, Ульяновской и ряда других областей накоплен положительный опыт обучения организаторов муниципальных выборов, участников избирательного процесса. Вместе с тем избирательными комиссиями было высказано мнение о необходимости разработки специальной программы обучения организаторов муниципальных выборов.
По имеющейся в ЦИК России информации в течение текущего года в регионах Российской Федерации должны быть проведены муниципальные выборы в более чем 14000 сельских и 1500 городских поселениях, 838 муниципальных районах, 252 городских округах. В 87 муниципальных образованиях

РАСПОРЯЖЕНИЕ Росимущества от 26.05.2005 n 646-р О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ОТ 21.12.2004 n 1036-Р ОБ УСЛОВИЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ АКЦИЙ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА АВТОКОЛОННА n 1480  »
Постановления и Указы »
Читайте также