ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 18.03.1998 n 2291-ii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 1998 г. N 2291-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", внесенный депутатами Государственной Думы В.К. Гусевым и С.С. Сулакшиным.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике до 17 апреля 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ"
НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
Внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" обусловлено необходимостью приведения его в соответствие:
с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации, которые приняты после введения в действие указанного Закона;
с требованиями Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Всемирной торговой организации (ВТО) в связи с подготовкой к вступлению России в ВТО;
с требованиями документов международных организаций по стандартизации (ИСО) и международной электротехнической комиссии (МЭК), в которых принимает участие Российская Федерация;
с отечественной и зарубежной практикой подтверждения соответствия продукции и услуг нормативным требованиям.
Внесение изменений и дополнений в указанный Закон вызвано также необходимостью совершенствования российского законодательства в области сертификации с учетом развития в стране рыночной экономики и гармонизации его с зарубежным законодательством.
В статье 1 Федерального закона предлагается внести в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" следующие изменения и дополнения:
1. Часть первую статьи первой изложить в следующей редакции:
"Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация письменно удостоверяет, что продукция соответствует установленным требованиям".
Определение "Сертификация продукции" приведено в соответствие с Руководством ИСО/МЭК 2 "Стандартизация и смежные виды деятельности - Общий словарь", 1996 г. (п. 15.1.2).
2. Пункт первый статьи 7 дополнить абзацем следующего содержания:
"При обязательной сертификации сертификат и знак соответствия имеют юридическую силу на всей территории Российской Федерации"
Указанное дополнение вызвано противоправной практикой принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, обязывающих изготовителей и поставщиков проводить обязательную сертификацию товаров, имеющих сертификаты и знаки соответствия, выданные в других регионах Российской Федерации. Эти действия дискредитируют обязательную сертификацию и противоречат пункту 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации, согласно которому ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральными законами, а не законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Дополнить статью 7 пунктом 4 следующего содержания:
"4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством декларации изготовителя (продавца, исполнителя) о соответствии продукции установленным требованиям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".
Указанное дополнение вызвано необходимостью более гибкого подхода к подтверждению соответствия продукции и услуг не только третьей стороной, но и первой стороной с принятием декларации о соответствии.
Введение этой правовой нормы будет способствовать снижению расходов на обязательную сертификацию, ускорению товарооборота на рынке без увеличения риска поступления на внутренний рынок опасной продукции.
Такой подход к подтверждению соответствия не исключает обязательной сертификации потенциально опасной продукции, соответствует международной практике и Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ). Он также отвечает документу Европейской комиссии Генерального Директората III "Перечень мероприятий, которые должны быть предприняты Российской Федерацией" (в связи с вступлением в ВТО), согласно которому "Существующая область деятельности сертификации, проводимой третьей стороной, должна быть основана на предполагаемом потенциальном риске, и должна быть дополнена системой декларирования изготовителем..." (Брюссель, 19 июля 1997 г.).
4. Часть первую статьи 8 после слов: "лаборатории (центры)" дополнить словами: "аттестованные эксперты по сертификации".
Абзац восьмой статьи 9 после слова "аккредитации" дополнить запятой и словами: "аттестации экспертов по сертификации".
В работах по обязательной сертификации в Российской Федерации уже принимают участие эксперты по сертификации, аттестованные Госстандартом России и другими федеральными органами исполнительной власти, что соответствует международной практике и нормативным документам международных организаций (международный стандарт ИСО 10011-2 "Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов - аудиторов по проверке систем качества").
Участие экспертов в обязательной сертификации упорядочило организацию работ по сертификации, повысило личную ответственность исполнителей за качество проводимой сертификации.
Существующая практика участия экспертов в работах по обязательной сертификации и их аттестация требует законодательного регулирования.
5. Из статьи 9 исключить последний абзац ("выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия").
Это вызвано необходимостью исключения необоснованного дублирования федеральным органом исполнительной власти функций органа по сертификации (абзац второй статьи 11).
6. Часть вторую статьи 8 изложить в редакции:
"Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации и наличии лицензии на право проведения работ по обязательной сертификации.".
Указанную правовую норму следует рассматривать в совокупности с определением "Сертификация продукции" (см. пункт 1 статьи 1 проекта Закона), т.е. организации, участвующие в работах по сертификации, должны быть независимыми от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя).
Независимость этих организаций устанавливается при их аккредитации и лицензировании. При этом должны учитываться ограничения, предусмотренные в данной правовой норме.
Новая формулировка соответствует международной практике и отвечает требованиям документа Европейской комиссии Генерального Директората III "Перечень мероприятий, которые должны быть предприняты Российской Федерацией", согласно которому условием присоединения Российской Федерации к Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) - ТБТС является участие в деятельности по сертификации "неправительственных, коммерческих организаций" (Брюссель, 19 июля 1997 г.).
Аналогичные требования содержатся в документе Европейской комиссии "Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле. Примерный перечень обязательств, которые должна принять Российская Федерация" (Брюссель, 21 января 1998 г.).
Действующая формулировка - "Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления" с принятием Гражданского кодекса РФ оказалась неоднозначной и привела к исключению из сферы деятельности по обязательной сертификации коммерческих организаций.
Предложенная формулировка позволит привлечь к работам по обязательной сертификации наиболее компетентные организации - научно - исследовательские институты, которые в условиях рыночной экономики изменили свой статус на коммерческие организации и, в силу решения Арбитражного суда Российской Федерации, при действующей правовой норме не могут быть аккредитованы в качестве органов по обязательной сертификации.
7. Статью 11 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"проводит идентификацию продукции, представленной на сертификацию в соответствии с правилами системы сертификации;".
Идентификация продукции уже вошла в практику сертификации, как средство установления тождественности продукции заявленному наименованию и представленной информации о ней. Действующая практика требует законодательного регулирования.
8. Статью 11 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;".
В статье 9 действующего Закона Госстандарту России и другим государственным органам управления Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок инспекционного контроля за сертифицированной продукцией. В то же время Закон не устанавливает исполнителя инспекционного контроля. В практической деятельности инспекционный контроль осуществляет орган по сертификации.
В связи с этим действующая практика требует законодательного регулирования.
9. В статье 12 исключить слова: "соответствующей системой сертификации".
Исключение указанных слов обусловлено необходимостью устранения противоречия данной статьи с абзацами 5, 8 статьи 9 действующего Закона, согласно которым аккредитация испытательных лабораторий (центров) для целей обязательной сертификации осуществляется не системой сертификации, а государственным органом управления Российской Федерации, на который возложена организация и проведение работ по сертификации.
Кроме этого, международной практикой не допускается совмещение деятельности по сертификации и аккредитации.
10. Статьи 17 и 18, регулирующие добровольную сертификацию, изложены в новой редакции.
Действующая редакция указанных статей не допускает проведение добровольной сертификации продукции, подлежащей обязательной сертификации, и ограничивает добровольную сертификацию только требованиями, не предусмотренными обязательной сертификацией.
Такие ограничения не дают возможности использовать добровольную сертификацию как средство повышения конкурентоспособности отечественной продукции.
В новой редакции статей 17, 18 указанные ограничения сняты. Вместе с тем в статье 17 предусмотрена правовая норма, согласно которой проведение добровольной сертификации не заменяет обязательной сертификации.
Новая редакция статьи 18 направлена на улучшение организации создания и функционирования систем добровольной сертификации с учетом отечественного и международного опыта в данной области.
11. С целью приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации и законотворческой практикой предлагается по тексту Закона слова: "государственные органы управления Российской Федерации" заменить словами: "федеральные органы исполнительной власти", а слова: "Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации" и "Госстандарт России" заменить словами: "федеральный орган исполнительной власти по стандартизации, метрологии и сертификации".
В статье 2 Федерального закона кроме правовой нормы, предусматривающей вступление в силу данного Закона, даны поручения Правительству Российской Федерации: привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Федеральным законом и утвердить в течение трех месяцев со дня его официального опубликования порядок подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.
Следует отметить, что предлагаемые изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" не потребуют дополнительных затрат на их реализацию.



Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы -
членами Комитета
Государственной Думы
по промышленности, строительству,
транспорту и энергетике
В.К. ГУСЕВЫМ, С.С. СУЛАКШИНЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ"

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4) следующие изменения и дополнения:. 1. Часть первую статьи 1 изложить в следующей редакции:

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.. Поручить Правительству Российской Федерации:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 18.03.1998 n 2290-ii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ  »
Постановления и Указы »
Читайте также