<ИНФОРМАЦИЯ> ЦБ РФ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПЛАТЕЖНОМУ БАЛАНСУ И ВНЕШНЕМУ ДОЛГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2004 ГОД


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПЛАТЕЖНОМУ БАЛАНСУ
И ВНЕШНЕМУ ДОЛГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2004 ГОД
I. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
Платежный баланс Российской Федерации в 2004 году оставался устойчивым в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, улучшения внутреннего инвестиционного климата, умеренного укрепления рубля в реальном эффективном выражении.
Профицит текущих операций достиг исторического максимума, государственный внешний долг обслуживался полностью и в установленные сроки, международные резервы прирастали рекордными темпами.
СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
Положительное сальдо счета текущих операций составило 60,1 млрд. долларов, превысив уровень 2003 года в 1,7 раза (наибольшее значение предыдущих лет - 46,8 млрд. долларов в 2000 году).
СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
В 1996 - 2004 ГГ. (МЛРД. ДОЛЛАРОВ США) <*>
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Основным фактором явился масштабный рост активного баланса внешней торговли товарами, увеличившегося до 87,1 млрд. долларов, то есть более чем на 45% по сравнению с сопоставимым периодом. В целом ситуация на международных товарных рынках складывалась для России благоприятной: рост цен на экспортируемые товары опережал увеличение импортных в среднем на 14 процентных пунктов.
Внешнеторговый оборот вырос на 32,0%, физические объемы поставок возросли по экспорту на 10,7%, импорту - на 18,8%.
ИЗМЕНЕНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ТОВАРОВ В 2004 ГОДУ
ПО СРАВНЕНИЮ С 2003 ГОДОМ
(млрд. долларов США)
-------------------------T-------------T-------------------------¬
¦ ¦ Всего, ¦ В том числе за счет ¦
¦ ¦ прирост (+),¦ изменения: ¦
¦ ¦снижение (-) +------------------T------+
¦ ¦ ¦физических объемов¦ цен ¦
+------------------------+-------------+------------------+------+
¦Экспорт товаров ¦ 47,5 ¦ 14,5 ¦ 33,0 ¦
+------------------------+-------------+------------------+------+
¦Импорт товаров ¦ 20,2 ¦ 14,3 ¦ 5,9 ¦
+------------------------+-------------+------------------+------+
¦Внешнеторговый оборот ¦ 67,7 ¦ 28,8 ¦ 38,9 ¦
+------------------------+-------------+------------------+------+
¦Сальдо торгового баланса¦ 27,3 ¦ 0,2 ¦ 27,1 ¦
L------------------------+-------------+------------------+-------
Экспорт товаров вырос на 35,0% - до 183,5 млрд. долларов. Около 70% прироста было обусловлено влиянием ценового фактора. Так, средняя контрактная цена на российскую нефть выросла на 30,3%, на природный газ - на 3,4%, на нефтепродукты - на 29,2%. Доля этих минеральных продуктов в экспорте увеличилась незначительно, а именно - до 54,7% против 54,2% годом ранее.
Расширяющийся спрос на металлы со стороны основных его потребителей (в первую очередь США, а также ряда развивающихся стран) оказывал стимулирующее влияние на рост их экспорта. Соответствующие поставки за рубеж увеличились по сравнению с базисным периодом в 1,6 раза, а их удельный вес в структуре экспорта - с 13,8 до 16,8%.
На долю машиностроения приходилось 7,7%, продукции химической и связанных с ней отраслей - 6,6%.
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА В 2000 - 2004 ГГ.
(В % К ИТОГУ) <*>
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Среди крупнейших импортеров российских товаров лидирующие позиции занимали Нидерланды (8,4%), Германия (7,3%), Италия (6,7%), Белоруссия (6,1%) и Украина (5,9%).
Импорт товаров составил 96,3 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2003 годом на 26,6%. Основой роста стоимости ввоза стало интенсивное наращивание физических объемов импортных поставок, связанное с заметным повышением доходов российской экономики.
Свыше половины прироста импорта было обеспечено расширением поступлений из-за рубежа машин, оборудования и транспортных средств, преимущественно из стран дальнего зарубежья. Доля этой товарной группы в совокупном объеме ввезенной продукции возросла с 37,4 до 41,2%, а стоимость - в 1,5 раза.
Доля продовольственных товаров и сырья для их производства в объеме поставок из-за рубежа снизилась с 21,0 до 18,3%, в том числе в связи с сокращением физических объемов ввоза по отдельным позициям (сырье для производства сахара, мясо, растительное масло).
Удельный вес третьей по значимости позиции российского импорта - продукции химической и связанных с ней отраслей - равнялся 15,8%, что несколько ниже уровня предыдущего года.
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ИМПОРТА В 2000 - 2004 ГГ.
(В % К ИТОГУ) <*>
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Основными поставщиками товаров в Россию являлись Германия (14%), Белоруссия (8,6%), Украина (8,1%), Китай (6,3%) и Япония (5,2%).
Дефицит баланса международных услуг вырос с 10,9 млрд. долларов в 2003 году до 13,4 млрд. долларов в 2004 году, их оборот увеличился на 24,5% - до 54 млрд. долларов.
Экспорт услуг оценивался в 20,3 млрд. долларов (рост 25,0%). В его стоимостной структуре 38,4% приходилось на транспортные услуги, 25,8% - на категорию "поездки".
Объем транспортных услуг, предоставленных нерезидентам, составил 7,8 млрд. долларов. По отношению к сопоставимому показателю 2003 года он увеличился на 27,3%, главным образом за счет роста стоимости грузовых и пассажирских перевозок.
СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА УСЛУГ В 2004 ГОДУ
(В % К ИТОГУ) <*>
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Экспорт услуг, связанный с пребыванием нерезидентов на территории Российской Федерации с краткосрочными визитами, увеличился на 16,1% - до 5,2 млрд. долларов. Это происходило в условиях снижения числа въехавших в Российскую Федерацию иностранных граждан при увеличении средних расходов на поездку.
Среди остальных категорий наиболее высокими темпами рос экспорт услуг страхования (в 1,6 раза), финансовых и строительных услуг (в 1,5 раза).
Импорт услуг равнялся 33,7 млрд. долларов, что превышало показатель 2003 года на 24,3%.
Наибольшая доля (46,7%) пришлась на услуги, связанные с поездками российских граждан за рубеж. Среди остальных категорий значимые объемы были зафиксированы по деловым, профессиональным и техническим (15,7%), транспортным (11,5%), а также строительным услугам (9,1%).
В 2004 году сохранилась тенденция увеличения числа зарубежных поездок резидентов, при этом заметно возросло количество выездов в личных целях. В результате общая стоимость услуг, оплаченных российскими гражданами во время зарубежных визитов, увеличилась на 2,9 млрд. долларов - до 15,7 млрд. долларов.
Прирост импорта транспортных услуг на 25,2% был связан с увеличением стоимости грузовых и пассажирских перевозок, преимущественно воздушным транспортом.
Высокие темпы роста наблюдались по импорту финансовых услуг (в 2,2 раза), услуг в сфере культуры и отдыха (в 1,6 раза), а также по категории "роялти и лицензионные платежи" (в 1,5 раза).
Сальдо доходов в форме оплаты труда сложилось отрицательным: платежи нерезидентам превысили соответствующие поступления на 0,6 млрд. долларов.
Выплата заработной платы временно работающим в России нерезидентам увеличилась в 1,9 раза - до 1,8 млрд. долларов. Динамика выплат отразила, в частности, характерный для последних лет рост количественных показателей трудовой миграции.
Доходы российских граждан в форме заработной платы, полученной от нерезидентов, оценивались в 1,2 млрд. долларов. Рост показателя на 48,2% в значительной степени был обусловлен увеличением численности резидентов, работавших за рубежом.
Баланс инвестиционных доходов сложился с отрицательным сальдо в 12,2 млрд. долларов, уменьшившимся по отношению к сопоставимому периоду на 0,8 млрд. долларов. Доходы, начисленные к выплате иностранным инвесторам, уменьшились с 23,3 до 20,7 млрд. долларов, начисленные к получению резидентами по зарубежным активам - с 10,2 до 8,4 млрд. долларов.
По сектору государственного управления отрицательный баланс инвестиционных доходов составил 3,6 млрд. долларов. Рост поступлений органов денежно-кредитного регулирования был связан с наращиванием объемов резервных иностранных активов.
По банковскому сектору дефицит баланса инвестиционных доходов увеличился, но не превысил 0,5 млрд. долларов. Объем полученных доходов оценивался в 0,9 млрд. долларов (0,7 млрд. долларов). Предполагаемые к выплате нерезидентам доходы возросли с 1,0 до 1,4 млрд. долларов, в значительной степени за счет процентных платежей.
Потоки доходов, генерируемые сектором нефинансовых предприятий, оставались одним из решающих факторов, определявших величину и динамику сальдо баланса инвестиционных доходов всей экономики. В сравнении с 2003 годом объем операций данной категории сократился. В целом доходы нефинансовых предприятий по всем видам иностранных активов снизились на 2,3 млрд. долларов и оценивались в 4,4 млрд. долларов. Доходы нерезидентов от инвестиций в реальный сектор также сократились - с 16,8 до 13,9 млрд. долларов. Таким образом, отрицательный баланс доходов сектора равнялся 9,6 млрд. долларов (в 2003 году дефицит составлял 10,1 млрд. долларов).
Дефицит баланса текущих трансфертов равнялся 0,8 млрд. долларов. В структуре потоков превалировали операции нефинансовых предприятий и домашних хозяйств. В полученных трансфертах на них приходилось 71,9%, в выплаченных - 91,4%. По сектору домашних хозяйств основу трансфертов составляли денежные переводы работающих: поступления по данной категории равнялись 1,1 млрд. долларов, выплаты - 2,7 млрд. долларов.
СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Счет операций с капиталом
Отрицательное сальдо капитальных трансфертов составило в отчетном году 1,6 млрд. долларов (в 2003 году - 1,0 млрд. долларов).
По сектору государственного управления зафиксирован дефицит в 0,9 млрд. долларов: поступило трансфертов на сумму 0,5 млрд. долларов (списание долга перед нерезидентами, включая дисконт, полученный при урегулировании задолженности бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком и Международным банком экономического сотрудничества), предоставлено в пользу нерезидентов - 1,4 млрд. долларов (прощение долга ряду развивающихся стран по итогам переговоров о его реструктуризации).
Баланс капитальных операций сектора домашних хозяйств также сформировался дефицитным в 0,7 млрд. долларов. Трансферты, связанные с выездом российских граждан на постоянное место жительства за рубеж, оценивались в 1,1 млрд. долларов, из них 0,8 млрд. долларов приходилось на страны дальнего зарубежья. Стоимость имущества и финансовых активов, ввезенных иммигрантами в Россию (главным образом из стран СНГ), равнялась 0,4 млрд. долларов.
Финансовый счет
Прирост иностранных обязательств резидентов оценивался в 2004 году в 30,9 млрд. долларов (в предыдущем - 27,9 млрд. долларов).
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В 2004 ГОДУ <*>
--------------------------------
<*> Нетто-прирост обязательств перед нерезидентами по данным платежного баланса.
(млрд. долларов США)
-------------T-------T-------T-------T-------T-----T-------------¬
¦ Вид ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦2004 ¦ Справочно ¦
¦ инвестиций ¦квартал¦квартал¦квартал¦квартал¦ год ¦ <**> ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----T-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2004 ¦ 2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Прямые ¦ 4,9 ¦ -0,3 ¦ 0,5 ¦ 6,6 ¦ 11,7¦ 11,7¦ 8,0 ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Портфельные ¦ 4,0 ¦ 0,0 ¦ -0,3 ¦ 0,9 ¦ 4,7¦ 3,8¦ -2,3 ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Финансовые ¦ -0,2 ¦ -0,3 ¦ -0,1 ¦ -0,2 ¦ -0,9¦ -0,9¦ -0,4 ¦
¦производные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Прочие ¦ 1,1 ¦ 2,9 ¦ -0,1 ¦ 11,5 ¦ 15,4¦ 17,0¦ 22,9 ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Всего ¦ 9,8 ¦ 2,3 ¦ 0,0 ¦ 18,8 ¦ 30,9¦ 31,6¦ 28,2 ¦
L------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+--------
--------------------------------
<**> Данные без учета операций, связанных с реструктуризацией и прощением долгов.
Обязательства федеральных органов управления снизились на 2,6 млрд. долларов, в том числе, как отмечалось выше, за счет прощения части задолженности бывшего СССР - на 0,5 млрд. долларов. В общий итог входит и прирост обязательств перед нерезидентами, возникших в результате операций на вторичном рынке с государственными ценными бумагами, номинированными в иностранной и национальной валютах. Увеличение объема финансовых требований нерезидентов по этой линии превысило 3 млрд. долларов.
Привлечение новых займов было незначительным: 0,7 млрд. долларов поступило в рамках долгосрочных соглашений с международными финансовыми организациями и правительствами иностранных государств для финансирования инфраструктурных проектов.
Субъекты Российской Федерации также не осуществляли масштабных заимствований. Их внешние обязательства приросли на 0,2 млрд. долларов.
Внешние пассивы органов денежно-кредитного регулирования практически не изменились.
ДВИЖЕНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРЕД МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В 2004 ГОДУ
(млрд. долларов США)
----------------------T----------T-------T-----T------T----------¬
¦Механизм кредитования¦Задолжен- ¦Исполь-¦Пога-¦Курсо-¦Задолжен- ¦
¦ ¦ность на ¦зовано ¦шено ¦вая ¦ность на ¦
¦ ¦01.01.2004¦ ¦ ¦пере- ¦01.01.2005¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦оценка¦ ¦
+---------------------+----------+-------+-----+------+----------+
¦Кредиты МФО ¦ 11,7 ¦ 0,3 ¦ 2,5 ¦ 0,2 ¦ 9,7 ¦
+---------------------+----------+-------+-----+------+----------+
¦ Кредиты МВФ ¦ 5,1 ¦ - ¦ 1,7 ¦ 0,1 ¦ 3,6 ¦
+---------------------+----------+-------+-----+------+----------+
¦ Кредит системной ¦ 0,1 ¦ - ¦ 0,1 ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦
¦ трансформации, ¦ ¦ ¦ ¦

ПРИКАЗ Росатома от 20.05.2005 n 288 О РЕОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ВСЕРОССИЙСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЗАРУБЕЖАТОМЭНЕРГОСТРОЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также