ПИСЬМО ГТК РФ от 22.01.1998 n 01-15/1241 О НАПРАВЛЕНИИ ОБЗОРА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ УЧЕНИЙ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 января 1998 г. N 01-15/1241
О НАПРАВЛЕНИИ ОБЗОРА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ УЧЕНИЙ
Начальникам региональных
таможенных управлений, таможен
(по списку)
В 1997 году таможенные органы самостоятельно разработали и провели два специальных таможенных учения и два учения с органами управления в форме деловой игры. Кроме того, ОГ ГТК России и СЗТУ приняли участие в командно-штабной военной игре "Север-97", проводимой по планам оперативной подготовки ФПС России.
Итоги каждого мероприятия, направленного на повышение уровня управленческой деятельности, а также подготовки таможенных органов к действиям в специфических условиях оперативно-служебной обстановки рассматривались руководством ГТК России.
Для учета в работе по вопросам оперативно-служебной деятельности, а также подготовки и проведения специальных таможенных учений и, в соответствии с указаниями председателя ГТК России, в Ваш адрес направляется настоящий обзор, содержание которого довести руководящему состава таможенных органов.
Наиболее отличившихся сотрудников, принимавших участие в проведении специальных таможенных учений и КШВИ "Север-97", прошу поощрить в пределах представленных Вам прав.
Заместитель Председателя
Комитета
В.В.ШПАГИН



Приложение
ОБЗОР
ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ
УЧЕНИЙ В КАЛИНИНГРАДСКОМ, ВОСТОЧНО-СИБИРСКОМ, ТАТАРСКОМ
И БАШКИРСКОМ ТАМОЖЕННЫХ УПРАВЛЕНИЯХ И УЧАСТИЯ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОПЕРАТИВНЫХ
МЕРОПРИЯТИЯХ ФПС РОССИИ
В соответствии с указанием ГТК России от 09.01.97 N 01-15/298 "Об организации подготовки сотрудников Службы таможенной охраны в 1997 году" продолжала внедряться система подготовки таможенных органов к действиям в условиях экстремальной обстановки путем проведения самостоятельных специальных таможенных учений (СТУ), которые прошли в июне в зоне деятельности Калининградского, а в октябре - Восточно-Сибирского таможенных управлений. В Татарском и Башкирском таможенных управлениях в сентябре и октябре - учения с органами управления в форме деловой игры.
Районы проведения этих учений охватывали: на Калининградском направлении по фронту 250 км и в глубину до 70 км; на Забайкальском направлении по фронту до 570 км и в глубину до 502 км. На различных этапах их проведения было привлечено более 650 сотрудников таможенных органов, 38 единиц автотранспорта, 4 катера и более 180 различных радиостанций, а по учебной обстановке практически отработано более 80 различных вводных и распоряжений. Для организации взаимодействия на все этапы подготовки и проведения учений (за исключением ТТУ) привлекались представители силовых структур других министерств и ведомств, а также органов власти на территории которых проводились учения.
Отрабатываемые на учениях и деловых играх темы и учебные вопросы имели практическую направленность и соответствовали возможному алгоритму действий руководящего состава и сотрудников в случае обострения обстановки в зоне деятельности таможенных органов.
Анализируя итоги прошедших учений, можно отметить, что в 1997 году по сравнению с 1996 годом в лучшую сторону изменилось отношение к их подготовке и проведению со стороны всех должностных лиц таможенных органов. Осуществленный Управлением таможенной охраны ГТК России контроль за ходом их проведения в ВСТУ, КТУ, ТТУ и БТУ показал, что руководство этих управлений подошло с чувством ответственности к их подготовке и проведению, приняв все возможные меры для их успешного проведения.
В развитие этих мероприятий, проводимых региональными таможенными управлениями по планам ГТК России, таможенные органы Российской Федерации в соответствии с планом оперативной подготовки ФПС России приняли участие и в командно-штабной военной игре "Север-97".
Военная игра "Север-97" проводилась во взаимодействии с органами МВД, ФСБ, МЧС, ГТК, а также другими министерствами и ведомствами в Арктическом регионе в августе прошлого года под руководством начальника Главного штаба ФПС России генерал-полковника Тымко А.И. От таможенных органов в ней участвовали оперативные группы ГТК России, СЗТУ, Архангельской, Кандалакшской и Мурманской таможен. Всего от таможенных органов на различных ее этапах привлекалось более 110 сотрудников.
С учетом специфики служебной деятельности, для таможенных органов руководством ГТК России была определена тема: "Особенности организации и ведения служебных действий таможенными органами во взаимодействии с другими субъектами пограничной политики на государственной границе и в пограничном пространстве в условиях угрозы политическим и экономическим интересам России в Арктическом регионе".
Учебные цели, поставленные перед обучаемыми, достигнуты. По оценке руководства КШВИ участвовавшие в ней таможенные органы с поставленными задачами справились, показав при этом слаженность в действиях и умение работать в сложных условиях динамично меняющейся обстановки.
В ходе проведенной военной игры был практически отработан ряд вопросов, касающихся организации взаимодействия таможенных органов с органами пограничного контроля ФПС России, территориальными органами ФСБ, МВД, ФМС и МЧС России по защите экономических интересов Российской Федерации на Севере. При этом, руководитель КШВИ и командующий Арктической пограничной группы (АПГ) ФПС России отметили, что в ходе решения совместных вопросов, связанных с отработкой учебной обстановки на границе, наряду с пограничниками успешно принимали решения по вводным и сотрудники таможенных органов.
В учебных целях с таможенными органами СЗТУ был отработан ряд распорядительных документов при принятии оперативных решений в управленческих звеньях ГТК - СЗТУ - таможня - таможенный пост.
При проведении КШВИ "Север-97" продолжала совершенствоваться методика отработки вопросов, которые в случае обострения социально-политической обстановки на таможенной границе и приграничных районах, прошлось бы решать таможенным органам. Органами управления погранвойск и таможенных органов основное внимание на КШВИ уделялось моделированию возможных ситуаций при осуществлении погранично-таможенного контроля на границе и совместным действиям по обстановке при развертывании нового пограничного формирования на базе Арктической пограничной группы для усиления охраны побережья Северного Ледовитого океана. С учетом условий Арктики уточнялись роль и задачи, решаемые структурными подразделениями таможенных органов в этот период. В связи с тем, что в военной игре впервые в роли ее участников, а не наблюдателей, принимали участие представители Министерства юстиции и Вооруженных Сил Норвегии и Пограничной охраны Финляндии, органами погранконтроля АПГ ФПС России и таможенными органами СЗТУ в учебных целях отрабатывались варианты совместных действий по пресечению контрабандой деятельности на российско-финском участке границы и оказанию помощи терпящим бедствие в Баренцевом море. Норвежской и финской стороной отмечены позитивные усилия российских властей, направленные на оперативное урегулирование вопросов при осуществлении погранично-таможенного контроля на границе.
При подведении итогов КШВИ начальник Главного штаба ФПС России генерал-полковник Тымко А.И. обратил внимание на то, что из взаимодействующих органов, участвующих в военной игре, в лучшую сторону отмечается качество и полнота документов, подготовленных ГТК России. Кроме того, он подчеркнул, что на всех ступенях взаимодействия высокий уровень организаторской работы и участия в КШВИ показали все оперативные группы таможенных органов.
Общими положительными моментами в ходе подготовки и проведения специальных таможенных учений, деловых игр, а также участия в КШВИ "Север-97" являются:
- высокое качество подготовленных для проведения учений документов, привлечение к их разработке руководящего состава управленческих звеньев РТУ и проведение инструкторско-методических занятий с должностными лицами, назначенными для проведения учений;
- четкая работа штабов руководства учениями, оперативно влияющих на учебную обстановку и подчиненные органы управления. Поддержание постоянного взаимодействия с органами ФПС, ФСБ, МВД и другими ведомствами;
- возросшие возможности радио и ведомственной телефонной связи таможенных органов, как определяющего фактора управления и оперативного обмена информацией в различных условиях обстановки. Так, в КТУ и СЗТУ управление таможенными органами в ходе учений и наращивание обстановки осуществлялось по каналам факсимильной, телефонной связи или через посредников, путем подачи вводных как в различные отделы таможен, так и непосредственно на таможенные посты;
- оперативное реагирование начальников таможен и таможенных постов на изменения учебной обстановки, стремление к быстрой обработке поступающей информации и принятие по ней решений, их своевременное доведение до подчиненных структур, а также надлежащее обеспечение работы оперативных групп таможенных органов средствами связи, оргтехникой и автотранспортом, что в большинстве случаев позволяло осуществлять и успешно поддерживать устойчивое управление, качественно и в полном объеме отрабатывать учебные вопросы;
- впервые в практике таможенных органов при проведении учений в КТУ сотрудниками ОБР Черняховской таможни реально отрабатывались действия по блокированию захваченного в качестве заложника одного из сотрудников таможни, а также отражению нападения на таможенный объект вооруженных преступников с практическим применением оружия на оборудованном для боевой стрельбы участке местности. Кроме того, морской группой КТУ в составе двух таможенных судов в сложных метеоусловиях осуществлены поиск и задержание учебного нарушителя таможенных правил при перегрузке контрабанды на другое судно;
- заслуживает внимания опыт совместной работы с территориальными органами ФСБ, МВД и ФПС в Башкирском таможенном управлении по пресечению контрабанды, незаконного оборота товаров и транспортных средств, провокаций, ликвидации массовых беспорядков и пр. В ходе проведения деловой игры вне оперативной обстановки сообщения по этим вопросам сделали ответственные сотрудники этих министерств и ведомств с показом видеофильмов по борьбе с терроризмом и освобождению заложников, ликвидации закладных взрывных устройств.
По итогам участия в специальных таможенных учениях, деловых играх и КШВИ "Север-97" работа таможенных органов и должностных лиц оценивается:
- оперативные группы СЗТУ, Архангельской, Кандалакшской и Мурманской таможен - "хорошо";
- Калининградское таможенное управление, Черняховская и Неманская таможни - "хорошо";
- Восточно-Сибирское таможенное управление, Забайкальская и Борзинская таможни - "хорошо", Читинская таможня - "удовлетворительно";
- Татарское и Башкирское таможенные управления - "хорошо".
В лучшую сторону в ходе подготовки и проведения учений следует отметить работу начальников управлений: Мирсаева Р.Н. (БТУ), Краснянского И.Ю. (КТУ); заместителей начальников управлений: Ситникова Ю.Н. (ВСТУ), Замалютдинова Ш.М. (ТТУ); начальника Забайкальской таможни Самохвалова С.И., начальника Черняховской таможни Краснова А.Н.; заместителей начальников таможен: Шаулова В.Г. (Мурманская таможня), Мордвинова А.Л. (Сыктывкарская таможня), Сергеева А.И. (Неманская таможня), Дубинина В.К. (Забайкальская таможня); начальников отделов таможенной охраны: Филатова М.И. (БТУ), Сучкова В.В. (ВСТУ), Кириченко И.П. (КТУ), Дистрянова А.И. (Архангельская таможня), Ковальчук Н.Ф. (Кандалакшская таможня), Алексеев С.Д. (Сыктывкарская таможня); начальника отдела по БТП Мурманской таможни Коршунова Д.Н. заместителя начальника отдела таможенной охраны СЗТУ Величенко А.Г.; старшего инспектора ОТО Архангельской таможни Шевцова В.Г.
Наряду с положительными результатами при подготовке, в ходе проведения учений и деловых игр в таможенных органах были недостаточно продуманы следующие моменты:
- практически во всех таможнях не до конца проработаны мероприятия по переводу таможен и их сотрудников на усиленный режим работы при осложнении оперативной обстановки в регионе. Так, в большинстве случаев введение режима усиленного таможенного контроля на деле существенно не отражалось на ужесточении режима пропуска, а также характере деятельности подразделений таможенной охраны и собственной безопасности таможенных органов, что могло способствовать проникновению посторонних лиц на объекты таможенной инфраструктуры;
- при постановке задач структурным подразделениям о переходе на усиленный режим таможенного контроля основной упор при этом делался на подразделения таможенной охраны и в меньшей степени это отражалось на деятельности подразделений таможенного оформления и контроля и других подразделений правоохранительного блока таможенных органов в пунктах пропуска;
- не всегда просчитывались возможности таможенных органов по усилению пунктов пропуска силами и средствами старшего таможенного начальника при осложнении обстановки на границе;
- не в полной мере решены вопросы взаимодействия и координации совместных действий с войсками и органами министерств и ведомств, осуществляющими контроль на границе. В большинстве случаев планы прикрытия таможенной границы, взаимодействия и связи с органами ФСБ, МВД и ФПС ежемесячно не уточняются и соответствующие изменения в них в зависимости от наличия сил и средств не вносятся;
- постановка задач подразделениям оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, как основных источников добывания оперативной информации, оказывающих существенное влияние на принятие управленческих решений начальниками таможенных органов, не всегда была нацелена на выявление каналов контрабанды вне пунктов пропуска;
- имели место факты, когда решения по вводным принимались без участия представителей взаимодействующих органов, что не обеспечивало оперативного влияния и быстрого реагирования на сложившуюся обстановку и в конечном итоге сказывалось на результатах совместной работы;
- в процессе решения вводных, подаваемых старшим таможенным начальником, начальники и руководители подразделений таможенных органов зачастую не придавали значения четкой организации и поддержания взаимодействия не только с местными правоохранительными структурами, но и с соседними таможенными органами. Не уделялось должного внимания постановке задач оперативно-дежурной службе, оперативным подразделениям, службам обеспечения и обслуживания деятельности таможенных органов;
- в расчетно-аналитических таблицах на рабочих картах оперативных групп таможенных органов не всегда отражались данные по использованию имеющихся сил и средств таможен в зависимости от времени, места и поставленных им задач. В ряде случаев не всегда использовались бланки формализованных документов, что приводило к определенной затяжке представления донесений в вышестоящий орган управления;
- в нарушение указания ГТК России от 21.07.97 N 01-15/13784 в некоторых таможенных органах продолжают иметь место назначение в качестве основных разработчиков учебных материалов для проведения учений начальников отделов таможенной охраны и их сотрудников, в то время как руководители других ведущих отделов таможенных органов остаются в стороне;
- имеют место случаи плагиата (ТТУ), когда при разработке материалов учений без всяких корректив используются планы их проведения в других таможенных органах.

ПИСЬМО ГТК РФ от 22.01.1998 n 14-15/1319 О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также