РЕШЕНИЕ Коллегии Минобразования РФ от 25.11.1997 n 14 ОБ ОПЫТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 1997 г. N 14
ОБ ОПЫТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Заслушав и обсудив сообщения начальника Главного управления образования Оренбургской области И.И. Калины и начальника отдела дополнительного образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации А.К. Бруднова об опыте развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области, коллегия отмечает высокий уровень развития системы дополнительного образования детей в данном регионе. Свыше 70% обучающихся занимаются в свободное время различными видами образовательной деятельности. Дополнительное образование детей в Оренбуржье стало приоритетным направлением образовательной политики области, неотъемлемой частью учебно - воспитательного процесса всех типов образовательных учреждений, что позволило создать разноуровневую и целостную образовательную систему, решить задачу преемственности содержания различных видов образования с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.
В основу развития системы дополнительного образования детей области легли концептуальные положения, одобренные коллегией Минобразования России от 25 апреля 1994 г. N 12/1 "О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей" ("Вестник образования", 1996, N 5), от 23 ноября 1994 г. N 22/1 "О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения".
Основными факторами, определившими высокий уровень развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области, стали:
- повышенное внимание органов власти всех уровней к положению детей, обеспечению их прав на образование, творческое развитие, содержательный досуг; выделение образования в приоритетную область социальной политики;
- привлечение всех источников финансирования, в том числе внебюджетных, для обеспечения и развития системы дополнительного образования детей;
- сохранение сети детских учреждений, ее развитие за счет высвобождающихся помещений социального назначения;
- объединение усилий ведомств и организаций в решении задач воспитания подрастающего поколения;
- развитие дополнительного образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;
- повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- укрепление связи науки и практики;
- взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования;
- распространение передового педагогического опыта;
- информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу;
- создание условий для детской информационной политики;
- развитие заочных форм обучения детей;
- организация методической службы;
- создание системы предъявления результатов образовательной деятельности детей в регионе (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.).
Особо надо отметить, что успех работы образовательных учреждений дополнительного образования детей региона обеспечивается за счет межведомственного подхода в области реализации интересов детей. Определяющим звеном при этом является позиция администрации Оренбургской области, уделяющей пристальное внимание образованию в целом и дополнительному образованию детей в частности.
Учитывая изложенное, а также в целях дальнейшего развития системы дополнительного образования детей коллегия решила:
1. Одобрить опыт работы Оренбургской области по развитию системы дополнительного образования детей.
2. Провести в ноябре 1998 года совместно с администрацией Оренбургской области межведомственный Всероссийский семинар - совещание по проблемам развития региональной системы дополнительного образования детей.
3. Рекомендовать Главному управлению образования администрации Оренбургской области (И.И. Калине):
3.1. Совместно с Оренбургским педагогическим университетом:
3.1.1. Разработать тематику научно - исследовательских работ по проблемам развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области.
3.1.2. Рассмотреть возможность открытия на базе Оренбургского педагогического университета лаборатории по проблемам развития дополнительного образования детей на селе.
3.2. Обратить внимание на дифференцированный подход при переподготовке и повышении квалификации специалистов системы дополнительного образования детей с учетом направленности их деятельности.
3.3. Оказать необходимую поддержку станциям, центрам, клубам юных техников.
3.4. Создать условия для перевода образовательных учреждений дополнительного образования детей в статус хозяйствующих субъектов.
4. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
4.1. Изучить опыт работы Оренбургской области по развитию системы дополнительного образования детей, довести его до сведения муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений дополнительного образования детей.
4.2. Проанализировать ход выполнения программ развития региональной системы дополнительного образования детей, обратив особое внимание на:
- дальнейшее развитие и укрепление сети образовательных учреждений дополнительного образования детей, разработку программ их развития;
- эффективность и качество деятельности учреждений данного типа;
- развитие психолого - педагогических служб в образовательных учреждениях дополнительного образования детей;
- подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для дополнительного образования детей во всех типах образовательных учреждений;
- моральную и материальную поддержку творчески работающих педагогов;
- развитие дополнительного образования детей во всех типах образовательных учреждений;
- научное обеспечение системы дополнительного образования детей;
- сотрудничество с детскими и молодежными общественными организациями и объединениями на основе договора.
4.3. Проанализировать до сентября 1998 года состояние обеспечения педагогическими кадрами системы дополнительного образования детей и представить в Минобразование России предложения по вопросам подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования, педагогов - организаторов, старших вожатых, социальных педагогов, классных воспитателей, методистов.
5. Отделу дополнительного образования (А.К. Бруднову):
5.1. Направить информацию о развитии системы дополнительного образования детей в Оренбургской области в органы управления образованием субъектов Российской Федерации для использования в практической деятельности.
5.2. Подготовить и издать в 1998 году совместно с Главным управлением образования Оренбургской области сборник материалов из опыта работы педагогов Оренбуржья в системе дополнительного образования детей.
5.3. Разработать совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Э.М. Никитиным) учебную программу переподготовки руководителей органов управления образованием и учреждений дополнительного образования детей по направлению: "Современные вопросы развития региональных систем дополнительного образования детей".
5.4. Изучить в течение 1998 года совместно с Управлением инспектирования (В.Ф. Сауткиным) в ряде территорий России опыт работы по аттестации педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, внести предложения по ее совершенствованию.
5.5. Совместно с Управлением учебных заведений среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимовым) до марта 1998 года изучить возможность введения специальности "Педагогика дополнительного образования" в учебных заведениях среднего профессионального образования.
5.6. Провести в I полугодии 1998 года совместно с Комитетом по общему и профессиональному образованию правительства Ставропольского края (Н.И. Бутенко) Всероссийскую научно - практическую конференцию "Образование и творчество".
5.7. Подготовить во II полугодии 1998 года методические рекомендации по разработке программ развития региональных систем дополнительного образования детей в помощь руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации.
5.8. Провести в сентябре 1998 года первый Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям".
6. Просить президиум Российской академии образования включить проблематику системы дополнительного образования детей в планы научно - исследовательских работ 1998 - 2000 гг.
7. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя министра Е.Е. Чепурных.
Первый заместитель Министра
В.Д.ШАДРИКОВ



Приложение
СПРАВКА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ"
Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" дополнительному образованию определена значимая роль - всесторонне удовлетворять образовательные потребности граждан, общества, государства. Становление и развитие системы дополнительного образования детей осуществляется в соответствии с Федеральной программой развития образования, концептуальными положениями, одобренными коллегией Минобразования России от 25 апреля 1994 г. N 12/1 "О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей", от 23 ноября 1994 г. N 22/1 "О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения" и ряда других. Именно эти документы легли в основу деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений Оренбургской области по развитию региональной системы дополнительного образования детей.
Оренбуржье - достаточно типичный для Российской Федерации регион по социально - экономическим, демографическим, национальным показателям со всеми вытекающими отсюда сложностями и проблемами, характерными для общества в настоящее время. Тем не менее, в области созданы все условия для воспитания, развития, социализации личности ребенка. Дети окружены вниманием и заботой, чему в немалой степени способствует система дополнительного образования.
По статистическим данным (на 01.01.97) в Оренбургской области 136 учреждений дополнительного образования детей (в 1992 г. - 127) с контингентом обучающихся 258 тыс. человек (в 1992 г. - 225 тыс.), что составляет 73,7% от количества учащихся (по России - 38%). Средняя наполняемость одного учреждения дополнительного образования детей Оренбургской области составляет 1927 чел., в то время как в ряде других территорий Уральского региона (например, Курганской, Пермской, Челябинской обл.) она составляет от 500 до 800 детей. Такое увеличение количества обучающихся детей стало возможно за счет расширения филиалов учреждений дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ Оренбуржья.
С 1992 года область активно включилась в процесс преобразования внешкольных учреждений, определив развитие дополнительного образования детей приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений всех типов. С учетом определенной культурной среды, исторических, национальных, географических, демографических особенностей области разработана региональная программа развития дополнительного образования на период 1996 - 2000 гг., определены ее основные направления:
- развитие и укрепление сети учреждений дополнительного образования (увеличение их числа, разработка моделей инновационных учреждений, создание координационно - методических центров, базовых площадок);
- научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;
- повышение роли каждого учреждения дополнительного образования детей на основе всестороннего анализа деятельности (программно - методического, кадрового и материально - технического обеспечения);
- совершенствование уровня управления учреждениями дополнительного образования детей;
- обновление программно - методического обеспечения учебно - воспитательного процесса;
- расширение информационного поля для педагогов, учащихся, родителей, включение средств массовой информации в решение задач, поставленных государством перед системой дополнительного образования детей.
Успешному развитию системы дополнительного образования детей в Оренбуржье способствует большая помощь и поддержка со стороны областной администрации, администраций городов и районов области. Приняты социально значимые Постановления: "Об учреждении Дня детства в области", "О мерах по улучшению социально - экономического положения работников образования" и другие. При сложнейшем финансовом положении области администрации удалось в течение последних лет сохранить объем бюджета образования. Учреждены губернаторские премии для работников образования, одаренных детей. Традицией стало проведение губернаторской новогодней елки, большое внимание со стороны всех районных администраций уделяется проведению Дня учителя, Дня защиты детей. В г. Оренбурге введены льготные тарифы на коммунальные услуги детским лагерям труда и отдыха всех типов, налоговые льготы учреждениям дополнительного образования детей. Ежегодно проходят встречи главы областной администрации и начальника Главного управления образования с победителями областных и международных олимпиад, конкурсов, смотров. Только в этом году более ста одаренных детей и их педагогов получили на подобных встречах дипломы и ценные подарки. Кроме того, в целях своевременного обсуждения наиболее актуальных проблем развития образования в области создано постоянно действующее межведомственное объединение "Круглый стол". Дополнительное образование остается бесплатным, а значит доступным для всех детей Оренбуржья.
Совершенствуется стиль управления развитием системы дополнительного образования детей. Вся организационная работа определена долговременными Тематическими программами: "Дети Оренбуржья", "Развитие дополнительного образования детей Оренбургской области на период 1996 - 2000 гг.", "Развитие физической культуры и спорта в Оренбургской области", "Каникулы". Определены головные учреждения внутри каждого направления деятельности, организованы многочисленные филиалы на базе общеобразовательных школ, созданы юридическая, психологическая, информационная службы.
Вопросы состояния и развития дополнительного образования детей систематически заслушиваются на коллегии Главного управления образования. Для решения актуальных проблем созданы межведомственные комиссии (по организации летнего отдыха детей,

ТЕЛЕГРАММА ЦБ РФ n 199К, Госналогслужбы РФ n 07-2-06/954 от 19.09.1996 (ред. от 25.11.1997) <О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ, АККУМУЛИРУЮЩИХ НАЛОГИ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, НАЛОГ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также