ПИСЬМО ГТК РФ от 16.10.1997 n 02-10/19810 О НАПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТА ТИПОВОГО ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА И ТАМОЖЕННОЙ ЛАБОРАТОРИИ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 октября 1997 г. N 02-10/19810
О НАПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТА ТИПОВОГО ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА И ТАМОЖЕННОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Во исполнение п. 4 решения оперативного совещания ГТК России от 01.07.97 "По вопросу обеспечения полномасштабного интегрирования таможенных лабораторий в технологические схемы таможенного оформления и контроля товаров", утвержденного заместителем председателя ГТК России В.А. Максимцевым 15.07.97, направляем проект Типового порядка взаимодействия сотрудников таможенных органов и таможенных лабораторий.
Свои замечания и предложения по указанному проекту прошу направить в Оперативно-организационное управление ГТК России не позднее 30.10.97.
Заместитель Начальника
Оперативно-организационного
управления
В.П.ТАРАСОВ



Приложение
ТИПОВОЙ ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА
И ТАМОЖЕННОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Настоящий Порядок подготовлен в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами ГТК России и определяет взаимодействие таможенных органов (ТО) и таможенных лабораторий (далее - ТЛ) при проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в процессе производства по делам о нарушении таможенных правил или проведения дознания по уголовным делам по контрабанде и иным преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов.
1. Общие положения
Экспертное обеспечение ТЛ работы таможенного органа осуществляется по следующим направлениям:
- производство экспертиз по поручениям (постановлениям) должностных лиц;
- проведение идентификационных исследований отдельных видов товаров в технологических схемах таможенного оформления и таможенного контроля;
- проведение консультационных исследовательских работ для участников ВЭД по согласованию со структурными подразделениями ТО.
2. Производство экспертиз по поручениям (постановлениям)
таможенных органов
2.1. Должностные лица ТО назначают экспертизу в ТЛ только при наличии оснований, предусмотренных таможенным и уголовно - процессуальным законодательством: при проведении таможенного оформления и таможенного контроля, когда без проведения экспертизы не представляется возможным произвести надлежащее таможенное оформление или когда без проведения экспертизы невозможно соблюдение законодательства РФ о таможенном деле; при проведении процессуальных действий, связанных с нарушением таможенных правил или преступлениями в сфере таможенного дела, когда для разрешения возникающих вопросов необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле.
2.2. Проведение экспертиз по поручениям (постановлениям) должностных лиц ТО проводится в отношении практически всех наименований товаров и вещественных доказательств, являющихся объектами экспертных исследований с соблюдением условий наличия в ТЛ технических средств и квалификации специалистов, достаточных для выполнения экспертизы.
2.3. Порядок назначения и производства экспертиз, соответствующие формы процедурно-процессуальных действий регламентируются Приказом ГТК России от 25.06.93 N 264 и письмом ГТК от 07.12.95 N 03-149/17414.
2.4. Порядок отбора проб для производства экспертизы осуществляется в соответствии с утвержденным ГТК России Методическим руководством по отбору, маркировке, хранению и транспортированию проб и образцов товаров, приоритетно являющихся объектами исследований (экспертиз), Методическим пособием (рабочей инструкцией) по отбору проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу (изд. Санкт-Петербургского филиала РТА, 1996 год), а также ГОСТами и международными стандартами по отбору проб (образцов) товаров (веществ).
2.5. Обязательным условием отбора проб является направление в ТЛ количества товара, достаточного для проведения анализа с учетом последующего разделения его на три равные части в целях обеспечения возможного проведения контрольных проверок: аналитическую, контрольную и арбитражную пробы (пробы скоропортящихся продуктов делятся на две части: аналитическую и контрольную).
Все пробы опечатываются ярлыком обеспечения сохранности упаковки и направляются в ТЛ в сопровождении акта отбора проб, формы которых определены нормативными документами, упомянутыми в п. 2.3.
2.6. Пробы и образцы товаров, которые не подлежат передаче в ТО в установленном порядке, хранятся в ТЛ в соответствии со сроками хранения, регламентированными нормативно-технической документацией.
2.7. Передача проб товаров и сопроводительной документации для производства экспертизы в ТЛ осуществляется должностным лицом ТО или другим лицом (декларантом, владельцем груза и др.) по доверенности от должностного лица ТО.
2.8. ТЛ проводит экспертизу проб товаров (вещественных доказательств), сопроводительной документации и выдает заключение эксперта (акт экспертизы) на поставленные в поручении (постановлении) вопросы.
2.9. Заключение экспертизы передается в ТО должностным лицом ТО либо декларантом (участником ВЭД) по доверенности от должностного лица ТО, либо должностным лицом ТЛ (по согласованию).
2.10. Должностные лица ТО после принятия решения по товарам, в отношении которых по их поручению (постановлению) ТО была проведена экспертиза, в срок не позднее 15 дней в обязательном порядке представляют в ТЛ Сведения по результатам проведенной экспертизы по установленной ГТК России форме.
3. Проведение идентификационных исследований
отдельных товаров в технологических схемах таможенного
оформления и таможенного контроля
3.1. Проведение настоящей работы осуществляется в соответствии с указанием от 28.02.97 N 01-14/229 "О привлечении таможенных лабораторий для оказания содействия таможенным органам в проведении таможенного контроля" и на основании ст. ст. 126, 135, 173, 192 и 194 ТК РФ в целях пресечения попыток уклонения от уплаты таможенных платежей, проникновения на потребительский рынок через таможенную границу недоброкачественных и фальсифицированных товаров, выявления производителей некачественной продукции и недобросовестных участников ВЭД, а также профилактики нарушений таможенного законодательства Российской Федерации.
3.2. Взаимодействие ТО и ТЛ в технологических схемах таможенного оформления и контроля производится в отношении отдельных товаров, поименованных в указании N 229, с учетом специфики товаропотоков через ТО и экспертных возможностей ТЛ. Перечень товаров, подвергаемых исследованиям в ТЛ, общее количество (вес) направляемых ТО проб и периодичность их отбора указаны в Приложении 1.
3.3. При возникновении необходимости ТЛ проводит исследования всех товаров, поименованных в указании N 229 вне зависимости от их соответствия наименованиям товаров и периодичности отбора проб, указанных в Приложении 1.
3.4. Обязательным условием организации проведения исследования в ТЛ является направление проб, составленных из двух равных частей (аналитической и контрольной), опечатанных каждая в отдельности ярлыком обеспечения сохранности упаковки. Количество (вес) каждой части пробы должно составлять не менее половины общего количества (веса) пробы, указанного в Приложении 1.
3.5. Отбор проб для проведения исследований осуществляется следующим образом: после регистрации ГТД на участке приема и регистрации должностное лицо этого участка проверяет наименование и код декларируемого товара по таблице (Приложение 1) и в случае его соответствия перечню оформляет задание на отбор проб по форме Приложения 2. Начальник ОТОТК подразделения ТО, осуществляющий выпуск товара, подписывает задание, после чего инспектор участка приема и регистрации регистрирует задание с указанием его порядкового номера, номера ГТД в журнале приема и регистрации ГТД.
После регистрации инспектор участка приема и регистрации вручает задание старшему досмотровой группы. Дата и время вручения задания также вносится в журнал приема и регистрации ГТД.
3.6. Должностные лица досмотровой группы ОТОТК/ТП в течение одного рабочего дня с момента получения задания отбирают и упаковывают пробы в соответствии с Приказом ГТК России от 25.06.93 N 264 и методами отбора проб, указанными в п. 2.4 настоящего Порядка, заполняют протокол взятия проб (Приложение 2) и передают их на участок приема и регистрации ГТД.
3.7. В необходимых случаях, требующих специальных знаний и технических приспособлений, должностное лицо ТО может привлекать специалиста ТЛ для оказания содействия в отборе проб в соответствии со ст. 183 ТК РФ. Участие специалиста ТЛ отмечается в протоколе взятия проб (образцов) (Приложение 2).
3.8. Должностное лицо участка приема и регистрации ГТД в графе "С" ГТД делает запись: "Отобрано _____ (количество товаров) для исследования в соответствии с указанием ГТК РФ от 28.02.97 N 01-14/229" и заверяет своей подписью и ЛНП.
Далее пробы товара с сопроводительной документацией (копии ГТД, сертификата соответствия, контракта) направляются в ТЛ с регистрацией в журнале исходящей корреспонденции.
3.9. Прием на исследование проб товара и сопроводительной документации регистрируется в общем отделе ТЛ. По результатам проведенных исследований ТЛ выдает заключение - справку специалиста (Приложение 3). В заключении разрешаются вопросы идентификации товара, соответствия его коду ТН ВЭД СНГ и показателям безопасности. Для обеспечения выполнения исследования товара ТЛ вправе запросить у ТО, кроме указанных в п. 3.8, дополнительные документы (технологические инструкции, протоколы испытаний и др.).
3.10. При необходимости, на основании соответствующего запроса ТО, изложенного в дополнение к направлению на исследование (см. Примечание, последний абзац Приложения 2), ТЛ разрешает также вопрос определения подлинности заявленной страны происхождения. В этом случае в ТЛ представляется сертификат происхождения и другие необходимые документы.
Если по результатам проведенных исследований не представляется возможным ответить на данный вопрос, ТЛ сообщает об этом в своем заключении.
3.11. Сроки проведения исследования и выдачи заключения не должны превышать 10 дней. В исключительных случаях сроки проведения исследований могут быть продлены начальником ТЛ с обязательным уведомлением соответствующего подразделения ТОТК ТО.
3.12. Сроки проверки таможенной декларации, документов и досмотра товаров и транспортных средств, установленные ст. 194 ТК РФ и Приказом ГТК России от 04.04.96 N 203, не могут быть продлены на время, необходимое для осуществления исследований в ТЛ.
3.13. В исключительных случаях, когда у должностного лица ОТОТК ТО есть достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства РФ и в связи с этим время нахождения товара под таможенным контролем продлевается в пределах сроков, установленных ст. 194 ТК РФ, ТЛ проводит исследования и выдает заключение в максимально короткие сроки (не более 2 суток после получения проб и сопроводительной документации) с целью обеспечения должностных лиц ТО результатами исследований до истечения вышеупомянутого времени.
Основанием проведения указанных экспресс-исследований товаров является дополнительный запрос начальника ОТОТК/ТП, изложенный в графе Примечания (последний абзац Приложения 2). Решение должностных лиц ТО о выпуске товара принимается с учетом полученных из ТЛ результатов исследований.
3.14. При получении должностным лицом ТО заключения ТЛ после выпуска товара, осуществляется таможенный контроль в отношении этого товара в соответствии со ст. 193 ТК РФ, если результаты исследований дают основания полагать нарушение законодательства РФ или международного договора РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенных органы РФ. При этом должностное лицо ТО, удостоверившись в наличии правонарушения, составляет протокол об НТП в установленном порядке.
3.15. В случае составления протокола об НТП проводится экспертиза в порядке, установленном Приказом ГТК России от 25.06.93 N 264 по специальной форме процедурно-процессуальных действий.
3.16. Должностные лица ТО после принятия решения по товарам, в отношении которых на основании экспертных заключений ТЛ выявлены нарушения таможенного законодательства, в срок не позднее 15 дней в обязательном порядке представляют в ТЛ Сведения по результатам проведенной экспертизы по установленной ГТК России форме.
Дополнительные положения
3.17. Начальники ОТОТК/ТП ТО при принятии решений об отборе проб тех или иных товаров руководствуются принципом обеспечения проведения исследований максимального количества наименований продукции различных производителей, ввозимых различными участниками ВЭД.
С этой целью ТЛ ежеквартально представляет информацию в ТО по коду ТН ВЭД СНГ, структурным и качественным характеристиками исследованных в ТЛ товаров для корректировки перечня направляемых на исследования товаров и избежания случаев многократного отбора и направления в ТЛ уже идентифицированных товаров.
3.18. В целях обеспечения эффективного контроля ввоза поименованных в указании N 229 товаров, достижения непредвиденности для декларантов (владельцев грузов) проведения проверки декларируемых показателей в ТЛ, рабочие группы ТО и ТЛ разрабатывают механизмы случайного и выборочного отбора проб, включающие в себя: постоянно изменяющуюся схему отбора проб (в том числе с применением компьютерных алгоритмов случайных чисел), периодическую корректировку времени и количества отбираемых проб на различных СВХ и таможенных постах, отбор проб товаров в местах их оформления совместной оперативной группой специалистов ТЛ и ТО по согласованному графику и другие методы.
3.19. По результатам совместной работы ТЛ и ТО проводится анализ ее результативности с учетом специфики каждого таможенного поста, принимаются меры по устранению существующих недостатков и совершенствованию технологии взаимодействия.
4. Проведение консультационных исследовательских работ
для участников ВЭД
4.1. Настоящая деятельность осуществляется в соответствии с п. п. 3.15 и 4.4 Положения о ЦТЛ и п. п. 3.10 и 4.3 Положения о ТЛ (Приказ ГТК России от 10.07.96 N 426) по обращениям государственных органов, организаций, предпринимателей и граждан.
4.2. Осуществляя взаимодействие на данном направлении, ТО и ТЛ руководствуются принципами укрепления доверия между таможенными органами и участниками ВЭД, упрощения и ускорения таможенного оформления грузов за счет обеспечения ТО достоверной информацией о качественных и структурных характеристиках товаров, влияющих на принятие решения о применении мер тарифного и нетарифного регулирования.
4.3. ТЛ и ТО согласовывают перечень вопросов, разрешаемых ТЛ при проведении консультационных исследовательских работ, порядок соответствующего информирования участников ВЭД и обращения их в ТЛ, порядок учета результатов исследований при проведении

ПИСЬМО ГТК РФ от 16.10.1997 n 14-15/19871 О ВВОЗЕ НАЛИЧНОЙ ВАЛЮТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (вместе с ПИСЬМОМ ЦБ РФ от 10.10.1997 n 27-122/1184)  »
Постановления и Указы »
Читайте также