ПРИКАЗ Главного военного прокурора РФ от 14.10.1997 n 175 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, РОЗЫСКУ ПОХИЩЕННОГО И УТРАЧЕННОГО ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ (вместе с ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НЕШТАТНЫХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, РАБОТЕ ПО ДЕЛАМ О НЕРАСКРЫТЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ОРГАНАХ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ. n СУ-426)


ГЛАВНЫЙ ВОЕННЫЙ ПРОКУРОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 октября 1997 г. N 175
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В ОРГАНАХ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
РАБОТЫ ПО РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, РОЗЫСКУ ПОХИЩЕННОГО
И УТРАЧЕННОГО ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ
Органами военной прокуратуры постоянно уделяется повышенное внимание обеспечению принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления.
Вместе с тем, полной раскрываемости преступлений, совершенных в условиях неочевидности, достичь не удалось. Ежегодно остаются нераскрытыми ряд тяжких преступлений, в том числе умышленных убийств, хищений оружия и боеприпасов. Недостаточно активно ведется работа по делам о нераскрытых преступлениях прошлых лет.
Изучение в Главной военной прокуратуре уголовных дел, приостановленных на основании п. 3 ч. 1 ст. 195 УПК РСФСР, показывает, что преступления остаются нераскрытыми из-за низкого качества первоначальных следственных действий, несвоевременного создания в необходимых случаях следственных групп, отсутствия должной оперативности и профессионализма отдельных следователей, недостаточно активного взаимодействия с соответствующими подразделениями органов МВД и ФСБ. Места происшествий зачастую осматриваются поверхностно, неквалифицированно, все возможные версии на месте не выдвигаются и не проверяются, что влечет за собой безвозвратную утрату доказательств, осложняя в дальнейшем раскрытие преступлений. Показания свидетелей не детализируются. В итоге затрудняется, либо вообще не проводится криминалистический анализ, моделирование происшедшего, выдвижение всех возможных версий о мотивах преступления, лицах, его совершивших, и их проверка. Не в полной мере используются современные возможности экспертиз, оперативных и криминалистических учетов органов МВД.
Недостаточно влияние на организацию работы по раскрытию преступлений со стороны отделов военных прокуратур окружного звена по надзору за исполнением законом органами дознания, предварительного следствия и оперативно - розыскной работы. Нередко утрачивается контроль за расследованием отдельных дел о преступлениях прошлых лет, состояние работы по этим делам не проверяется годами. Положительный опыт раскрытия преступлений, а также причины того, что ряд из них остаются нераскрытыми, анализируются не всеми прокурорами.
Вместе с тем, следует отметить положительный опыт Московской городской военной прокуратуры, где создан и несколько лет успешно функционирует отдел раскрытия тяжких преступлений. В этой прокуратуре все преступления, совершенные в условиях неочевидности, в последние годы раскрыты.
Существенным недостатком организации работы по научно - методическому и технико - криминалистическому обеспечению раскрытия преступлений является сложившаяся в прокуратурах окружного звена практика отвлечения прокуроров - криминалистов от исполнения свойственных им функций, поручение им расследования в полном объеме уголовных дел, исполнение обязанностей зональных прокуроров отделов надзора по контролю за расследованием дел на местах, рассмотрение жалоб и т.п. Нередко на должности прокуроров - криминалистов назначаются офицеры не только не имеющие достаточного опыта практической работы, но и высшего юридического образования. Назначение на должности, освобождение от них прокуроров - криминалистов со II Управлением надзора ГВП не согласовывается. Роль следователей - начальников ПКЛ по технико - криминалистическому обеспечению раскрытия и расследования преступлений неоправданно занижена.
Принимая во внимание положительно зарекомендовавший себя опыт работы военных прокуратур по раскрытию преступлений, совершенных в условиях неочевидности, в целях создания принципиально новой организации криминалистической службы в органах военной прокуратуры, в соответствии с Приказами Генерального прокурора РФ от 27 января 1997 г. N 4, от 26 июня 1997 г. N 34 и Положением о прокурорах - криминалистах в органах прокуратуры Российской Федерации приказываю:
1. Организовать в военных прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев нештатные криминалистические подразделения (до проведения соответствующих организационно - штатных изменений).
2. Ввести в действие Инструктивно - методические указания об организации нештатных криминалистических подразделений, работе по делам о нераскрытых преступлениях в органах военной прокуратуры. Военным прокурорам окружного и гарнизонного звеньев обеспечить их неукоснительное исполнение, оказание организационно - методической помощи.
3. Считать недействующими указания ГВП N СУ-1079 от 2 февраля 1984 года о работе по уголовным делам о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности, N СУ-448 от 22 августа 1991 г. и 16 сентября 1991 г. об исследовании трупов по уголовным делам о гибели военнослужащих и других граждан.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Главного военного прокурора, генерал - лейтенанта юстиции С.Э. Гавето.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации,
генерал - лейтенант юстиции
Ю.Г.ДЕМИН



Приложение
к Приказу Главного
военного прокурора
от 14 октября 1997 г. N 175
ИНСТРУКТИВНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НЕШТАТНЫХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, РАБОТЕ ПО ДЕЛАМ О НЕРАСКРЫТЫХ
ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ОРГАНАХ ВОЕННОЙ
ПРОКУРАТУРЫ
N СУ-426
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
(В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ
N 4 1997 г.)
1.1. Деятельность военных прокуроров - криминалистов и следователей - начальников ПКЛ, отделов и групп раскрытия тяжких преступлений призвана обеспечить осуществление целенаправленных организационных и практических мер по расследованию и раскрытию преступлений, совершенных в условиях неочевидности, технико - криминалистическое, научно - методическое и программно - прикладное обеспечение предварительного следствия по уголовным делам, подследственным органам военной прокуратуры, взаимодействие с экспертными учреждениями и органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, ведущими оперативно - справочные и оперативно - розыскные учеты.
Общее руководство работой прокуроров - криминалистов и следователей - начальников ПКЛ, отделов и групп раскрытия тяжких преступлений осуществляют военные прокуроры и их заместители, курирующие вопросы предварительного следствия и надзора за ним.
Контроль за работой осуществляют начальники отделов надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и оперативно - розыскной работы.
За основу оценки работы криминалистических подразделений принимать реальный уровень раскрываемости и качество расследования подследственных военной прокуратуре преступлений.
1.2. В военных прокуратурах окружного звена приказом военного прокурора (до проведения соответствующих организационно - штатных изменений) образуются нештатные криминалистические группы в составе: военного прокурора - криминалиста (военных прокуроров - криминалистов), техника - криминалиста. В состав группы может включаться один военный прокурор отдела надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и оперативно - розыскной работы.
В военных прокуратурах с численностью прокурорско - следственного состава от 16 и более человек приказом военного прокурора гарнизона (объединения) создаются постоянно действующие нештатные отделы раскрытия тяжких преступлений в составе: следователя - начальника ПКЛ, 2 - 3 следователей (старших следователей), помощника военного прокурора.
В военных прокуратурах с численностью прокурорско - следственного состава от 8 до 15 человек приказом военного прокурора гарнизона (объединения) создаются постоянно действующие нештатные группы раскрытия тяжких преступлений в составе: следователя - начальника ПКЛ и 2 - 3 следователей (старшего следователя).
В военных прокуратурах с численностью прокурорско - следственного состава менее 8 человек, там где позволяет штатная численность, создаются нештатные группы раскрытия тяжких преступлений в составе: следователя - начальника ПКЛ и 1 - 2 следователей (старшего следователя).
Отделы и группы раскрытия тяжких преступлений обеспечиваются, по возможности, транспортом и средствами связи. Им поручается работа по делам о преступлениях совершенных в условиях неочевидности (вплоть до раскрытия преступления), приостановленным делам по розыску лиц, самовольно оставивших части, розыску похищенного и утраченного оружия, боеприпасов.
Военным прокурорам - криминалистам, следователям - начальникам ПКЛ, руководителям и членам отделов и групп раскрытия поддерживать постоянные деловые контакты с экспертами - криминалистами, привлекаемыми к осмотрам мест происшествий. Знать нормативные документы, регулирующие организацию и порядок проведения оперативно - розыскной деятельности, работу экспертно - криминалистических подразделений, организацию оперативно - справочных, криминалистических и розыскных учетов органов МВД.
Закон РФ "Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации", Наставление по работе экспертно - криминалистических подразделений органов внутренних дел (утверждено Приказом МВД РФ N 261 1993 г.), Типовое положение об экспертно - криминалистическом управлении (отделе, отделении) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ (Приказ МВД РФ N 261 1993 г.), Приказ МВД РФ N 400 1993 г. "О формировании и ведении централизованных оперативно - справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно - криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации" и изданные в их развитие ведомственные нормативные акты.
1.3. Должности прокуроров - криминалистов и следователей - начальников ПКЛ комплектуются профессионально подготовленными работниками, имеющими опыт следственной работы, организаторские способности, практические навыки применения технико - криминалистических средств.
Назначение, перемещение и освобождение от должности военных прокуроров - криминалистов предварительно согласовываются со II Управлением Главной военной прокуратуры, а следователей - начальников ПКЛ с прокурорами - криминалистами военных прокуратур окружного звена.
Назначению на должности указанных лиц, как правило, должна предшествовать стажировка.
1.4. В обязанности военных прокуроров - криминалистов входит:
изучение материалов следственной практики; учет и анализ нераскрытых умышленных убийств и других тяжких преступлений, подследственных органам военной прокуратуры, а также преступлений, расследование которых представляет особую сложность; разработка на этой основе совместно с заинтересованными подразделениями мероприятий по обеспечению надлежащей следственной и оперативно - розыскной работы по их раскрытию; непосредственное оказание практической, организационно - методической и иной помощи в расследовании и раскрытии этих преступлений;
участие в проверках организации работы по расследованию, раскрытию и предупреждению тяжких преступлений, дела о которых подследственны военной прокуратуре;
внедрение в следственную практику научно обоснованных и апробированных рекомендаций по организации, методике и тактике предварительного следствия, новых технико - криминалистических средств и средств правовой информатики, современных возможностей судебных экспертиз, взаимодействие в этой работе с криминалистическими и судебно - экспертными подразделениями, научно - исследовательскими и другими учреждениями, высшими юридическими учебными заведениями;
организация исполнения приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, Главного военного прокурора по вопросам внедрения и использования научно - технических средств и научных методов в следственную и надзорную практику;
истребование из подчиненных военных прокуратур (прокуратур зоны) и анализ сведений об использовании технико - криминалистических средств, специальных знаний сведущих лиц, возможностей судебных экспертиз в расследовании и раскрытии преступлений; разработка и реализация совместно с другими подразделениями организационных и практических мер по повышению эффективности этой работы; проведение целевых проверок сохранности и надлежащего использования технико - криминалистических средств и организационной техники в следственных подразделениях военной прокуратуры, подчиненных прокуратурах (прокуратурах зоны); обеспечение надлежащего функционирования передвижных криминалистических лабораторий;
ведение картотеки внештатных экспертов, комплектование и организация работы библиотеки специальной литературы;
определение потребностей подчиненных органов прокуратуры в технико - криминалистических средствах, материалах, организационной технике для следователей, внесение предложений по их приобретению и распределению;
участие в учебно - методической работе по повышению профессионального уровня прокурорско - следственных работников; обобщение и распространение положительного опыта расследования и раскрытия преступлений;
представление в вышестоящую военную прокуратуру сведений о применении технико - криминалистических средств, научных рекомендаций, специальных знаний сведущих лиц, возможностей судебных экспертиз в расследовании и раскрытии преступлений; работе военных прокуроров - криминалистов по оказанию практической помощи следователям; учебно - методической работе.
В военных прокуратурах гарнизонного звена обязанности, предусмотренные настоящим пунктом, возлагаются на следователей - начальников ПКЛ (где они предусмотрены штатным расписанием).
1.5. В соответствии со ст. 211 УПК РСФСР начальники отделов криминалистики, старшие военные прокуроры - криминалисты и военные прокуроры - криминалисты при выполнении поручений военных прокуроров окружного звена, их заместителей по конкретным уголовным делам:
участвуют в проведении предварительного следствия, в необходимых случаях лично проводят отдельные следственные действия;
истребуют от органов дознания и следователей нижестоящих прокуратур для проверки уголовные дела и материалы, а также запрашивают информацию о совершенных преступлениях, чрезвычайных происшествиях, организации и ходе расследования уголовных дел, принятии по ним необходимых решений;
возбуждают уголовные дела либо отказывают в их возбуждении, прекращают или приостанавливают производство по делам, дают заключения о законности и обоснованности принятых решений;
отменяют незаконные и необоснованные постановления следователей нижестоящих прокуратур и лиц, производящих дознание;
дают письменные указания, направленные на раскрытие преступлений, обеспечение полноты, всесторонности и объективности расследования;
проверяют полноту и законность оперативно - розыскных мероприятий по установлению лиц, совершивших преступления,

РЕШЕНИЕ Коллегии Минобразования РФ от 14.10.1997 n 11/1 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также