ПИСЬМО Госкомзема РФ от 17.09.1997 n 1-5/1697 О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ К ПРОЕКТУ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1997 - 2002 ГОДЫ)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ПИСЬМО
от 17 сентября 1997 г. N 1-5/1697
О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ К ПРОЕКТУ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(1997 - 2002 ГОДЫ)
Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству направляет проект Концепции развития земельной реформы в Российской Федерации (1997 - 2002 годы), подготовленный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (пункт 2 раздела II протокола заседания Правительства РФ от 3 июля 1997 г. N 10).
Прошу в 10-дневный срок рассмотреть и направить в адрес Госкомзема России конкретные предложения к тексту и содержанию проекта Концепции, которые рабочей группой будут учтены при доработке.
Проект Концепции предполагается рассмотреть в начале ноября с.г. на Коллегии Госкомзема России.
Председатель Комитета
И.А.ЮЖАНОВ



Приложение
Проект
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(1997 - 2002 годы)
Настоящая Концепция подготовлена в развитие Программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2002 годах" и исходит из следующего:
- Земля используется и охраняется государством как основа жизни и деятельности народов на соответствующих территориях.
- Земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и других видах собственности.
- Земельные отношения регулируются государством и органами местного самоуправления в пределах компетенции каждого, независимо от формы собственности и иных прав на землю.
- Земельные отношения рассматриваются в составе блока "Институциональные преобразования" вышеупомянутой Программы, которые необходимы для эффективного функционирования рыночной экономики и обеспечения государственных гарантий и прав собственности и являются необходимыми предпосылками для перехода к стадии экономического роста и повышения отдачи от инвестиций и совершенствование налоговой политики.
ВВЕДЕНИЕ
Проведение экономически эффективной, сбалансированной и рационально организованной политики регулирования земельных отношений является одним из базовых элементов общей стратегии реформирования экономики России.
Разработка Концепции развития земельной реформы в Российской Федерации (1997 - 2002 годы) вызвана необходимостью полного включения земельных ресурсов России в общий экономический оборот недвижимости, организации их рационального использования и охраны, завершения создания российской национальной системы землепользования. Такой подход позволит обеспечить реализацию и гарантирование вещных и иных прав на землю, добиться социальной справедливости при использовании земли и существенно увеличить земельные платежи в бюджеты территорий, а также создать на базе государственного земельного кадастра эффективные информационные системы управления объектами недвижимости.
Реализация Концепции предполагает разработку и утверждение до конца 1997 года ряда сформулированных в ней программ. В условиях ограниченного финансирования подготовка таких программ потребует тщательной проработки разнообразных механизмов внебюджетного финансирования, включая создание целевых фондов, выпуск ценных (земельных) бумаг, коммерциализацию информационных услуг и работ по формированию объектов недвижимости, привлечения международного финансирования.
Концепция развития земельной реформы в Российской Федерации на этом этапе (1997 - 2002 годы) по сути представляет собой концепцию развития земельных отношений в системе рыночных преобразований. Выбранная стратегическая цель второго этапа реформы диктует выбор приоритетов и сужает на этом этапе проблематику земельных отношений в направлениях деятельности которые, с одной стороны, требуют минимума затрат, а с другой стороны, уже в ближайшее время должны обеспечить эффективную экономическую отдачу. По мере стабилизации экономики государства спектр решаемых землеустроительных проблем в период 1997 - 2002 гг. будет расширяться и поэтапно начнут реализовываться направления работ, требующие больших затрат, но не дающие быстрой экономической отдачи.
1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1991 - 1996 ГГ.)
В результате первого этапа преобразований земельных отношений в России ликвидирована монополия государственной собственности на землю, реализован принцип платности землепользования и осуществлено первичное вовлечение земельных участков в гражданский оборот. К настоящему времени в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации сложились следующие формы собственности на землю: государственная (федеральная, субъектов Федерации), муниципальная и частная (граждан, коллективов: совместная или долевая).
Основные направления земельной реформы лежали в аграрном секторе экономики:
- На 1 января 1997 года проведена реорганизация с приватизацией земли 23479 колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (56%) с общей площадью сельскохозяйственных угодий 115930,5 тыс. га (76,3%).
- В собственности, владении и пользовании в результате бесплатного перераспределения земли у 44 млн. семей на 1 апреля 1997 года находятся подсобные хозяйства, сады, дачи, огороды, а также участки, отведенные под индивидуальное жилищное строительство, на площади более 8 млн. га.
- В распоряжении функционирующих на 1 апреля 1997 года 278,6 тыс. фермерских хозяйств находятся 12,1 млн. га, что составляет 6,2% от площади сельскохозяйственных угодий, имеющихся у сельскохозяйственных предприятий и граждан.
Формами платы за землю выступают земельный налог, арендная плата, цена земли при ее покупке, которые уже стали реальным источником наполнения бюджетов всех уровней: в 1996 году платежи за землю (налог и арендная плата) обеспечили поступление в бюджеты всех уровней (в основном за счет городских земель) более 5,35 триллиона рублей. Доля централизации в федеральный бюджет составила менее 8,5% и, таким образом, земельный налог стал фактически местным налогом.
Реальное многообразие форм собственности на землю и платность землепользования создали объективные условия в России для становления и развития земельного рынка как одного из основных экономических механизмов современного землепользования. Современную ситуацию на земельном рынке России следует оценить как нестабильную, но, как показывает динамика сделок купли - продажи земельных участков, следует ожидать их постепенный рост. Задержка становления земельного рынка в России связана с тем, что при проведении первого этапа земельной реформы не были определены эффективные формы и модели землепользования с учетом особенностей регионов; не был отработан механизм построения рынка земли через структуру земельных банков и систему регистрации прав на землю.
Оборот земель в Российской Федерации в 1996 году включал сделки с земельными участками, проведенные между гражданами, юридическими лицами, в том числе местными администрациями:
- Купля - продажа составила 218759 сделок (33621,6 га), дарение - 34094 сделки (8270,3 га), наследование - 132171 сделка (128447,7 га), залог - 760 сделок (2982,1 га), купля - продажа и передача по наследству являются наиболее распространенными сделками с земельными участками, при этом большая часть сделок по купле - продаже земель между гражданами, юридическими лицами относится к садовым участкам - 93328, или 43% от общего количества продаж.
- Промышленными предприятиями было выкуплено 1910 земельных участков общей площадью 3 664 га. Земельные участки, как правило, продавались в собственность промышленным предприятиям по абсолютно низкой цене в размере десятикратной ставки земельного налога в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем общий объем средств от приватизации земли предприятиями ориентировочно составил всего лишь 141,4 млрд. рублей.
- Доходы от продажи земли гражданам и юридическим лицам местными органами власти составили в 1996 году около 282 млрд. рублей.
Анализ рынка показывает, что обозначилась его поляризация: выделились ограниченные ареалы ажиотажного спроса на земельные участки и огромные площади с вялым, а чаще нулевым земельным оборотом.
Кроме указанных главных итогов земельной реформы первого этапа, к другим итогам следует отнести то, что во всех регионах, хотя и различными темпами и способами, проводится инвентаризация и межевание земель и оформление правоустанавливающих документов на фактически занимаемые земельные участки. В ряде регионов удалось сформировать нормативную базу и приступить к созданию и ведению земельного кадастра и к государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в ряде городов проведено экономическое зонирование территории и развиваются системы дифференцированной оценки земли.
В 1996 году принята Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", предусматривающая разработку, развертывание и функционирование автоматизированной системы земельного кадастра на территории Российской Федерации как государственной информационной системы, обеспечивающей защиту прав на землю, поступление платежей за землю и функционирование цивилизованного рынка земли и недвижимого имущества.
Правовой вакуум в области федерального земельного законодательства привел к настоящему моменту к изданию не стыкуемых между собой региональных нормативных актов, само существование которых ведет к конфедерализму страны. Отмена или корректировка этих региональных актов потребует значительных усилий и может связана с большими затратами. Во многом это явилось следствием недооценки важности и масштаба земельных преобразований, чрезмерной политизации земельного вопроса, а также отсутствием четких и обоснованных концепций, программ и планов реализации земельной политики.
Оценивая ситуацию в целом, необходимо отметить, что несмотря на ряд положительных итогов первого этапа земельной реформы, все вышеуказанные процессы реформирования протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно. В результате не используется финансовый и инвестиционный потенциал земли и иной недвижимости (что связано с несформированностью объектов недвижимого имущества и отсутствием регистрации прав на него); отсутствует достоверная информация о недвижимости, находящейся в муниципальной и государственной собственности, что делает невозможным эффективное управление ею; отстает от требований современной экономики инфраструктура земельного рынка.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ЗЕМЕЛЬНОЙ
РЕФОРМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1997 - 2002 ГГ.)
2.1. Основные принципы государственной политики в области земельных отношений
Основными принципами государственной политики в области земельных отношений на втором этапе земельной реформы являются:
- Поэтапное расширение и углубление земельной реформы путем выбора на каждом этапе экономически эффективных направлений, т.е. замена принципа земельной реформы "по всему фронту" на принцип стратегии главных направлений и оптимизации затрат.
- Перенос акцента с идеологических (политических) проблем на решение конкретных задач - нормативно-правовых, экономических и организационно-технических.
- Единство земельных участков с расположенной на них и прочно связанной с ней недвижимостью, обеспечивающее эффективный гражданский оборот недвижимости.
- Неразрывность и взаимосвязь процессов формирования объектов недвижимости, государственного учета и государственной регистрации прав на них. Только в результате такого единства термин "объект недвижимости" получает законченное выражение в виде трех неразрывно связанных понятий: субъект права, объект права и вид права.
- Четкое разграничение полномочий органов управления по отношению к объектам недвижимости, т.е. переход от ведомственного принципа к пообъектному принципу управления недвижимостью с целью устранения межведомственных противоречий.
- Единство нормативно-правового пространства, обеспечивающее проведение единой экономической политики государства и исключающий издержки регионализации.
- Единство государственного информационного пространства, которое обеспечивается общими стандартами, классификаторами, методиками и процедурами формирования, учета и регистрации объектов недвижимости.
- Оптимизация финансовых затрат на землеустройство и на создание единой государственной информационной системы кадастра недвижимости и их распределения между федеральными органами, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления и лицами - правообладателями недвижимости.
2.2. Цели земельной реформы второго этапа (1997 - 2002 гг.)
Целями дальнейшего реформирования земельных отношений на период 1997 - 2002 года, проводимого в составе институциональных преобразований, является:
- Обеспечение государством гарантий прав собственности и иных вещных и обязательственных прав на объекты недвижимости.
- Развитие рынка земли и иной недвижимости.
- Разграничение объектов федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности.
- Обеспечение эффективного управления объектами недвижимости и инвестиционной политики.
- Совершенствование налоговой системы.
- Обеспечение аграрной реформы.
- Обеспечение реформы жилищно-коммунального хозяйства.
- Обеспечение охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
- Усиление контроля и охраны за использованием земель.
- Создание земельного законодательства.
2.3. Задачи второго этапа земельной реформы (1997 - 2002 гг.)
Основными задачами второго этапа земельной реформы, обеспечивающими реализацию ее целей, являются:
- Разработка и реализация программ, законодательных актов и нормативных документов, регулирующих земельные и имущественные отношения.
- Инвентаризация земель городов и формирование объектов недвижимости.
- Создание единой информационной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество.
- Проведение массовой оценки земель и переход на новый механизм налогообложения прав на землю и сделок с землей на основе кадастровой (рыночной) оценки земель и иной недвижимости с целью создания базы для перехода к единому налогу на недвижимость.
- Создание механизма перевода оборота земельных ресурсов городов и других поселений из физической формы в финансовую (выпуск земельных ценных бумаг).
- Совершенствование организационной структуры сельскохозяйственного землепользования России на основе проведения землеустройства.
- Осуществление работ по разграничению государственной и муниципальной собственности и регистрация этих прав.
- Создание механизма арендной

ПИСЬМО Департамента страхового надзора Минфина РФ от 17.09.1997 n 24-01/КП-09 <О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ, ВОЗОБНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЗЫВЕ ЛИЦЕНЗИЙ РЯДУ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также